logo
ЭУМК ОТП 2012

15.2. Применение права как особая форма

его реализации

Применение права властно организующая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию норм права.

Применение права органами государства необходимо, когда:

Во всех этих случаях нужно установление и анализ фактических обстоятельств дела, нередко сложных, запутанных, требующих поездок следователей в разные места, города, запросов и т. д.

Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение права, именуется юридическим делом. С юридической стороныделом называется совокупность документов, комплектуемых в одной папке в ходе применения закона к данному случаю.

Субъекты применения права:

Особое место в юрисдикции занимает правосудие. Это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая судами от имени государства и на основании Конституции. Органы правосудия (Конституционный суд,арбитражный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд) – единственные государственные органы, которые при рассмотрении конкретного юридического дела на основании закона компетентны «судить о праве».

Правосудие предусматривает, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина,торжествовали справедливость и закон. Это достигается особым построением судов, их правовым статусом» (третья ветвь власти), применением особой юридической процедуры рассмотрения дел по уголовным, административным, гражданским, хозяйственным вопросам, наличием гарантий, призванных обеспечить обоснованность и законность принимаемых решений (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке надзора и др.).

Основные стадии правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность осуществляется в предусмотренном законом процессуальном порядке. Процесс правоприменения сложный, многоступенчатый. При рассмотрении конкретного юридического дела принято выделять три стадии.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела.Под фактическими обстоятельствами понимаются жизненные явления действительности, образующие фактическую основу применения права (факт убийства гражданином Ивановым). Установление фактических обстоятельств достигается доказыванием. Доказательствами являются сведения об обстоятельстве (убийство Ивановым). Источники информации об этом требуют совершения процессуальных форм закрепления и удостоверения (протокол о предметах, обнаруженных при обыске Иванова, должен быть подписан понятыми). Не допускается в качестве доказательства использование сведений, полученных при подслушивании телефонных разговоров.

Большое значение при доказывании по уголовным и административным делам имеет презумпция невиновности.Лицо считается невиновным (даже если имеется много фактов) до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена судом. При презумпции невиновности бремя доказывания лежит на обвинителе.

Установление юридической основы дела выбор и анализ юридических норм. Важно, когда вина доказана, выбрать нужную норму, внимательно ее прочитать, понять, когда, почему принята эта норма, выяснить, не отменена ли она и т. д. Пользоваться следует официальным действующим источником права.

Выбор правовой нормы осуществляется путем дачи правовой квалификации. Правовая квалификация– юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам. При выборе правовой нормы, подлежащей применению, осуществляется проверка подлинности текста правовой нормы, ее анализ с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц. Нередко возникает необходимость в толковании выбранной нормы, в преодолении пробелов в праве.

Решение дела и его документальное оформление. Принятие решения в правоприменительной практике облекается в документальную форму – приговор суда, решение, определение.

Дело может быть простым (все три стадии выражаются в одних действиях) и сложным (в работу включаются наряду с судом другие юридические органы). В гражданском процессе выделяются стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения; в уголовном процессе – стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, вынесения приговора.

Акты применения права. Акты применения права могут издавать суды (решение, приговор, определение), прокуроры (протест, постановление, приостановление, приказ, предупреждение), другие государственные органы.

Акт применения права – официальный правовой акт компетентного органа государства или должностного лица, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, изданное в точном соответствии с законом на основании исследованных обстоятельств конкретного дела, и определяющий права и обязанности или юридическую ответственность конкретного лица.

В отличие от нормативно-правовых актов, правоприменительные акты носят индивидуальный характер и адресованы конкретным по имени названным лицам, издаются в определенной процессуальной форме (приговор выносится судом, приостановление исполнения решения суда – прокурором и т. д.).

Правоприменительные акты имеют свои реквизиты: вводную часть –указывается наименование органа (должностного лица), время издания акта, адресат;описательную часть –излагаются обстоятельства дела и проводятся доказательства;мотивировочную часть– обосновывается принятие решения;резолютивную часть – излагается само решение.

Преодоление пробельности в праве в процессе правоприменительной практики. Нормы права, издаваемые субъектами правотворчества, изложены в общей, абстрактной форме и рассчитаны на регулирование типичных общественных отношений. Субъекты правотворчества не могут предусмотреть нормы права на все случаи жизни. Поэтому в правоприменительной практике нередко отсутствуют конкретные необходимые нормы, частично или иным образом регулирующие общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации, то есть обнаруживаетсяпробел в праве.

В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется. Наилучший путь – издание компетентным государственным органом (субъектом правотворчества) нормативно-правового акта, содержащего недостающую норму права. Но этот путь длительный, не позволяет оперативно реагировать на потребности правового регулирования.

Другой путь – восполнение пробела в праве субъектами правоприменения. В правоприменительной практике известны два таких способа: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона(правильнее – аналогия права) – способ восполнения права путем применения к конкретным жизненным обстоятельствам нормы права, регулирующей сходные общественные отношения при отсутствии нормы, прямо предусматривающей данные обстоятельства.Аналогия права– способ восполнения права путем принятия решения по конкретному делу, исходя из общих принципов права и смысла законодательства в случае отсутствия нормы права, прямо регулирующей данные общественные отношения, а также нормы, регулирующие сходные отношения.

Применение аналогии закона и применение аналогии права предусмотрено действующим законодательством Республики Беларусь. В частности, п. 1, ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь допускает применение аналогии закона при следующих условиях:

При невозможности использования аналогии закона (т. к. отсутствует норма права, регулирующая сходные отношения) в п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрена возможность применения права при условии, если права и обязанности сторон были определены исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства.

Под основными началами в ст. 2 этого кодекса перечисляются основные принципы, определяющие и регламентирующие гражданско-правовые отношения.

Причины пробельности в праве могут быть объективными и субъективными. Объективные причины – возникновение новых отношений, которые в момент принятия закона не существовали. Как можно было в советское время, справедливо замечает В. В. Подгруша, регулировать отношения, касающиеся конкретного управления при банкротстве, если в экономической и правовой сферах отсутствовало понятие «экономическая несостоятельность» («банкротство»)62. Такие отношения в Беларуси начали формироваться в условиях перехода к рыночной экономике. Субъективные причины – упущения законодателя, его некомпетентность, неспособность охватить формулировками общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, недостатки юридической техники, неточности в определениях дефиниций, незавершенность нормы и т. д.

В юридической литературе приводится типичный пример, когда, обозначив объект правового регулирования отношений, касающихся комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), дав определение нового вида договора, законодатель вывел его за пределы Гражданского кодекса Республики Беларусь, а об издании специального законодательства забыл, вследствии чего такой вид привлекательного договора в предпринимательской среде не был востребован. Лишь спустя 6 лет в Гражданском кодексе Республики Беларусь появилось 12 статей, посвященных франчайзингу63. Упущение было исправлено.