logo
Учебное пособие ГМУ

4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления

Государственной управление экономикой осуществляется, прежде всего, посредством государственного регулирования экономики с использованием административных и экономических средств. При этом государственный и муниципальный сектора экономики выступают одновременно и объектом регулирования и инструментом государственного и муниципального управления.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства и представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами исполнительной власти и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям. Регулируя предпринимательскую деятельность, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования. Государство, опираясь на выбранную хозяйственную стратегию, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора экономического роста.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Выделяют цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются: достижение экономической и социальной стабильности; обеспечение национальных конкурентных преимуществ и экономической безопасности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования. Они соподчинены с частными и общественными интересами.

Объектом государственного регулирования являются все отрасли и сферы национальной экономики, товарные, фондовый, валютный рынки, ценообразование, денежное обращение, а также коммерческие и некоммерческие организации независимо от формы собственности. Поэтому оно затрагивает интересы как, организаций, так и непосредственно граждан, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное влияние.

Государственный и муниципальный сектора экономики рассматриваются как инструмент государственного и муниципального управления. Управляющее воздействие госсектора на рыночные отношения, обеспечивается за счет организации и эффективного функционирования государственных (на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных) предприятий и организаций в их взаимосвязи. Существование в условиях смешанной экономики государственного сектора способствует решению общегосударственных экономических задач. Государственный сектор активно используется как средство макрорегулирования экономики.

В государственном регулировании используется совокупность прямых (включая административные) и косвенных методов. В процессе регулирования активно используются все функции управления, в том числе прогнозирование, планирование, контроль и др. Это позволяет концентрировать ресурсы на развитии базовых отраслей национальной экономики, обеспечивать быструю окупаемость средств, повышать мобильность факторов производства, предупреждать и устранять диспропорции в развитии хозяйственного комплекса страны.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Главная роль в регулировании экономики и, прежде всего, в государственном экономическом программировании отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Оно разрабатывает единую государственную политику и занимается нормативно-правовым регулированием в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны, обеспечивает развитие предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Кроме того, министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом оно самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по ряду следующих важных вопросов:

В функции министерства входит формирование межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации, управление государственным материальным резервом, формирование государственного оборонного заказа. Основными его задачами являются определение параметров и направлений деятельности государства, разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации, в том числе макроэкономических показателей, основных социально-экономические задач, решаемых в ближайшей и отдаленной перспективе. Министерство разрабатывает проекты развития государственного сектора экономики, программы приватизации, внешних и внутренних заимствований, предоставления Россией кредитов другим странам. Разработка программ, осуществляемая министерством экономического развития и торговли, является комплексным инструментом государственного регулирования.

Налогово-бюджетное регулирование является важным средством воздействия на экономику, складывающееся из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:

– в области налогообложения (фискальная политика);

– в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Бюджетная политика определяется Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию и является ядром экономической политики государства. Основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации регламентируются Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Государственный бюджет выступает ведущим звеном государственной всей финансовой системы. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение бюджетной и налоговой политики, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно отвечает и за реализацию валютной политики. Регулирующее влияние на экономику оказывают механизм формирования доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, размеры бюджетного дефицита. Источниками доходов являются:

В области государственного регулирования экономики Министерство финансов разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета России, а также исполняет федеральный бюджет. Региональные и местные бюджеты находятся вне подчинения Минфину России и являются соответствующими самостоятельными звеньями финансовой системы государства, построенной по принципу бюджетного федерализма, а также самостоятельными инструментами налогово-бюджетной политики.

Денежно-кредитная политика как инструмент государственного регулирования экономики. Основными задачами денежно-кредитной политики являются оптимизация количества денег в обращении, вытеснение денежных суррогатов, обеспечение соответствия количества платежных средств объему выпуска продукции и изменениям цен. Инструментами денежно-кредитной политики выступают контроль денежной массы в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование Банком России, установление норм резервирования средств коммерческих банков в банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование. Минфин России проводит с участием Центрального банка Российской Федерации (Банк России) политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; разрабатывает и реализует политику формирования структуры государственных заимствований. Правительство РФ и Центробанк реализуют меры обеспечивающие конвертируемость национальной валюты.

Рефинансирование – привлечение кредитными организациямидешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Рефинансированием также является полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов. Рефинансированиебанковского кредитаприменяется в случае изменения рыночных условий и значительного снижения ставок по кредитам, а также в случае снижения платежеспособности заемщика – за счет получения кредита на более длительный срок можно снизить ежемесячные выплаты. Наиболее целесообразно идти на рефинансирование, если новый кредит можно взять под меньшие проценты, сумма невыплаченного долга значительна (погашена меньшая его часть), затраты на досрочное погашение предыдущего кредита и обслуживание нового не превышают выгоду от снижения ставки.В области ценных бумаг рефинансированием является выпуск новых ценных бумаг для замещения и/или погашения ценных бумаг более старых выпусков. Обычно новые бумаги выпускаются с более низким процентом или с другим сроком погашения.

