Словарь терминов а
Административная процедура – последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
Административная реформа – это процесс реорганизации системы государственного управления в целях повышения его эффективности.
Административно–государственное управление – это осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Административный регламент исполнения государственной функции – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации, не связанных с непосредственным обращением гражданина или организации.
Административный регламент предоставления государственной услуги – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, по предоставлению услуги.
Б
Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат.
Бюрократизм – термин, используемый в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
В
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Г
Государственная администрация – это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики; совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов.
Государственная гражданская служба (федеральная и субъекта Российской Федерации) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная должность – это первичный элемент организационной структуры государственного органа, обособленный и закрепленный в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации госслужащему.
Государственная кадровая политика – это стратегия, политический курс работы с кадрами на общегосударственном уровне; это выражающая волю народа государственная стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, всех трудовых ресурсов страны.
Государственная служба (в широком смысле) – это любая профессиональная умственная деятельность в любых государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственное администрирование – это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.
Государственное управление – это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества.
Государственное управление – это функция общества, осуществляемая специальной подсистемой (государственными органами) и направленная на обеспечение выживания и развития общества посредством организации, координации, взаимодействия всех социальных подсистем (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, наука и т.п.) как между собой, так и с внешней средой (другими обществами).
Государственно-управленческая деятельность – это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
Государственный аппарат – часть системы органов государства, в которых осуществляется государственная служба.
Государственный менеджмент – это современный этап государственного управления, характеризующийся партнерским (т.е. добровольным и взаимовыгодным) характером отношений между субъектом и объектом государственного управления.
Государственный орган – организационно и структурно обособленная часть государственного механизма, учрежденная в установленном порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти. Государственный орган включает в себя политическую верхушку, государственный аппарат и хозяйственно-вспомогательные подразделения.
Д
Должность – учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица аппарата, определяющая объем и содержание полномочий занимающего ее лица.
З
Задачи государственного управления – это установки, которые принимаются государственными органами на определенный период, отражают специфику текущего момента и часто подчеркивают актуальные (в данный момент!) аспекты функций государственного управления.
Законы управления – это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, в том числе между управляющей социальной системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления.
К
Кадровая доктрина современного государства – состоит в том, что государство и человек – социальные партнеры в профессионально-трудовой и интеллектуальной самореализации личности.
Категории науки государственного управления – это понятия, слова, с помощью которых данная теория раскрывает свой предмет.
Конфликт – формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, поступков, идей, мнений.
Критерии эффективности государственного управления – признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления.
М
Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления.
Методы государственного управления – это приемы, средства, способы воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей.
Методы государственного управления информационные – воздействие государства на поведение объектов управления посредством интерпретации или дозирования передаваемой информации.
Методы государственного управления организационные – это управление при помощи создания новых или совершенствования существующих организационных структур.
Методы государственного управления политические – это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия государства на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств.
Методы государственного управления экономические – это воздействие государства на управляемые объекты через их материально-финансовые интересы.
Методы теории государственного управления – это приемы, способы получения новых знаний о системе государственного управления.
Министерства – национальные отраслевые органы государственного управления, основное звено системы органов центрального управления.
Н
Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства
Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства
О
Объект государственного управления – общественная жизнедеятельность людей.
Объект государственной кадровой политики – то, на что направлена предметная практическая деятельность субъекта; это кадры или их отдельные категории и группы, кадровые процессы и отношения.
Объект теории государственного управления – связи, процессы и закономерности, возникающие в системе отношений государства (в лице государственных органов) и общества.
Органы государственного управления – субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.
П
Политика – это искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти.
Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров или Кабинета Министров.
Правовое обеспечение государственного управления – система законов и подзаконных актов (от Конституции до должностного регламента государственного служащего), учреждающих государственные органы, наделяющих их полномочиями, регламентирующих их деятельность.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Предмет теории государственного управления – управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой системе отношений; деятельность государства по организации, регулированию, координации деятельности общества, то есть управленческая деятельность государственных органов.
Принципы государственного управления – это нормы, правила, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.
Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений; включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно–служебных отношений.
Р
Регулирование – функция исполнительной власти, включает в себя установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание. Руководители – категория должностей государственной гражданской службы, к которой относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.
Руководство – функция исполнительной власти, включает в себя определение общего направления поведения объектов, постановка целей.
С
Самоорганизация – способность нелинейных открытых систем (сред) к спонтанному переходу от хаотического, неупорядоченного состояния к упорядоченному (от хаоса к порядку).
Самоуправление – термин, применяемый для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.
Силы обеспечения национальной безопасности – Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Система – это организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции для достижения единой цели. Система (виды) государственной службы – это: 1) государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ); 2) военная служба – только федеральная; 3) правоохранительная служба – только федеральная.
Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности
Служебный контракт – соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, в котором устанавливаются права и обязанности сторон.
