4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
Экономическую основу государственного управления составляет государственная собственность. Государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью субъекта РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду. Отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности. Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой - правовые отношения, так как они регулируются законами.
Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению. В гражданском праве РФ государство признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст. 124,212 ГК РФ). Право государственной собственности в России характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация и ее субъекты, но не их органы власти или управления (ст. 214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и, исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ). Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года (далее – Концепция) определяет основные цели, принципы, направления, задачи и мероприятия по реализации государственной политики по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. Для целей настоящей Концепции:
под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями, имущество казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки;
под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности, федеральные государственные унитарные предприятия;
под федеральными организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, и федеральные государственные учреждения;
под объектами управления федеральным имуществом понимаются отдельные объекты федерального имущества, компании с государственным участием и федеральные организации;
под профессиональными директорами понимаются лица, которые избраны в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных.
недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Российской Федерации.
Деятельность объектов, находящихся в государственной собственности, регламентируется экологическими, социальными и антимонопольными нормами, а также нормативами, отражающими эффективность их работы: рентабельность, рыночная капитализация (стоимость) объекта и другими конкретными показателями, отражающие результативность процесса управления.
Классификация объектов муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ приведена в таблице 21.
Таблица 21 – Классификация объектов муниципального имущества
Признаки | Состав объектов муниципального имущества |
По уровню властных полномочий | Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, вопросов, переданных муниципальному образованию субъектом РФ, для обеспечения деятельности органов и соответствующих должностных лиц. |
По направлениям использования | Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования; объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения; земельные участки, обособленные водные объекты на территории муниципального образования; леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения; архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; библиотеки и библиотечные коллекторы. Имущество предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов; для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, развития массовой физической культуры и спорта; организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации, организации и осуществления экологического контроля, охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время, оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. |
Важность и значимость общественных форм собственности связаны это с ее спецификой и теми функциями, которые она призвана выполнять:
создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала, функционирующего в национальной экономике;
позволяет государству быть самостоятельным субъектом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом;
является гарантом обеспечения многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, обеспечение экономической безопасности и т.д.);
создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства;
обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ, важнейшей функцией государственной собственности является материальное обеспечение национальной безопасности;
материально обеспечивает сглаживание экономических кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из кризиса.
К функциям относятся:
создание материальных предпосылок для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала, функционирующего в национальной экономике;
обеспечение функционирования капиталоёмких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих значительных по объему капиталовложений, которые не под силу частному капиталу;
создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства (является материальной основой для создания новых и стимулирования развития существующих видов бизнеса, источником бюджетных расходов на формирование рыночной среды и т.д.);
обеспечение функционирования некоммерческой социальной сферы и производства общественных благ;
материальное обеспечение национальной безопасности;
обеспечение занятости части экономически активного населения.
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136