Статус Банка России (ЦБ РФ) определен в главе 3 Конституции РФ - в той части, которая посвящена федеративному устройству. Основной закон не включает Банк России в понятие «органы государственной власти». ЦБ РФ является самостоятельным субъектом государственного регулирования экономики, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти. Его полномочия закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Акты Банка России РФ носят «административно-властный характер». Основной его задачей является регулирование экономики соответствующими механизмами денежно-кредитной политики, согласованной с Правительством РФ.

Одной из функций ЦБ РФ является обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую кроме Банка России входят банки с государственным участием (Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), коммерческие банки, филиалы, представительства иностранных банков. Основой валютной политики государства является регулирование обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, выраженных в рублях (валютных курсов).

Валютное регулирование осуществляется как экономическими (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.), так и административными методами. Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков, а также включают прямые запреты на проведение определенных операций.

Для эффективного функционирования денежно - кредитной системы необходимо регулирование всех сегментов финансового рынка, главное назначение которого – перераспределение средств для более выгодного вложения капитала. Одним из основных сегментов финансового рынка является фондовый рынок. Временно свободные капиталы поступают на финансовый рынок, на котором наряду с банками функционирует ряд специализированных кредитных организаций: инвестиционные банки, фонды и компании, которые занимаются эммиссионно-учредительской деятельностью, т. е. выпуском ценных бумаг, получая от этого доход. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование фондового рынка (рынка ценных бумаг), является Федеральная служба по финансовым рынкам. Правовое регулирование фондового рынка обеспечивает Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Одной из форм государственного регулирования в рыночной экономике является государственный заказ. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует одноименный Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 207-ФЗ. Он устанавливает единый порядок размещения заказов. Кроме того, законодательную базу этого регулирования составляют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, законы РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе» и другие нормативные акты.

При этом целями государственного регулирования является:

Управляющее воздействие закупок для государственных и муниципальных нужд содержит макро- и микроэкономические аспекты. В макроэкономическом аспекте государственный заказ - одна из форм отношений власти и бизнеса, отражающая принципиальные составляющие промышленной, инвестиционной, финансово-бюджетной, научно-технической, внешнеторговой и социальной политики. На микроуровне государственный заказ – можно рассматривать как форму взаимодействия государства, как субъекта гражданско-правовых отношений, в лице государственных заказчиков с юридическими и физическими лицами на основе хозяйственно-договорных отношений между ними по поводу поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.

Под государственными нуждами понимаются потребности в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций государства или субъектов Федерации, в том числе для реализации целевых программ, обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или субъектов Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах (работах, услугах), необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) контролирует проведение конкурсов и торгов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на предмет их соответствия антимонопольному законодательству. Целью государственного регулирования, направленного на повышение эффективности функционирования механизмов конкуренции в национальной экономике является максимизация удовлетворения потребностей общества и оптимизация (рационализация) использования ограниченных (имеющихся) ресурсов.

В более узком смысле антимонопольная политика государства представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, нацеленных:

Отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, регулируются Законами РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г. № 948-1, «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999г. № 117-ФЗ, «О рекламе» от 18.07.95 №108-ФЗ.

В антимонопольном законодательстве под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, а под недобросовестной конкуренцией - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и проявляющиеся в следующих формах: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. В странах с развитой рыночной экономикой установлены различные пороговые значения для определения доминирующего положения.

В России под доминирующим положением понимают исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, например, такие действия, как:

Антимонопольным законодательством запрещаются вертикальные и горизонтальные соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются действия органов власти всех уровней направленные на ограничение конкуренции. Осуществление функций контроля соблюдения антимонопольного законодательства, включая применение мер административной ответственности за его нарушение, отнесено к ведению Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). ФАС России осуществляет также контроль организационно-имущественной зависимости на товарных и финансовых рынках. Кроме административной ответственности, предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование естественных монополий направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации определяет Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ.

Под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этими обстоятельствами спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Естественными монополиями признаются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) следующие товары (услуги):

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий ФАС России осуществляет контроль действий, совершаемых с участием или в отношении субъектов естественных монополий, которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование.

Кроме того, ФАС России осуществляет контроль организационно-имущественной зависимости в сферах естественных монополий. Юридические лица подлежат государственной регистрации в органах налоговой службы. Данные о государственной регистрации (или ее аннулировании) отображаются в Едином Государственном реестре юридических лиц. Сведения о включении предприятия в Государственный реестр публикуются. Процедура регистрации носит заявительный характер.

