2.6. Территориальное общественное
САМОУПРАВЛЕНИЕ
На категории «территориальное общественное самоуправление» (далее – ТОС), следует остановиться более подробно, поскольку оно не тождественно категории «местное самоуправление». Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ (ст. 27) «формой самоорганизация граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения является территориальное общественное самоуправление». Оно может осуществляться на части территории муниципального образования. Например, в подъезде многоквартирного дома, в доме, в группе жилых домов, в сельском населенном пункте и т. п. Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет две основные формы осуществления ТОС жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно – через формируемые органы TOC. Система ТОС включает в себя следующие элементы: формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей, опросы населения и т. п.), органы TOC (собрание как высший руководящий орган, комитет как исполнительный орган; председатель осуществляет общее руководство органами TOC, ревизионная комиссия как орган, контролирующий осуществление хозяйственной деятельности, и т. п.); добровольные союзы органов TOC.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 27) TOC регистрируется в форме некоммерческой организации. Основным отличием ТОС от общественных объединений является право участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой инициативы. Проекты муниципальных правовых актов, внесенные органами ТОС в органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Границы территории TOC устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. На одной территориальной единице может быть создан только один орган TOC. Полномочия органов TOC сводятся к представлению интересов населения, проживающего на соответствующей территории и исполнению решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (общее руководство при этом осуществляет председатель TOC). Они могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Органы TOC избираются жителями, проживающими на соответствующей территории, как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так и на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Решения общих собраний и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний, конференций TOC в течение 10 дней доводятся до сведения органов МСУ и других заинтересованных лиц. К исключительным полномочиям ТОС относятся:
1) установление структуры органов TOC (на общем собрании жителей определяются виды избираемых органов: председателя, осуществляющего общее руководство, исполнительно-распорядительного и контрольно-ревизионного органов, определяется количество работников органов TOC ); избрание органов TOC и председателя ТОС на общих собраниях, конференциях жителями;
2) принятие устава TOC, (устав, как нормативно-учредительный акт TOC, может быть принят только на общем собрании, конференции жителей).
В уставе ТОС устанавливаются:
- территория осуществления TOC (подробное описание границ своей территории с указанием улиц, номеров дворов, описанием природно-географического ландшафта и т. п.);
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности TOC;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов, порядок внесения в устав изменений и дополнений;
- порядок принятия решений, затрагивающих интересы жителей принимаются на сходах, конференциях TOC;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления TOC (перечень прав и обязанностей ликвидационной комиссии).
Определение жителями основных направлений деятельности, утверждение смет расходов, отчет председателя TOC осуществляются на собраниях, конференциях. Финансовые средства органов TOC формируются за счет собственных финансов (доходов от хозяйственной деятельности органов TOC, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан), заемных средств (ссуды и кредиты банков, гранты.), средств, передаваемых органам ТОС органами МСУ на осуществление конкретных мероприятий, планов, программ, а также вместе с передачей отдельных своих полномочий.
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136