15.2. Применение права как особая форма
его реализации
Применение права –властно организующая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию норм права.
Применение права органами государства необходимо, когда:
закон должен действовать с учетом конкретных обстоятельств, требующих установления факта и контроля (достижение определенного возраста при назначении пенсии, трудового стажа, документа об образовании и т. д.);
возникает спор между субъектами о правах и обязанностях (при разводе супругов возникают споры об имуществе, о воспитании детей и т. д.);
есть препятствия в осуществлении прав или юридических обязанностей (один из разведенных супругов не разрешает другому общаться с детьми);
необходимо определить меры юридической ответственности при иных правонарушениях, особенно уголовно-правовых.
Во всех этих случаях нужно установление и анализ фактических обстоятельств дела, нередко сложных, запутанных, требующих поездок следователей в разные места, города, запросов и т. д.
Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение права, именуется юридическим делом. С юридической стороныделом называется совокупность документов, комплектуемых в одной папке в ходе применения закона к данному случаю.
Субъекты применения права:
органы социального обеспечения (при назначении пенсии);
органы внутренних дел (при выдаче паспорта, документов на право вождения транспортом);
органы юрисдикции (суды и др.).
Особое место в юрисдикции занимает правосудие. Это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая судами от имени государства и на основании Конституции. Органы правосудия (Конституционный суд,арбитражный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд) – единственные государственные органы, которые при рассмотрении конкретного юридического дела на основании закона компетентны «судить о праве».
Правосудие предусматривает, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина,торжествовали справедливость и закон. Это достигается особым построением судов, их правовым статусом» (третья ветвь власти), применением особой юридической процедуры рассмотрения дел по уголовным, административным, гражданским, хозяйственным вопросам, наличием гарантий, призванных обеспечить обоснованность и законность принимаемых решений (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке надзора и др.).
Основные стадии правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность осуществляется в предусмотренном законом процессуальном порядке. Процесс правоприменения сложный, многоступенчатый. При рассмотрении конкретного юридического дела принято выделять три стадии.
Установление и анализ фактических обстоятельств дела.Под фактическими обстоятельствами понимаются жизненные явления действительности, образующие фактическую основу применения права (факт убийства гражданином Ивановым). Установление фактических обстоятельств достигается доказыванием. Доказательствами являются сведения об обстоятельстве (убийство Ивановым). Источники информации об этом требуют совершения процессуальных форм закрепления и удостоверения (протокол о предметах, обнаруженных при обыске Иванова, должен быть подписан понятыми). Не допускается в качестве доказательства использование сведений, полученных при подслушивании телефонных разговоров.
Большое значение при доказывании по уголовным и административным делам имеет презумпция невиновности.Лицо считается невиновным (даже если имеется много фактов) до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена судом. При презумпции невиновности бремя доказывания лежит на обвинителе.
Установление юридической основы дела – выбор и анализ юридических норм. Важно, когда вина доказана, выбрать нужную норму, внимательно ее прочитать, понять, когда, почему принята эта норма, выяснить, не отменена ли она и т. д. Пользоваться следует официальным действующим источником права.
Выбор правовой нормы осуществляется путем дачи правовой квалификации. Правовая квалификация– юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам. При выборе правовой нормы, подлежащей применению, осуществляется проверка подлинности текста правовой нормы, ее анализ с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц. Нередко возникает необходимость в толковании выбранной нормы, в преодолении пробелов в праве.
Решение дела и его документальное оформление. Принятие решения в правоприменительной практике облекается в документальную форму – приговор суда, решение, определение.
Дело может быть простым (все три стадии выражаются в одних действиях) и сложным (в работу включаются наряду с судом другие юридические органы). В гражданском процессе выделяются стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения; в уголовном процессе – стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, вынесения приговора.
Акты применения права. Акты применения права могут издавать суды (решение, приговор, определение), прокуроры (протест, постановление, приостановление, приказ, предупреждение), другие государственные органы.
Акт применения права – официальный правовой акт компетентного органа государства или должностного лица, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, изданное в точном соответствии с законом на основании исследованных обстоятельств конкретного дела, и определяющий права и обязанности или юридическую ответственность конкретного лица.
В отличие от нормативно-правовых актов, правоприменительные акты носят индивидуальный характер и адресованы конкретным по имени названным лицам, издаются в определенной процессуальной форме (приговор выносится судом, приостановление исполнения решения суда – прокурором и т. д.).