Собственные средства бюджета – средства, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.) и закрепляемые на постоянной основе за соответствующим бюджетом законодательством РФ.
Совместные акты – вид актов, выделяемый по процедуре их принятия, разрабатывается и принимается несколькими органами исполнительной власти. Содержание административно-правового статуса – это отраслевая право- и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.
Состав административного правонарушения – установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. По особенности конструкции различают материальные и формальные виды составов. Включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект и субъективная сторона.
Социальное управление – это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, предприятия и т.д.).
Социальный конфликт – осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребности, интереса и является следствием нарастания напряженности в обществе, в организации, в трудовом коллективе.
Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Стиль управления – совокупность объединенных общей идеей специфических средств и приемов управления, типичных для того или иного субъекта управления.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на кратко-, средне - и долгосрочную перспективу
Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Стратегическое управление в государственном и муниципальном управлении – это совокупность инструментов, подходов, принципов, составляющих технологию управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды.
Структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях
Структура бюджета - это направления расходования средств и их источники, т.е. статьи расходов и доходов
Субвенция – сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории, предоставляемая бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основе.
Субсидия – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; прямые субсидии, направленны на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные включают систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.
Субъект государственной кадровой политики – это носитель определенных законом полномочий, прав и ответственности в выработке и реализации госу-
дарственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов.
Субъект государственного управления – государство в лице своих органов управления.
Сущность реформы государственного управления – создание таких организационных, мотивационных экономических, нравственных условий, такой корпоративной культуры, которые объективно вынуждали бы чиновника служить с максимальной отдачей, честно и творчески.
Социальное принуждение это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.
Социальные системы – вид открытых систем, в которых элементами системы являются люди.
Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.
Специалисты – категория должностей государственной гражданской службы, к которой относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые.
Специальная жалоба – вид жалобы, подается субъектом, обладающим специальным статусом (военнослужащий, студент и т.п.) по поводу специальных правоотношений. Регулируется специальными нормативными актами.
Способы защиты прав граждан – разрешенные правом средства, которые гражданин может использовать для защиты своих охраняемых законом прав и интересов. Могут быть государственными (судебными и внесудебными (административными)) и негосударственными (самозащита).
Способы обеспечения законности – применяемые особыми государственными органами, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти, различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции. Способы управления – способы воздействия субъекта управления на объект; различают: а) командное, принудительное; б) стимулирующее, добровольное; в) программное, определяемое программой.
Стабильность – свойство системы, означающее её неизменность, способность сохранять свои качества.
Структура органа это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также формы взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений.
Т
Технологии государственного управления – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата в действиях государственных органов или государственных служащих.
У
Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.
Управление государственным имуществом – вид функций органов государственной власти, под которой понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Управление как социальный институт – это целеполагающее (сознательное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.
Управленческие социальные отношения – часть социальных отношений, отражающая не только властные, субординационные связи в организациях и институтах, но и отношения по поводу координации, взаимодействия, регулирования элементов этих организаций и институтов.
Учреждение вид организации, созданной для осуществления работ или оказания услуг нематериального характера, в некоммерческих целях.
Ф
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Форма государственно-управленческой деятельности это практическое выражение государственно-управленческой деятельности в конкретных действиях органов исполнительной власти и других субъектов управления. Функции государственного управления – 1) это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект; 2) особый вид управленческой деятельности, имеющий специфическое «технологическое» назначение. 3) общее определение (направление) деятельности субъекта управления по организации объекта управления, функции органа управления – комплекс организационно-правовых воздействий субъекта управления на объект; 4) виды властных планово-организующих и регулирующих воздействий государства, отличающихся друг от друга по предмету, содержанию и способу преобразования объектов.
Функции исполнительной власти – основные, ведущие направления её деятельности: прогнозирование; планирование, организация, регулирование, руководство, оперативное распорядительство, координация, контроль, учет. Функции теории государственного управления – это задачи (виды деятельности), которые теория государственного управления выполняет по отношению к обществу.
Ц
Цель – это описание желаемого результата.
Цель административной реформы в России – повышение доступности государственных услуг, прозрачности и эффективности государственного управления в современных условиях.
Цель государственного управления – обеспечение существования и развития общества посредством организации и координации его элементов и подсистем.
Э
Элитизм – идеология, возникшая в Италиив началеXX века, развивающая идеиМакиавеллиоб управлении государством. По ней общество состоит изэлиты, управляющей его деятельностью, и народа – «биомассы». Согласно элитизму, элита могла лепить из биомассы все, что угодно, а развитие общества определялось исключительно умением «гончаров». Это – вид социальной дискриминации, проявляющейся в форме развития одних людей за счёт других.
Эффективность – это показатель, оценивающий соотношение между затратами и полученным результатом.
Эффективность государственного управления – соотношению использованных ресурсов и полученных результатов в процессе достижения стратегических целей политической системы и реализации общих государственных интересов.
Учебное издание
Авербух Елена Александровна
Авербух Александра Бернардовна
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136