logo search
ЭУМК ОТП 2012

4.2. Основные пути и формы возникновения государства

Основные пути образования государства: западный (европейский) и восточный (азиатский).

Западный (европейский) путь. Выделяют три формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма образования государства. Афинское государство возникло в результате естественного разложения первобытнообщинного строя и социально-экономического развития. Развитие земледелия, ремесел, торговли способствовало к перемещению и перемешиванию племен. Начавшееся вторжение в Грецию дорийцев привело к тому, что в Афины, спасаясь от завоевателей, стекались пришлые племена. В этих условиях возникла необходимость в объединении племен, в создании государства, во-первых, для организации порядка в общехозяйственной жизни; во-вторых, для урегулирования конфликтов между зажиточными, богатыми семьями и бедными, малоимущими; в третьих, для отпора натиска завоевателей и защиты своей среды обитания.

Римская форма образования государства. Причины возникновения государства у римлян те же, что у афинян, однако процесс становления и развития государства был ускорен борьбой между патрициями и плебеями. Проблема плебеев сложна. Российский ученый В. В. Ефимов, обобщая труды ученых, вывел пять гипотез: плебеи – свободные иностранцы; плебеи – свободное коренное население; плебеи – коренное население; плебеи – побежденные иностранцы; плебеи – смешанный состав коренного и иностранного населения31. В. В. Струве утверждает, что патриции и плебеи – разные этнические группы, которые проживали на территории Древнего Рима. В. Н. Дьяконов считает, что плебеи – древнейшее покоренное население. К. Федоров и Э. Лисневский полагают, что древнейшим коренным населением были патриции. Но все ученые солидарны в позиции, что борьба между патрициями и плебеями ускорила созревание древнеримского государства. Тысячелетняя история Древнего Рима наполнена примерами борьбы плебеев за равные права с патрициями, потомками родоплеменной римской знати. Особенностью образования древнеримского государства явилось и то, что объединительную роль взяли на себя этруски.

Германская форма образования государства. Характеризуется тем, что процесс становления государства, вызванный теми же социально-экономическими причинами, как у афинян и римлян, был ускорен завоеванием германцами части территории Римской империи. Германцами был использован опыт государственно-правовой организации римлян.

Восточный (азиатский) путь. Возникновение государства у азиатов так же, как у греков, римлян, германцев и других европейских народов было вызвано социально-экономическими причинами. Китайский философ Шан-ян (390–336 гг. до н. э.), задумываясь о причинах появления законов и государства, рассуждал следующим образом: во времена, когда в Китае знали своих матерей, но не знали своих отцов, защиту и блага получали родственники по материнской линии, но не другие, хотя многие из них были свободными и добродетельными людьми; для того, чтобы устранить раздоры, возникла необходимость разделить между всеми имущество, скот, землю независимо от кровнородственных уз; когда было произведено это разграничение, оказалось невозможным обойтись без узаконений; когда были установлены запреты, то есть изданы законы, обнаружилось, что невозможно обойтись без тех, кто бы специально следил за их исполнением; когда были учреждены должности управленцев (чиновников), стало ясно, что невозможно обойтись без их объединения под властью правителя, то есть монарха, наделенного всей полнотой прав32. Далее, пояснял Шан-ян, порядок в обществе поддерживается тремя путями: законом, доверием и властью. Закон – это то, чем руководствуются монарх и чиновники, доверие – это то, на чем основываются отношения между ними. Власть – это то, что управляет страной единолично сам монарх как посланец Бога.

Своеобразие азиатской формы происхождения государства заключается в том, что процесс образования государства был ускорен необходимостью управления крупномасштабными ирригационными работами в связи с развитием поливного земледелия (надо было использовать разливы рек, построить колодезную систему). В этих целях возникла необходимость в объединении значительной массы населения и больших территорий и создании единого централизованного государства, управляющего этими массами. Родовая знать обособилась в клан (касту) во главе с монархом, который безраздельно распоряжался общественной (государственной) собственностью.

Именно своеобразием азиатской формы происхождения государства обусловлен факт, что наиболее типичной и распространенной формой организации государства у азиатов стала восточная деспотия. Ее признаки: монарх обладает полнотой власти (законодательной, военной, исполнительной, судебной, жреческой); отношения между монархом и чиновниками строятся по принципу беспрекословного подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим; отсутствует выборность должностных лиц как в центре, так и на местах.

Типичными централизованными государствами в форме восточной деспотии являются Египет и Китай.