Правоприменительные акты имеют свои реквизиты: вводную часть –указывается наименование органа (должностного лица), время издания акта, адресат;описательную часть –излагаются обстоятельства дела и проводятся доказательства;мотивировочную часть– обосновывается принятие решения;резолютивную часть – излагается само решение.
Преодоление пробельности в праве в процессе правоприменительной практики. Нормы права, издаваемые субъектами правотворчества, изложены в общей, абстрактной форме и рассчитаны на регулирование типичных общественных отношений. Субъекты правотворчества не могут предусмотреть нормы права на все случаи жизни. Поэтому в правоприменительной практике нередко отсутствуют конкретные необходимые нормы, частично или иным образом регулирующие общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации, то есть обнаруживаетсяпробел в праве.
В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется. Наилучший путь – издание компетентным государственным органом (субъектом правотворчества) нормативно-правового акта, содержащего недостающую норму права. Но этот путь длительный, не позволяет оперативно реагировать на потребности правового регулирования.
Другой путь – восполнение пробела в праве субъектами правоприменения. В правоприменительной практике известны два таких способа: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона(правильнее – аналогия права) – способ восполнения права путем применения к конкретным жизненным обстоятельствам нормы права, регулирующей сходные общественные отношения при отсутствии нормы, прямо предусматривающей данные обстоятельства.Аналогия права– способ восполнения права путем принятия решения по конкретному делу, исходя из общих принципов права и смысла законодательства в случае отсутствия нормы права, прямо регулирующей данные общественные отношения, а также нормы, регулирующие сходные отношения.
Применение аналогии закона и применение аналогии права предусмотрено действующим законодательством Республики Беларусь. В частности, п. 1, ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь допускает применение аналогии закона при следующих условиях:
общественное отношение, которое нуждается в правовом регулировании, по своим признакам входит в предмет гражданского права, отвечая требованиям ст. 1 ГК;
наличие гражданско-правовой нормы, регулирующей сходное общественное отношение;
данное общественное отношение не урегулировано нормой права или соглашением сторон;
применение права, регулирующего сходные отношения, не противоречит существу отношений, подлежащих регулированию.
При невозможности использования аналогии закона (т. к. отсутствует норма права, регулирующая сходные отношения) в п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрена возможность применения права при условии, если права и обязанности сторон были определены исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства.
Под основными началами в ст. 2 этого кодекса перечисляются основные принципы, определяющие и регламентирующие гражданско-правовые отношения.
Причины пробельности в праве могут быть объективными и субъективными. Объективные причины – возникновение новых отношений, которые в момент принятия закона не существовали. Как можно было в советское время, справедливо замечает В. В. Подгруша, регулировать отношения, касающиеся конкретного управления при банкротстве, если в экономической и правовой сферах отсутствовало понятие «экономическая несостоятельность» («банкротство»)62. Такие отношения в Беларуси начали формироваться в условиях перехода к рыночной экономике. Субъективные причины – упущения законодателя, его некомпетентность, неспособность охватить формулировками общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, недостатки юридической техники, неточности в определениях дефиниций, незавершенность нормы и т. д.
В юридической литературе приводится типичный пример, когда, обозначив объект правового регулирования отношений, касающихся комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), дав определение нового вида договора, законодатель вывел его за пределы Гражданского кодекса Республики Беларусь, а об издании специального законодательства забыл, вследствии чего такой вид привлекательного договора в предпринимательской среде не был востребован. Лишь спустя 6 лет в Гражданском кодексе Республики Беларусь появилось 12 статей, посвященных франчайзингу63. Упущение было исправлено.
