21.3. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
Правонарушение является разновидностью правового поведения. Это – юридический и социальный антипод правомерного поведения. Понятие «правонарушение» стало использоваться в юридической литературе с конца XIX в. В старых правовых актах России и Белоруссии обычно употреблялись слова: «неправда», «зло», «обида», «злодеяние», «лихое дело», «воровство». Не было четкого разграничения между уголовными, административными и иными правонарушениями.
Признаки правонарушения:
правонарушение – акт, выражающийся в действии или бездействии (деянии). Не являются правонарушением мысли, чувства, сновидения, а также события, происшедшие независимо от воли и сознания людей; Бездействие считается правонарушением, если законом предусмотрено совершение активных действий;
правонарушение – волевые, сознательные, добровольные деяния. Человек должен быть деликтоспособным. Не считаются правонарушением действия малолетних и душевнобольных, даже если по характеру они являются противоправными. Деликтоспособность несовершеннолетних в уголовном праве возникает с 14 лет, в административном и трудовом праве – с 16, в гражданском праве – с 18 лет;
правонарушение – деяние, совершая которое лицо сознает вину в том, что своими действиями оно наносит вред другим людям, обществу и будет нести за это юридическую ответственность;
правонарушение – деяние противоправное, то есть нарушающее нормы права;
правонарушение – социально-вредное, опасное, наносящее вред другим людям, обществу, государству деяние.
Деяние является правонарушением только при наличии всех упомянутых признаков. При отсутствии одного из указанных признаков деяние не считается правонарушением.
Таким образом, правонарушение – противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, государству, обществу и влекущее за собой юридическую ответственность.
Состав правонарушения. Юридический состав правонарушения–совокупность субъективных и объективных признаков (элементов) противоправного деяния как правонарушения.
Элементы правонарушения:
субъект правонарушения;
объект правонарушения(вид общественных отношений, регулируемых правом, то есть материальное, духовное благо);
объективная сторонаправонарушения(противоправность, вред совершенного деяния, наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом);
субъективная сторонаправонарушения(вина, мотив, цель).
Вина–психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям. Это особое психическое состояние интеллекта и воли субъекта, выражающееся в форме умысла и неосторожности.
Умыселможет быть прямым (когда лицо сознает социальную опасность своего деяния, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления) и косвенным (когда правонарушитель сознает опасность своих действий, предвидит наступление вредных последствий, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает или относится безразлично к их наступлению.
Неосторожностьотличается от умысла тем, что правонарушитель не осознает общественной опасности своего поведения. Различают два вида неосторожности:
преступная (противоправная) самонадеянность – правонарушитель предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение;
преступная противоправная небрежность – правонарушитель не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего поведения, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Виды правонарушений. По степени общественной опасности деяния разделяют на два вида: преступления и проступки.
Преступление –особо опасное, предусмотренное Уголовным кодексом Республики Беларусь деяние, влекущие уголовную ответственность и уголовное наказание.
Проступок– менее опасное деяние, совершаемое в различных сферах общественной жизни. Проступки могут быть средней или меньшей тяжести.
Все преступления являются только уголовными, а проступки могут быть неуголовными (в зависимости от вида ответственности). Различают следующие виды неуголовных проступков:
административные– деяния, дестабилизирующие общественный порядок, нормальные условия деятельности исполнительно-распорядительных государственных общественных органов);
гражданско-правовые– неисполнение договорных обязательств;
трудовые и т. д.
Социальная природа и причины правонарушений. Человечеству издревле известны случаи нарушения правил поведения. Еще до появления классового общества наиболее злостных нарушителей порядка изгоняли из рода. С появлением частной собственности возникла преступность.
Первоначально причины легких и грубейших правонарушений искали в природе человека, полагая, что ими являются: яростный дух (так считал древнегреческий философ Платон); склонность к удовольствиям; невежество и т. д.
Итальянский врач Ч. Ломбразо утверждал, что люди рождаются преступниками, и указывал на их внешние проявления: скошенный, низкий лоб, выдающаяся нижняя челюсть, оттопыренные уши и т. д. Психоаналитик З. Фрейд и его сторонники полагают, что человек с рождения биологически обречен на борьбу со своими аномальными инстинктами (агрессивными, половыми, вызванными страхом). Однако Ч. Ломбразо, работая в тюрьме, признал, что только 35 % преступников можно считать прирожденными. Французский мыслитель Марат основные причины преступлений видел в экономических трудностях и лености.
