2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
Государственное управление в административно-политической сфере связано с понятием «политика». Политика - это наука, искусство и деятельность по определению путей развития общества и государства, по защите интересов определенного социального, территориального и иного крупного коллектива, деятельность политических партий, отдельных лиц и их группировок, связанная с вопросами государственной или муниципальной власти. В сфере государственной политики различают два основных направления: внутреннюю и внешнюю политика. Внутренняя политика может приобретать всеобъемлющий характер: экономические и социальные меры нередко имеют важнейшее политическое значение (например, приватизация государственных предприятий или установление размеров государственных пенсий). Политическое значение имеет законодательство по вопросам духовной жизни общества (например, идеологический плюрализм или единственная разрешенная идеология), законы, регулирующие личные отношения (например, о браке и семье, ювенальной полиции и др.), которые тоже могут иметь политические последствия.
В России в сфере административно-политической деятельности государственное управление распространяется на оборону, государственную безопасность, внутренние дела, иностранные дела и юстицию. Особое место среди этих ведомств занимает прокуратура. Область обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязательств по взаимной обороне от агрессии), наконец, выполнения задач, вытекающих из Устава ООН.
Основа военной организации государства - Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению задач обороны привлекаются также Пограничные войска Федеральной пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при других федеральных органах исполнительной власти. С их деятельностью тесно связана работа Российского агентства по обычным вооружениям и Российского агентства по боеприпасам.
Управление в области обороны осуществляется только федеральными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РФ, являющийся по должности Верховным Главнокомандующим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнение в запас, назначает и освобождает от должности высшее командование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.
Важные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно проводит необходимые меры по организации обороны и государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, командующие военными округами, другие военачальники.
Министерство обороны РФ отвечает за состояние и развитие Вооруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисциплины. Министр обороны входит в Правительство РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ. Министерство разрабатывает предложения о концепции Вооруженных Сил, программе вооружений, заказывает и финансирует производство военной техники, продовольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилизационную готовность вооруженных сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обороны. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе органы управления видами Вооруженных Сил. Их возглавляют главнокомандующие видами войск (военно-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим подчинены главные штабы видов войск и другие службы.
Генеральный штаб - основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строительству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу оборудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспективное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ. Связующим звеном между Министерством обороны и войсками являются органы управления военных округов и флотов. Военный округ — оперативно-территориальная единица, создаваемая для командования Вооруженными Силами на определенном стратегическом направлении. Во главе округа стоит командующий, который через штаб округа, другие службы осуществляет управление войсками в границах округа, организует его оборону. На местах существуют военные комиссариаты — территориальные органы военного управления, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах, районах. Они, в частности, ведут учет военнообязанных, организуют прием на военную службу (в том числе путем заключения контрактов на добровольной основе).
Расположение воинских частей в населенном пункте или вне его - воинский гарнизон. Приказом командующего военным округом или флота назначаются начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант гарнизона. Они отвечают за поддержание порядка, дисциплины (в том числе на улицах, общественных местах, что составляет, прежде всего, обязанность коменданта), за создание условий, необходимых для подготовки войск и повседневной жизни. В крупных воинских объединениях (армиях, видах войск), в военных округах (флотах) при командующих созданы постоянно действующие совещательные органы - военные советы.
В России в соответствии с Конституцией существует всеобщая воинская обязанность. Ее формы: состояние на воинском учете; обязательная подготовка к военной службе; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на временные военные сборы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, а также окончившие государственные и негосударственные (с государственной аккредитацией) вузы и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.
Большой объем задач в сфере государственного управления выполняет Министерство внутренних дел РФ (МВД). Оно руководит полицией, Дорожно-патрульной службой, Государственной противопожарной службой, имеет в своем подчинении внутренние войска и другие отряды специального назначения. Оно тесно сотрудничает с другими «силовыми» ведомствами: Министерством обороны, Федеральной пограничной службой, Федеральной службой охраны и др. МВД подчинено Президенту РФ. Правительство координирует его деятельность. Министерство осуществляет государственное управление в области внутренних дел в форме централизованного руководства, но действует, как правило, через министерства внутренних дел республик, управления и отделы в других субъектах РФ. Вместе с тем у МВД есть организации, находящиеся в его исключительном подчинении (региональные управления по борьбе с организованной преступностью, органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска).
