logo
ЭУМК ОТП 2012

5.3. Понятие и классификация форм государственного устройства

Форма государственного устройстваспособ организации единства государства и его дифференциации; национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым с его составными частями.

Государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные). В унитарном государстве отсутствуют части, обладающие признаками государственности.

Федерация – союзное государство, члены которого (штаты, республики и т. п.) делегируют часть своих суверенных прав общефедеральным органам. В федерации имеются две системы государственных органов (правотворческих, судебных, правоохранительных): федеральная и республиканская. Правовой статус членов федерации может быть одинаковым, равным (США), или неравным (Индия). Однако само государство является цельным и федеральный центр наделен полномочиями по реализации суверенитета государства.

Иногда в теории государства и права в качестве самостоятельной формы государственного устройства выделяют конфедерацию. Это неверно по следующим причинам. Конфедерация – союз государств, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность. В конфедеративном союзе отсутствует единая система государственных органов (парламент, конституционный суд и т. д.). Таким образом, конфедерация это не государство, а союз государств. Следовательно, неправильно определять данную форму сотрудничества государств в качестве формы государственного устройства.

Примером современной конфедерации является Союзное государство Беларуси и России, учрежденное Договором об образовании Союзного государства 1999 года36.

Выводы

Государства отличаются друг от друга способом своего политического устройства (формой). В широком смысле под формой государства понимают совокупность трех составляющих: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

В зависимости от методов осуществления государственной власти выделяют демократические и недемократические политические режимы.

В зависимости от политико-территориального устройства государства выделяют простые (унитарные) и сложные (федерации) формы государственного устройства. Конфедерация не является формой государственного устройства. Это способ сотрудничества государств, при котором все государства-члены конфедеративного союза сохраняют суверенитет и, следовательно, присущую им форму государства. Выделение конфедерации в качестве самостоятельной формы государственного устройства является неверным, а термин «конфедеративное государство» – бессмысленным.