- I.Учебная программа
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Тема 1. Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Раздел II. Теория государства
- Тема 3. Понятие и признаки государства
- Тема 4. Функции государства
- Тема 5. Механизм (аппарат) государства
- Тема 6. Формы государства
- Тема 7. Государство в политической системе общества
- Раздел III. Теория права
- Тема 8. Понятие и сущность права
- Тема 9. Право в системе социальных норм общества
- Тема 10. Формы (источники) права
- Тема 11. Нормы права
- Тема 12. Система права
- Тема 13. Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов
- Тема 14. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 15. Правосознание и правовая культура
- Тема 16. Реализация норм права
- Тема 17. Правовые отношения
- Тема 18. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 19. Законность и правопорядок
- Тема 20. Правовое регулирование общественных отношений и его механизм
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Тема 21. Личность, государство, право
- Тема 22. Теория правового государства
- Тема 23. Основные правовые системы современности
- Информационно-методическая часть Учебная и основная литература:
- Нормативные правовые акты
- Литература по темам:
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Раздел II. Теория государства
- Раздел III. Теория права
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Протокол согласования учебной программы
- II. Информационная часть
- Конспект лекций Тема 1. Общая теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы
- 1.1. Общая теория государства и права как наука
- 1.2. Методология общей теории государства и права:
- Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности права
- 2.1. Правопонимание как научная категория
- 2.2. Учения о сущности права
- Тема 3. Сущность права
- 3.1. Понятие права, его определения
- 3.2. Признаки права
- 3.3. Сущность права
- 3.4. Принципы права: понятие, виды
- 3.5. Функции права
- Тема 4. Государство: происхождение и сущность
- 4.1. Характеристика государства в истории основных
- 4.2. Основные пути и формы возникновения государства
- 4.3. Сущность государства и его признаки
- 4.4. Понятия и основные подходы к типологии государства
- Тема 5. Формы государства: понятие, структура, классификация
- 5.1. Понятие формы государства, виды
- 5.2. Понятие и классификация политических режимов
- 5.3. Понятие и классификация форм государственного устройства
- Тема 6. Механизм и функции государства
- 6.1. Понятие и классификация функций государства
- 6.2. Категории «государственный аппарат»
- 6.3. Орган государства: понятие, признаки
- 6.4. Классификация органов государства
- 6.5. Принципы организации и деятельности
- 6.6. Роль профсоюзов в осуществлении функций
- Тема 7. Государство в политической системе
- 7.1. Политическая система общества: понятие,
- 7.2. Профсоюзы в политической системе
- Тема 8. Правовое государство
- 8.1. Возникновение и развитие идей
- 8.2. Понятие и принципы правового государства
- Тема 9. Происхождение права
- 9.1. Причины происхождения права
- 9.2. Пути формирования права
- Тема 10. Право в системе социальных
- 10.1. Социальные нормы: понятие, признаки,
- 10.2. Виды социальных норм
- 10.3. Отличие норм права от других социальных норм
- Тема 11. Нормы права
- 11.1. Нормы права: понятие, признаки, структура
- 11.2. Основные способы расположения нормы права
- 11.3. Классификация норм права
- Тема 12. Формы (источники) права
- 12.1. Понятие формы (источника) права и виды
- 12.2. Понятие и виды нормативных правовых актов
- 12.3. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 13. ПРавотворчество
- 13.1. Правообразование, правотворчество
- 13.2. Факторы, воздействующие на правотворчество
- 13.3. Виды правотворчества и его обеспечения
- 13.4. Принципы правотворчества
- 13.5. Законотворчество в Республике Беларусь:
- 13.6. Профсоюзы и процесс правообразования
- Тема 14. Система права и система законодательства
- 14.1. Система права: понятие, уровни, основные черты.