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ оно разрабатывает и осуществляет меры по защите прав и свобод личности, имущества (независимо от формы собственности), обеспечивает общественный порядок, принимает меры по предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений, совершенствует правовую основу деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивает законность в их деятельности. Министерство определяет приоритетные направления работы его органов и войск, участвует в разработке целевых программ в своей сфере, организует оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу своих органов, организует розыск лиц, уклоняющихся от суда и наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших лиц, принимает меры по обеспечению режима чрезвычайного или военного положения, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оно занимается вопросами безопасности дорожного движения, ведет учет транспортных средств и регистрацию граждан по месту жительства, выдает лицензии на деятельность, относящуюся по закону к его ведению (например, частная охрана), дает разрешение на приобретение допустимых видов оружия, ведает вопросами, связанными с гражданством, выдачей паспортов (в том числе заграничных), свободой передвижения, правовым положением иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Важная сфера деятельности — обеспечение массовых публичных мероприятий (демонстраций, митингов), спортивных соревнований с большой концентрацией людей. Как и во многих других государствах, в России существуют внутренние войска, входящие в систему Министерства внутренних дел. Они непосредственно подчиняются Главнокомандующему внутренними войсками, действуют в соответствии с Законом РФ «О внутренних войсках МВД» и имеют целью обеспечение безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств. Внутренние войска участвуют в охране общественного порядка, охраняют важные государственные объекты и специальные грузы, конвоируют лиц, находящихся под стражей; участвуют в территориальной обороне РФ; обеспечивают режим чрезвычайного положения.
Внутренние войска специализированы. Части оперативного назначения участвуют в наведении порядка в районах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов (например, в Чечне, Дагестане и др.), в изъятии оружия у населения, разоружении незаконных воинских формирований, а при сопротивлении - в их ликвидации. Специальные моторизованные части несут патрульную службу, участвуют в охране общественного порядка, воинские части специального назначения участвуют в ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием. Комплектование внутренних войск осуществляется путем добровольного поступления граждан на службу или по их желанию после призыва на военную службу. Права служащих внутренних войск аналогичны правам работников милиции, но при несении боевой службы им предоставлены дополнительные полномочия (ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, обязывать граждан остаться на определенном месте или покинуть его, задерживать граждан и т.д.). Они могут применять не только оружие и специальные средства, но также боевую и специальную технику.
В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ. Министерство юстиции не занимается организационным и материальным обеспечением судов, теперь эти вопросы находятся в ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Министерство обеспечивает реализацию государственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручениям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых федеральными органами государственной власти, а также актов, принятых субъектами РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и федеральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует нормативные правовые акты, издаваемые отраслевыми органами исполнительной власти РФ (министерствами, ведомствами). Последние должны направлять в Министерство юстиции свои акты в течение 10 дней после их принятия. Без регистрации и последующего опубликования они не вступают в силу.
Министерство юстиции осуществляет систематизацию законодательства, разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ, контролирует правильность и своевременность публикации правовых актов. Оно может обращаться с представлением к Президенту и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение Конституции, законов, указов Президента, актов Правительства.
Министерство юстиции осуществляет контроль за исполнением законодательства, регистрирует общественные объединения и контролирует соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям, вправе делать им предупреждения и обращаться в суд с требованием о роспуске нарушителей. Его органы регистрируют юридических лиц, акты гражданского состояния (браки, рождения и др.), разрабатывают программы и реализуют правовую информатизацию государственных органов, ведут правовую пропаганду среди населения. Министерство юстиции осуществляет руководство нотариатом, Службой судебных приставов (в их ведение входит охрана судов, соблюдение порядка в судебных заседаниях, опись имущества по гражданским делам и др.). Судебные приставы имеют право применять силу и оружие. В ведении Министерства юстиции находятся места заключения осужденных (тюрьмы, лагеря и др.).
Специфической частью государственного управления в административно-политической сфере является управление иностранными делами данного государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государствами и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за границей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), проживающих в других странах. Согласно Конституции РФ основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств).
Президент РФ назначает министра иностранных дел, подчиненного ему непосредственно, дипломатических представителей в другие государства и международные организации (после консультаций с комиссиями парламента). Текущими внешнеполитическими мероприятиями, связанными с деятельностью Президента РФ, занимается Управление Президента РФ по внешней политике, ведомство Протокола Президента РФ. Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные договоры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.
Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел РФ (МИД РФ). Его возглавляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных государств, международных организаций от имени Президента и Правительства РФ, подписывает международные документы без специальных на то полномочий, в силу свой должности. МИД разрабатывает общую стратегию внешней политики и представляет ее Президенту РФ, реализует внешнеполитический курс государства, координирует международные связи субъектов РФ (последние могут учреждать свои представительства за рубежом, являющиеся частью представительств МИД России, могут заключать международные соглашения, но не по политическим вопросам).
