logo
Учебное пособие ГМУ

2.3. Государственное управление в административно-политической сфере

Государственное управление в административно-политической сфере связано с понятием «политика». Политика - это наука, искусство и деятельность по определению путей развития общества и государства, по защите интересов опреде­ленного социального, территориального и иного крупного коллектива, деятельность политических партий, отдельных лиц и их группировок, связанная с вопросами государственной или муниципальной власти. В сфере государственной политики различают два основных на­правления: внутреннюю и внешнюю политика. Внутренняя политика может приобретать всеобъемлющий характер: экономические и соци­альные меры нередко имеют важнейшее политическое значение (на­пример, приватизация государственных предприятий или установле­ние размеров государственных пенсий). Политическое значение имеет законодательство по вопросам духовной жизни общества (например, идеологический плюрализм или единственная разрешенная идеоло­гия), законы, регулирующие личные отношения (например, о браке и семье, ювенальной полиции и др.), которые тоже могут иметь политические последствия.

В России в сфере административно-политической деятельности государственное управление распространяется на оборону, государст­венную безопасность, внутренние дела, иностранные дела и юстицию. Особое место среди этих ведомств занимает прокуратура. Область обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязательств по взаимной обороне от агрессии), наконец, выполнения задач, вытекающих из Устава ООН.

Основа военной организации государства - Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению задач обороны привлекаются также Пограничные войска Федераль­ной пограничной службы, внутренние войска Министерства внут­ренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агент­ства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (МЧС), а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при других федеральных органах испол­нительной власти. С их деятельностью тесно связана работа Россий­ского агентства по обычным вооружениям и Российского агентства по боеприпасам.

Управление в области обороны осуществляется только федераль­ными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Пре­зидент РФ, являющийся по должности Верховным Главнокомандую­щим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные на­правления военной политики, утверждает планы строительства Во­оруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфлик­тов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнение в запас, назначает и освобождает от должности высшее командование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд дру­гих вопросов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно про­водит необходимые меры по организации обороны и государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, матери­альными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит граждан­ской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, ко­мандующие военными округами, другие военачальники.

Министерство обороны РФ отвечает за состояние и развитие Во­оруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисциплины. Министр обороны входит в Правительство РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ. Министерство разрабатывает предложения о кон­цепции Вооруженных Сил, программе вооружений, заказывает и фи­нансирует производство военной техники, продовольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилизационную готовность во­оруженных сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обо­роны. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе органы управления видами Воору­женных Сил. Их возглавляют главнокомандующие видами войск (воен­но-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим под­чинены главные штабы видов войск и другие службы.

Генеральный штаб - основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строи­тельству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу обо­рудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспек­тивное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ. Связующим звеном между Министерством обороны и войсками являются органы управления военных округов и флотов. Военный округ — оперативно-территориальная единица, создаваемая для ко­мандования Вооруженными Силами на определенном стратегическом направлении. Во главе округа стоит командующий, который через штаб округа, другие службы осуществляет управление войсками в гра­ницах округа, организует его оборону. На местах существуют военные комиссариаты — территориальные органы военного управления, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах, районах. Они, в частности, ведут учет воен­нообязанных, организуют прием на военную службу (в том числе путем заключения контрактов на добровольной основе).

Расположение воинских частей в населенном пункте или вне его - воинский гарнизон. Приказом командующего военным округом или флота назначаются начальник гарнизона (старший морской началь­ник) и военный комендант гарнизона. Они отвечают за поддержание порядка, дисциплины (в том числе на улицах, общественных местах, что составляет, прежде всего, обязанность коменданта), за создание ус­ловий, необходимых для подготовки войск и повседневной жизни. В крупных воинских объединениях (армиях, видах войск), в воен­ных округах (флотах) при командующих созданы постоянно дейст­вующие совещательные органы - военные советы.

В России в соответствии с Конституцией существует всеобщая во­инская обязанность. Ее формы: состояние на воинском учете; обяза­тельная подготовка к военной службе; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на временные военные сборы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, а также окончившие государственные и негосударственные (с государствен­ной аккредитацией) вузы и зачисленные в запас с присвоением воин­ского звания.