Организационно-правовое обеспечение государственного регулирования отношений по поводу создания, распространения и использования разнообразных видов инноваций зависит от статуса отдельных групп объектов научно-технического прогресса и связано с правами собственности на результаты интеллектуальной деятельности. В хозяйственный лексикон понятие «объекты интеллектуальной собственности» в Российской Федерации было введено законом «О собственности в РСФСР» и получило дальнейшее закрепление в гражданском законодательстве Российской Федерации. Результаты интеллектуальной деятельности, выступающие в инновационном предпринимательстве в качестве объекта, представляют собой, как правило, благо, отличающееся единством материального и нематериального содержания.

С учетом экономических аспектов права собственности на результаты интеллектуальной деятельности целесообразно выделить три группы объектов научно-технического прогресса, обладающих различным статусом:

а) группа объектов, отношение собственности на которые регулируются специальными законами (открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и т.п.);

б) группа объектов, право собственности на которые обеспечивается защитой тайны сведений о них (коммерческая тайна, ноу-хау, промышленные секреты и другая техническая, организационная информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность и не подпадающая под действие патентного, авторско-правового или другого специального законодательства);

в) группа объектов научно-технической продукции, право собственности на которую при ее создании каждый раз определяется договором между заказчиком и исполнителем (результаты исследований, выполняемых по договорам на научно-исследовательские работы (НИР), образцы новых изделий конструкторская документация на них, новые технологии, технологическая документация на них, создаваемые по договорам на опытно-конструкторские и технологические работы (ОКР).

Регулирование в этой сфере входит в компетенцию министерства образования и науки и подведомственных ему служб, в том числе в лице Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Понятие промышленной собственности в хозяйственный оборот было введено п.2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товара относятся к объектам промышленной собственности. Защита от недобросовестной конкуренции рассматривается как часть интеллектуальной, в том числе промышленной собственности.

Охрана прав в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Патентным законом Российской Федерации», законами РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.2001г. №128-ФЗ, действующего по состоянию на 01.01.2006г. в редакции с изменениями на 21.03.2005г.), других законов и положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным выше Федеральным законом. Лицензия разрешает осуществлять указанный в ней вид деятельности в течение установленного срока.

В целях расширения прав субъектов РФ, повышения их ответственности за экономические реформы установлен порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Лицензии юридическим и физическим лицам выдаются органами территориально-отраслевого управления администраций краев, областей, автономных образований, городов федерального значения.

Основными принципами государственного регулирования в этой сфере предпринимательской деятельности является:

Техническое регулирование и метрология - вид государственного регулирования  имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Регулирование государством этого направления экономики является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184-ФЗ. Закон вступил в силу с 01.07.2003 году. Требования этого закона отражают практику работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требования международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию.

Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность во многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг. Его нормы неразрывно взаимосвязаны с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».

Закон «О техническом регулировании» полностью заменяет Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», однако в связи с предстоящим большим объёмом работы по его реализации, предусматривается ряд правил применения Закона «О техническом регулировании».

Обязательные требования к объектам, на которые согласно указанному закону разрабатываются технические регламенты, утрачивают силу и прекращают действие. До вступления в силу соответствующего технического регламента, к объектам, которые он регулирует, применяются обязательные требования, установленные ранее законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами (государственными стандартами, санитарными правилами, строительными нормами и правилами и другими обязательными документами).

Государственный контроль соблюдения требований указанных актов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2003г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации».

Государственное управление, включая координацию деятельности различных органов в этой сфере, осуществляет Министерство промышленности и энергетики РФ в лице Агентства по техническому регулированию и метрологии. Оно реализует государственную политику в области технического регулирования, стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Гигиеническая оценка продукции. Для производства отдельных видов продукции требуется предварительно получить гигиеническое заключение. Оно является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий.

Гигиеническое заключение обязательно для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации. Гигиеническая оценка продукции проводится учреждениями Федеральной Службы  России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России) по результатам исследований, которые выполняются привлекаемыми для этого организациями.

Выдача гигиенических заключений осуществляется органами и учреждениями Роспотребнадзора России на этапе согласования нормативной документации и постановки продукции на производство или оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новой продукции.

Одним из направлений государственного регулирования выступает экологический контроль. Он обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства.

Государственный экологический контроль осуществляют органы власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также специально уполномоченные госорганы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в этой сфере, включая координацию деятельности различных органов, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в лице Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования.

МПР России проводит оценку воздействия на окружающую природную среду, которое возникает при принятии решений по различным направлениям социально-экономического развития. При этом определяется соответствие хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности.

По результатам оценки выдается заключение о допустимости воздействия анализируемой деятельности на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

Экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Решения должностных лиц органов государственного экологического контроля в соответствии с их компетенцией обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.