- 14.2. Классификация институтов права
- 14.3. Система права и правовая система:
- 14.4. Система права и система законодательства:
- 14.5. Профсоюзы в правовой системе
- Тема 15. Реализация права
- 15.1. Понятие и формы реализации права
- 15.2. Применение права как особая форма
- 15.3. Применение права и профсоюзы
- Тема 16. Толкование норм права
- 16.1. Толкование норм права: понятие, необходимость,
- 16.2. Способы (приемы) толкования-уяснения
- 16.3. Виды толкования-уяснения норм права по объему
- 16.4. Виды толкования-разъяснения норм права по субъектам
- Тема 17. Правовые отношения
- 17.1. Понятие правоотношения
- 17.2. Признаки правоотношения
- 17.3. Предпосылки правоотношений
- 17.4. Структура, состав и элементы правоотношения
- 17.5. Субъекты права: понятие и виды
- 17.6. Юридическое содержание правоотношения
- 17.7. Объекты правоотношения: понятие и виды
- 17.8. Юридические факты
- 17.9. Состав правоотношения купли-продажи
- 17.10. Правовой статус профсоюзов
- Тема 18. Правовое сознание
- 18.1. Понятие правового сознания
- 18.2. Структура правового сознания, его виды и уровни
- 18.3. Функции правосознания
- 18.4. Типы правосознания
- 18.5. Правовое воспитание: цель, механизм,
- Тема 19. Правовая культура Белорусского общества
- 19.1. Понятие правовой культуры: элементы (уровни), состав, структура
- 19.2. Функции правовой культуры, их сущность
- 19.3. Пути повышения правовой культуры
- 19.4. Формирование и развитие правовой культуры профсоюзных работников
- Тема 20. Юридические документы,
- 20.1. Юридические документы и их классификация
- 20.2. Юридическая техника и юридические конструкции
- 20.3. Легализация юридически значимых документов
- 20.4. Юридические конструкции
- Тема 21. Правовое поведение. Правомерноеповедение. Правонарушения. Юридическая ответственность
- 21.1. Поведение человека и право: понятие и виды
- 21.2. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
- 21.3. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
- 21.4. Юридическая ответственность
- Тема 22. Законность, правопорядок и общественный порядок
- 22.1. Понятие законности, формы ее проявления
- 22.2. Субъекты закона и законности
- 22.3. Конституционная законность
- 22.4. Законность и государственная дисциплина
- 22.5. Принципы (требования) и гарантии законности
- 22.6. Связь законности с правопорядком, общественным порядком и демократией
- Тема 23. Личность, общество, Право, Государство: соотношение понятий
- 23.1. Личность, общество, право, государство
- 23.2. Правовой статус личности: понятие, структура,
- 23.3. Права человека в национальном и международном праве
- 23.4. Роль профсоюзов в реализации прав
- Тема 24. Механизм правового Регулирования
- 24.1. Правовое воздействие и правовое регулирование:
- 24.2. Методы, способы, типы правового регулирования.
- 24.3. Основные стадии правового регулирования
- Тема 25. Правовые системы современности
- 25.1. Понятие правовой системы, ее элементы
- 25.2. Основные формы взаимовлияния,
- 25.3. Коллизионные нормы права: понятие, виды, типы
- 25.4. Классификация правовых систем современности
- Предмет и метод общей теории государства и права
- Происхождение государства и права
- 3. ПонятиЕ, сущность и типы государства
- 4. Форма государства
- 5. Функции государства
- 6. Механизм государства
- 7. Государство в политической системе общества
- 8. Правовое государство
- 9. Понятие права, его сущность, типы и формы
- 10. Право в системе социальных норм
- 11. Нормы права
- 12. Правотворчество
- 13. Пределы действия нормативно-правовых актов
- 14. Система права
- 15. Реализация права
- 16. Толкование права
- 17. Правовые отношения
- 18. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
- 19. Законность и правопорядок
- 20. Правосознание и правовая культура
- 21. Механизм правового регулирования
- 22. Государство, право, личность
- Материалы практических занятий по дисциплине
- Планы семинарских занятий тема № 1. Предмет и методология общей теории государства и права. Причины и закономерности Происхождения государства и права
- Тема № 2. Государство: понятие, сущность, типы
- Тема № 3. Форма и Функции государства
- Тема № 4. Механизм (аппарат) государства
- Тема № 5. Государство в политической системе общества. Правовое государство
- Тема № 6. Понятие права, его сущность, типы
- Тема № 7. Формы (источники) права
- Тема № 8. Право в системе нормативного регулированиЯ общественных отношений
- Тема № 9. Нормы права
- Тема № 10. Система права
- Тема № 11. Правотворчество
- Тема № 12. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема № 13. Реализация права
- Тема № 14. Толкование права
- Тема № 15. Правовые отношения
- Тема № 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема № 17. Законность и правопорядок
- Тема № 18. Правосознание и правовая культура
- Тема № 19. Механизм правового регулирования
- Тема № 20. Личность, государство, право
- Раздаточный материал
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- VI. Ответственность
- VII. Заключение
- Правовые презумпции
- Правовые фикции
- Этические нормы и правила Московского энергетического института (технического университета)
- I. Цели и задачи
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- Контрольные материалы
- Тестовые задания
- Задания для самостоятельной управляемой работы студента (сурс)
- Примерный перечень тем курсовых работ
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе с нормативными правовыми актами и литературой
- Методические рекомендации по подготовке рефератов, докладов сурс
- Методические рекомендации по написанию курсовых работ