Большой объем задач в сфере государственного управления выпол­няет Министерство внутренних дел РФ (МВД). Оно руководит полицией, Дорожно-патрульной службой, Го­сударственной противопожарной службой, имеет в своем подчинении внутренние войска и другие отряды специального назначения. Оно тесно сотрудничает с другими «силовыми» ведомствами: Министерст­вом обороны, Федеральной пограничной службой, Федеральной служ­бой охраны и др. МВД подчинено Президен­ту РФ. Правительство координирует его деятельность. Министерство осуществляет государственное управление в области внутренних дел в форме централизованного руководства, но действует, как правило, через министерства внутренних дел республик, управления и отделы в других субъектах РФ. Вместе с тем у МВД есть организации, находящиеся в его исключительном подчинении (региональные управления по борьбе с организованной преступнос­тью, органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ оно разрабатывает и осуществляет меры по защите прав и свобод личности, имущества (независимо от формы собственности), обеспечивает общественный порядок, принимает меры по предупреж­дению, пресечению преступлений и административных правонаруше­ний, раскрытию и расследованию преступлений, совершенствует пра­вовую основу деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивает законность в их деятельности. Министерство оп­ределяет приоритетные направления работы его органов и войск, уча­ствует в разработке целевых программ в своей сфере, организует опе­ративно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу своих органов, организует розыск лиц, уклоняющихся от суда и наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших лиц, принимает меры по обеспечению режима чрезвычайного или военного положе­ния, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оно занимается вопросами безопасности дорожного движе­ния, ведет учет транспортных средств и регистрацию граждан по месту жительства, выдает лицензии на деятельность, относящуюся по закону к его ведению (например, частная охрана), дает разрешение на приобретение допустимых видов оружия, ведает вопросами, свя­занными с гражданством, выдачей паспортов (в том числе загранич­ных), свободой передвижения, правовым положением иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Важная сфера дея­тельности — обеспечение массовых публичных мероприятий (демон­страций, митингов), спортивных соревнований с большой концентра­цией людей. Как и во многих других государствах, в России существуют внут­ренние войска, входящие в систему Министерства внутренних дел. Они непосредственно подчиняются Главнокомандующему внутренни­ми войсками, действуют в соответствии с Законом РФ «О внутренних войсках МВД» и имеют целью обеспечение безопасности лич­ности, общества и государства от противоправных посягательств. Внутренние войска участвуют в охране общественного порядка, охра­няют важные государственные объекты и специальные грузы, конво­ируют лиц, находящихся под стражей; участвуют в территориальной обороне РФ; обеспечивают режим чрезвычайного положения.

Внутренние войска специализированы. Части оперативного назна­чения участвуют в наведении порядка в районах чрезвычайного по­ложения и вооруженных конфликтов (например, в Чечне, Дагестане и др.), в изъятии оружия у населения, разоружении незаконных воинских формирова­ний, а при сопротивлении - в их ликвидации. Специальные мотори­зованные части несут патрульную службу, участвуют в охране обще­ственного порядка, воинские части специального назначения участву­ют в ликвидации незаконных вооруженных формирований, организо­ванных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, со­провождающихся вооруженным насилием. Комплектование внутрен­них войск осуществляется путем добровольного поступления граждан на службу или по их желанию после призыва на военную службу. Права служащих внутренних войск аналогичны правам работни­ков милиции, но при несении боевой службы им предоставлены до­полнительные полномочия (ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, обязывать граждан остаться на определенном месте или покинуть его, задерживать граждан и т.д.). Они могут при­менять не только оружие и специальные средства, но также боевую и специальную технику.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юс­тиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ. Министерство юс­тиции не занимается организационным и материальным обеспечением судов, теперь эти вопросы находятся в ведении Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ. Министерство обеспечивает реализа­цию государственной политики в области юстиции, участвует в обес­печении правовой базы для деятельности органов государства, по по­ручениям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направлен­ных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых феде­ральными органами государственной власти, а также актов, принятых субъектами РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и фе­деральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует нормативные правовые акты, издаваемые отраслевыми органами исполнительной власти РФ (министерствами, ведомства­ми). Последние должны направлять в Министерство юстиции свои акты в течение 10 дней после их принятия. Без регистрации и после­дующего опубликования они не вступают в силу.

Министерство юсти­ции осуществляет систематизацию законодательства, разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Кон­ституцией РФ, контролирует правильность и своевременность пуб­ликации правовых актов. Оно может обращаться с представлением к Президенту и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение Конституции, законов, указов Пре­зидента, актов Правительства.

Министерство юстиции осуществляет контроль за исполнением законодательства, регистрирует обществен­ные объединения и контролирует соответствие деятельности общест­венных объединений их уставным целям, вправе делать им предуп­реждения и обращаться в суд с требованием о роспуске нарушителей. Его органы регистрируют юридических лиц, акты гражданского со­стояния (браки, рождения и др.), разрабатывают программы и реали­зуют правовую информатизацию государственных органов, ведут пра­вовую пропаганду среди населения. Министерство юстиции осуществляет руководство нотариатом, Службой судебных приставов (в их ведение входит охрана судов, со­блюдение порядка в судебных заседаниях, опись имущества по граж­данским делам и др.). Судебные приставы имеют право применять силу и оружие. В ведении Министерства юстиции находятся места заключения осужденных (тюрьмы, лагеря и др.).

Специфической частью государственного управления в админи­стративно-политической сфере является управление иностранными делами данного государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государства­ми и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за границей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), проживающих в других странах. Согласно Конституции РФ основные направления внешней поли­тики государства определяет Президент РФ. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписы­вает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств).

Пре­зидент РФ назначает министра иностранных дел, подчиненного ему непосредственно, дипломатических представителей в другие государ­ства и международные организации (после консультаций с комиссия­ми парламента). Текущими внешнеполитическими мероприятиями, связанными с деятельностью Президента РФ, занимается Управление Президента РФ по внешней политике, ведомство Протокола Прези­дента РФ. Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительство РФ в ино­странных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные дого­воры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.

Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел РФ (МИД РФ). Его возглавляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных госу­дарств, международных организаций от имени Президента и Прави­тельства РФ, подписывает международные документы без специаль­ных на то полномочий, в силу свой должности. МИД разра­батывает общую стратегию внешней политики и представляет ее Пре­зиденту РФ, реализует внешнеполитический курс государства, коор­динирует международные связи субъектов РФ (последние могут уч­реждать свои представительства за рубежом, являющиеся частью пред­ставительств МИД России, могут заключать международные соглаше­ния, но не по политическим вопросам).

МИД дипломатическими средствами обеспечивает защиту суверенитета России, интересов государства, прав и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом, сотрудничество с другими государст­вами и международными организациями. Его деятельность охватывает все стороны отношений России с ино­странными государствами и международными организациями: поли­тические, экономические, культурные. Оно является главным координатором внешней политики государства, все другие органы обя­заны согласовывать с ним свои мероприятия на международной арене.

В стране пребывания Российскую Федерацию представляет по­сольство, которое является государственным органом внешних сно­шений. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный по­сол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководст­вом МИД России. Посольство выполняет следующие функции:

При посольствах действуют представители других минис­терств, органов по руководству экономикой, некоторых субъектов РФ.

При посольствах существуют консульские отделы. Консульские уч­реждения могут открываться также в крупных городах, морских пор­тах. Основные задачи консульств - защита интересов РФ, ее граждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не зани­маются внешнеполитической деятельностью. Они содействуют разви­тию экономических, научных, культурных связей РФ с государством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздуш­ным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или временно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия и акты гражданского состояния.

Специфической частью государственного управления в админи­стративно-политической сфере является обеспечение национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (долее - Стратегии) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах: внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, экологической сферах и в сфере общественной безопасности.

Повседневной работой по обеспечению государственной безопас­ности занимаются Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внеш­ней разведки (СВР), Федеральная пограничная служба (ФПС), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральное агентство правительственной связи и информа­ции при Президенте РФ (ФАПСИ) (табл. 10).

Таблица 10 – Органы обеспечения государственной безопас­ности

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ)

Руководство

Функции

Руководят деятельностью Федеральной службы безопасности Пре­зидент и Правительство РФ. Директор службы, возглавляющий ее, непосредственно подчинен Президенту РФ, назначается и увольняет­ся им. При директоре есть совещательный орган - коллегия. Прези­дент РФ утверждает положение о службе, ее структуру по представ­лению Председателя Правительства РФ. На местах (в субъектах РФ) создаются территориальные органы (управления, отделы) службы безопасности. В войсках, в органах внутренних дел, в налоговой по­лиции, таможенных органах ФСБ безопасности созда­ет свои отделы.

Осуще­ствляет разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных государств), ведет борьбу с государственными преступления­ми (пресечение шпионажа, террористической деятельности, организо­ванной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, нар­котических средств, пресечение других преступлений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие). Обеспечи­вает охрану государственной тайны, атомной промыш­ленности, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных центров, космических исследований др.

Служба внешней разведки РФ (СВР)

Руководство

Функции

Президент РФ назначает и освобождает от должности руководителя службы (не входит в состав Правительства), других ее руководителей. Ор­ганы внешней разведки созданы также в Министерстве обороны, в ФПС, в ФАПСИ. Кадровый состав зашифрован.

Добывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, затрагивающих национальные интересы РФ. Круг методов и средств работы ограничен Федеральным законом «О внешней разведке» (1996).

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС)

Руководство

Функции

Директора Федеральной пограничной службы, ко­торый по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками, назначает Президент РФ. Он подчинен и Правительству. Директор управляет Пограничными войсками через Главный штаб и другие службы, возглавляет Главный военный совет Пограничных войск. В структуру войск входят пограничные округа, пограничные группы, оперативные группы.

Обеспечивает интересы и безопасность государства на Государственной границе и в погранич­ном пространстве, обеспечивает соблюдение особого режима, порядка содержания границы, перемещения лиц и товаров через нее, разрешение пограничных конфликтов, въезда в по­граничную зону и пребывания в ней, ведение хозяйственной деятель­ности, проведения массовых общественно-политических и культур­ных мероприятий.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО)

Руководство

Функции

Находится под руководством Пре­зидента и Правительства РФ.

Обеспечивает безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Законом РФ «О государственной охране» (1996). Президента, Председателя Правительства РФ, председателей палат парламента, высших судов, Генерального прокурора, высших официальных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории РФ.

Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ)

Руководство

Функции

Находится в непосредственном ведении Президента РФ, он же назна­чает Генерального директора агентства.

Обеспечивают специальными видами связи и информации органы государственной власти РФ и ее субъектов и ее безопасность.

В Стратегии национальной безопасности прогнозируются рост негативного влияния, которое будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.

Усилится глобальное информационное противоборство. Возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.

Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников. Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

Показатели оценки состояния национальной безопасности России:

уровень безработицы (доля от экономически активного населения), децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), уровень роста потребительских цен, уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта, уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта, уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.