logo
Учебное пособие ГМУ

4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты

Административная реформа в Российской Федерации, проведенная в 2006 - 2010 годах, была направлена на достижение следующих целей:

В Концепции отмечены результаты реформирования системы государственного управления:

За эти годы сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы. В рамках направления, касающегося управления по результатам и проектного управления:

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации. В настоящее время административный регламент является основным документом, регулирующим порядок предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций). Административные регламенты служат основой для оптимизации государственных и муниципальных услуг (функций) и перевода их в электронный вид. К концу 2010 года утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6000 и 4000 административных регламентов соответственно [2].

В рамках направления, касающегося предоставления информации о государственных услугах и государственных услугах, оказываемых в электронной форме, созданы следующие ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства:

Зарегистрированные пользователи единого портала имеют возможность отправлять в электронной форме заявления на получение более 50 государственных услуг, предоставляемых 18 федеральными органами исполнительной власти [2].

Обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. По состоянию на декабрь 2010 г. на едином портале была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет предоставляют различные веб-сервисы, значительно облегчающие получение государственных услуг. Единый портал также предоставляет возможность подачи заявлений по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства указанных услуг обеспечена возможность подачи документов в электронной форме.

Важным этапом в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Указанный Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивая тем самым реализацию конституционного права граждан свободно искать и получать информацию.

Кроме того, принят Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», создается единая межведомственная информационно-статистическая система, создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота.

В целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде - создана единая система межведомственного электронного взаимодействия. Однако модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов и иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам.

В рамках направления, касающегося организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) к концу 2010 года начали функционировать 166 многофункциональных центров в 48 субъектах Российской Федерации (в каждом многофункциональном центре предоставляется от 100 до 200 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг).

В качестве результатов рассматриваются:

Это позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания многофункциональных центров показали, что почти 90 процентов посетителей высоко оценивают их работу.

В направлении оптимизации функций органов исполнительной власти, проведена инвентаризация состава государственных услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному правительством анализу, существует более 800 таких услуг (функций) на федеральном уровне. Это услуги, получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), и контрольно-надзорные функции. По данным Минэкономразвития России, это позволило сократить сроки на их получение до 53 дней.

В федеральном законодательстве определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг (функций). Данные о соответствующих государственных услугах (функциях), размещенные в федеральном реестре, позволяют оценить прогресс в разработке административных регламентов на всех уровнях государственного и муниципального управления. В дальнейшем позволят принимать решения об оптимизации порядка и сроков их предоставления (исполнения). Достигнуты ощутимые результаты в части сокращения лицензируемых видов деятельности. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен порядок определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Упрощены процедуры получения и переоформления лицензии и обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов, открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов, что позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием.

Оптимизирована государственная функция, связанная со стимулированием развития саморегулирования. С 1 января 2006 г. 5 видов лицензирования заменены обязательным членством в саморегулируемых организациях. Всего в Российской Федерации по состоянию на апрель 2011 г. создано более 750 саморегулируемых организаций, охватывающих более 20 видов предпринимательской и профессиональной деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. При этом требование об обязательном членстве субъектов бизнеса в соответствующих саморегулируемых организациях установлено в 8 видах предпринимательской и профессиональной деятельности. В 2008 году в связи с принятием Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были увеличены гарантии защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и введен уведомительный порядок начала осуществления 20 видов предпринимательской деятельности, а также были закреплены базовые правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В рамках направления, касающегося размещения государственного и муниципального заказа, принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В законе предусмотрены открытые и гласные процедуры размещения заказа и созданы новые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказов:

  1. информация о заказе размещается на официальных сайтах в сети Интернет;

  2. с 1 января 2011 г. начал функционировать единый общероссийский сайт для размещения информации о заказе для государственных и муниципальных нужд;

  3. в 2009 и 2010 гг. широкое применение получили электронные торги при размещении заказа;

  4. с 1 января 2011 г. все аукционы проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках.

Сформирована федеральная нормативно-правовая база противодействия коррупции, которая создала нормативные предпосылки для пресечения и ограничения проявлений коррупции. В 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. За последнее время в сфере противодействия коррупции приняты следующие наиболее значимые нормативные правовые акты:

Результаты реализации Концепции административной реформы показывают сохраняющуюся актуальность большинства определенных ею направлений совершенствования государственного управления. Целями Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы. являются: 1) снижение административных барьеров; 2) повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

В сфере разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями были сформулированы следующие принципы:

В 2010 году вступило в действие Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», в соответствии с которым переведен из сертификации в декларирование значительный объем продукции, что позволило выйти на следующее соотношение: обязательная сертификация - 46 процентов номенклатуры продукции; декларирование соответствия - 54 процента номенклатуры продукции.

В соответствии с введением интегрального показателя качества государственного управления GRICS, рассчитываемого Всемирным банком 1 раз в 2 года на основе сопоставления 25 различных показателей, подготавливаемых 18 независимыми организациями, и состоящий из 6 самостоятельных показателей, отражающих основные параметры государственного управления, для оценки системы государственного управления в Российской Федерации предполагается использовать следующие показатели:

Процентный ранг Российской Федерации по эффективности государственного управления в 2009 году равнялся 44,9 единицы (из 100 возможных), по качеству государственного регулирования - 35,2 единицы (из 100 возможных). В качестве целевых ориентиров по данным показателям к 2014 г. Концепцией предполагается использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы:

Таблица 27 - Показатели, мониторинга качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)

Показатели

Целевой показатель

Качество и доступность государственных и муниципальных услуг

Снижение среднего числа таких обращений к 2014 году с 2 до 1

Количество обращений за услугой, связанной со сферой предпринимательства

Снижение среднего числа таких обращений к 2014 году с 8 до 2

Среднее время ожидания заявителя в очереди в государственный (муниципальный) орган

Сокращение времени ожидания в очереди к 2014 году с 55 до 15 минут

Соблюдение нормативных сроков предоставления услуги бизнесу

Отсутствие превышения установленных нормативных сроков

Степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью услуг к 2014 году

Повышение степени удовлетворенности к 2014 г. до 60 процентов

Степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью услуг в международных центрах

Повышение степени удовлетворенности к 2014 году до 95 процентов

Снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке

Показатель определяется на основе мониторинга

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Собственность субъектов РФ

Бюджетная система

Бюджет

Бюджетное устройство

Бюджетный федерализм

Государственное регулирование

Дотация

Доходы бюджета

Казначейство

Муниципальная собственность

Национальная безопасность

Национальные интересы

Расходы бюджета

Регулирующие доходы бюджета

Собственность субъектов РФ

Собственные доходы бюджета

Субвенция

Субсидия

Трансферты

Федеральная собственность