logo
ЭУМК ОТП 2012

13.1. Правообразование, правотворчество

и законотворчество

«Правообразование», «правотворчество» и «законотворчество» – взаимосвязанные понятия. Они представляют собой единый сложный, происходящий непрерывно на протяжении длительного периода времени процесс формирования норм права и их закрепления в источниках права. Правообразование – понятие более широкое, оно включает правотворчество и законотворчество.

Терминами «правообразование» и «правотворчество» в юридической литературе обозначаются два крупных социальных процесса:

В современной юридической литературе нет единства как в определении правообразования, так и в определении правотворчества.

Правообразованиепроцесс создания норм права и их закрепление в источниках права57. Право, понимаемое в структурном отношении в более широком смысле слова, включает три элемента: естественное право; позитивное право; субъективное право. Соответственно процесс правообразования включает три этапа.

Первый этап. В недрах социального организма, под влиянием объективных факторов (естественно-природных, географических, демографических, климатических) и социальных факторов (экономических, политических, геополитических, классовых, национальных, религиозных и т. д.) стихийно, естественным путем складываются новые отношения, устанавливаются новые правила поведения между индивидами и их объединениями, включая государство и его органы. Формируется обыденное, профессиональное и научное правосознание относительно действующего и желаемого права, «вызревают» правовые программы, которые излагаются в средствах массовой информации.

Второй этап. При «созревании» в обществе правовых потребностей наступает новый этап в правообразовании. Государство принимает новые нормы права, изменяет, отменяет их, утверждает новые правила поведения. Государство не «изобретает» новые нормы права, оно лишь выявляет правовые потребности, синергетически сложившиеся в обществе, учитывает их при издании правовых норм, оформляет, закрепляет в соответствующих источниках права. Этот вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) воплощается в нормах права, в виде определенного источника права, в юридической литературе обозначается термином «правотворчество» (а. В. Малько, Д. А. Ковачев и др.).

Право как мерило человеческих отношений, как мера свободы, равенства и справедливости, созданная человечеством, сохраняется, со временем меняется его содержание, обусловленное объективными факторами.

Правотворчествопроцесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, сознательного формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках юридических процедур (Ю. А. Тихомиров)58. Правотворчество является деятельностью специализированных компетентных государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных).

Законотворчествоособый вид правотворчества, который относится к компетенции законодательных органов, издающих законы, обладающих наивысшей юридической силой по отношению к другим подзаконным нормативным актам. Законодательный процесс составляет ядро правотворчества (Р. Т. Мухаев).

Существует точка зрения, что на втором этапе правотворчества завершается процесс правообразования. Однако, на наш взгляд, правовые идеи, вызревшие в недрах общества на первом этапе правообразования и нашедшие воплощение в нормах позитивного права на втором этапе,– это лишь модель права. В этих нормах определена мера должного, возможного, обязательного, желательного поведения всех субъектов, а также границы их прав, свобод и интересов.

Право начинает «жить» только в реальных юридически оформленных общественных отношениях, между субъектами, участниками общественных отношений, обладающими субъективными правами и несущими юридические обязанности.

Третий этап. Осуществляется систематизация правовых документов (нормативно-правовых, правоприменительных). В процессе систематизации документов субъекты правотворчества устраняют противоречия в действующей системе законодательства, юрисдикционные органы восполняют в процессе юридической практики пробелы в праве. Возрастает роль судебного прецедента в качестве источника права.

Завершение систематизации правовых актов и их анализ позволяют сделать вывод, насколько точно отражены в нормативно-правовых актах правовые потребности общества и что представляет собой реально созданное в процессе правотворчества право как целостная нормативно-регулятивная система.