МИД дипломатическими средствами обеспечивает защиту суверенитета России, интересов государства, прав и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом, сотрудничество с другими государствами и международными организациями. Его деятельность охватывает все стороны отношений России с иностранными государствами и международными организациями: политические, экономические, культурные. Оно является главным координатором внешней политики государства, все другие органы обязаны согласовывать с ним свои мероприятия на международной арене.
В стране пребывания Российскую Федерацию представляет посольство, которое является государственным органом внешних сношений. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководством МИД России. Посольство выполняет следующие функции:
информирует органы власти о внешней и внутренней политике страны пребывания;
участвует в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с этой страной;
поддерживает постоянные контакты с органами власти страны пребывания;
осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания посольства российских делегаций, государственных учреждений и предприятий, групп специалистов.
При посольствах действуют представители других министерств, органов по руководству экономикой, некоторых субъектов РФ.
При посольствах существуют консульские отделы. Консульские учреждения могут открываться также в крупных городах, морских портах. Основные задачи консульств - защита интересов РФ, ее граждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью. Они содействуют развитию экономических, научных, культурных связей РФ с государством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздушным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или временно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия и акты гражданского состояния.
Специфической частью государственного управления в административно-политической сфере является обеспечение национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (долее - Стратегии) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах: внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, экологической сферах и в сфере общественной безопасности.
Повседневной работой по обеспечению государственной безопасности занимаются Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная пограничная служба (ФПС), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) (табл. 10).
Таблица 10 – Органы обеспечения государственной безопасности
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) | |
Руководство | Функции |
Руководят деятельностью Федеральной службы безопасности Президент и Правительство РФ. Директор службы, возглавляющий ее, непосредственно подчинен Президенту РФ, назначается и увольняется им. При директоре есть совещательный орган - коллегия. Президент РФ утверждает положение о службе, ее структуру по представлению Председателя Правительства РФ. На местах (в субъектах РФ) создаются территориальные органы (управления, отделы) службы безопасности. В войсках, в органах внутренних дел, в налоговой полиции, таможенных органах ФСБ безопасности создает свои отделы. | Осуществляет разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных государств), ведет борьбу с государственными преступлениями (пресечение шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, пресечение других преступлений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие). Обеспечивает охрану государственной тайны, атомной промышленности, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных центров, космических исследований др. |
Служба внешней разведки РФ (СВР) | |
Руководство | Функции |
Президент РФ назначает и освобождает от должности руководителя службы (не входит в состав Правительства), других ее руководителей. Органы внешней разведки созданы также в Министерстве обороны, в ФПС, в ФАПСИ. Кадровый состав зашифрован. | Добывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, затрагивающих национальные интересы РФ. Круг методов и средств работы ограничен Федеральным законом «О внешней разведке» (1996). |
Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) | |
Руководство | Функции |
Директора Федеральной пограничной службы, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками, назначает Президент РФ. Он подчинен и Правительству. Директор управляет Пограничными войсками через Главный штаб и другие службы, возглавляет Главный военный совет Пограничных войск. В структуру войск входят пограничные округа, пограничные группы, оперативные группы. | Обеспечивает интересы и безопасность государства на Государственной границе и в пограничном пространстве, обеспечивает соблюдение особого режима, порядка содержания границы, перемещения лиц и товаров через нее, разрешение пограничных конфликтов, въезда в пограничную зону и пребывания в ней, ведение хозяйственной деятельности, проведения массовых общественно-политических и культурных мероприятий. |
Федеральная служба охраны РФ (ФСО) | |
Руководство | Функции |
Находится под руководством Президента и Правительства РФ. | Обеспечивает безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Законом РФ «О государственной охране» (1996). Президента, Председателя Правительства РФ, председателей палат парламента, высших судов, Генерального прокурора, высших официальных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории РФ. |
Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) | |
Руководство | Функции |
Находится в непосредственном ведении Президента РФ, он же назначает Генерального директора агентства. | Обеспечивают специальными видами связи и информации органы государственной власти РФ и ее субъектов и ее безопасность. |
В Стратегии национальной безопасности прогнозируются рост негативного влияния, которое будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.
Усилится глобальное информационное противоборство. Возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.
Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников. Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Показатели оценки состояния национальной безопасности России: уровень безработицы (доля от экономически активного населения), децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), уровень роста потребительских цен, уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта, уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта, уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. |
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136