В настоящее время правоведы заключают, что объяснение причин правонарушений следует искать на разных уровнях: индивидуальном (психологическом), социальном (социологическом) и философском79.
Индивидуальный (психологический)уровень– учитываются биологические свойства человека, пол, возраст, психическое здоровье, особенности темперамента, тип нервной системы и др.
Социальный (социологический)уровень– принимаются во внимание негативные явления в социальной среде (сложные семейные отношения, пробелы в школьном воспитании, дурное влияние уличных сверстников и взрослых и т. д.).
Философский уровень – ставится задача ответить на вопросы:
каковы причины негативных явлений в обществе?
можно ли искоренить преступность и проступки?
всякому ли обществу присущи правонарушения?
Прогноз философов неутешителен, поскольку условия жизни усложнились, существует множество противоречий. Общая причина всех правонарушений коренится в объективных противоречиях между индивидуальными потребностями людей и общественными условиями их жизни. В капиталистическом обществе существуют противоречия между общественным характером труда и частным присвоением результатов труда. В социалистическом обществе также имеются противоречия между индивидуальными интересами людей и всеобщей регламентацией жизни, созданной административно-командной системой.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости улучшения экономических условий жизни методом компромисса, важности профилактической работы среди населения, особенно среди подростков, определения путей борьбы с правонарушениями и совершенствования института юридической ответственности.
- I.Учебная программа
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Тема 1. Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Раздел II. Теория государства
- Тема 3. Понятие и признаки государства
- Тема 4. Функции государства
- Тема 5. Механизм (аппарат) государства
- Тема 6. Формы государства
- Тема 7. Государство в политической системе общества
- Раздел III. Теория права
- Тема 8. Понятие и сущность права
- Тема 9. Право в системе социальных норм общества
- Тема 10. Формы (источники) права
- Тема 11. Нормы права
- Тема 12. Система права
- Тема 13. Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов
- Тема 14. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 15. Правосознание и правовая культура
- Тема 16. Реализация норм права
- Тема 17. Правовые отношения
- Тема 18. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 19. Законность и правопорядок
- Тема 20. Правовое регулирование общественных отношений и его механизм
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Тема 21. Личность, государство, право
- Тема 22. Теория правового государства
- Тема 23. Основные правовые системы современности
- Информационно-методическая часть Учебная и основная литература:
- Нормативные правовые акты
- Литература по темам:
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Раздел II. Теория государства
- Раздел III. Теория права
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Протокол согласования учебной программы
- II. Информационная часть
- Конспект лекций Тема 1. Общая теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы
- 1.1. Общая теория государства и права как наука
- 1.2. Методология общей теории государства и права:
- Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности права
- 2.1. Правопонимание как научная категория
- 2.2. Учения о сущности права
- Тема 3. Сущность права
- 3.1. Понятие права, его определения
- 3.2. Признаки права
- 3.3. Сущность права
- 3.4. Принципы права: понятие, виды
- 3.5. Функции права
- Тема 4. Государство: происхождение и сущность
- 4.1. Характеристика государства в истории основных
- 4.2. Основные пути и формы возникновения государства
- 4.3. Сущность государства и его признаки
- 4.4. Понятия и основные подходы к типологии государства
- Тема 5. Формы государства: понятие, структура, классификация
- 5.1. Понятие формы государства, виды
- 5.2. Понятие и классификация политических режимов
- 5.3. Понятие и классификация форм государственного устройства
- Тема 6. Механизм и функции государства
- 6.1. Понятие и классификация функций государства
- 6.2. Категории «государственный аппарат»
- 6.3. Орган государства: понятие, признаки
- 6.4. Классификация органов государства
- 6.5. Принципы организации и деятельности
- 6.6. Роль профсоюзов в осуществлении функций
- Тема 7. Государство в политической системе
- 7.1. Политическая система общества: понятие,
- 7.2. Профсоюзы в политической системе
- Тема 8. Правовое государство
- 8.1. Возникновение и развитие идей
- 8.2. Понятие и принципы правового государства
- Тема 9. Происхождение права
- 9.1. Причины происхождения права
- 9.2. Пути формирования права
- Тема 10. Право в системе социальных
- 10.1. Социальные нормы: понятие, признаки,
- 10.2. Виды социальных норм
- 10.3. Отличие норм права от других социальных норм
- Тема 11. Нормы права
- 11.1. Нормы права: понятие, признаки, структура
- 11.2. Основные способы расположения нормы права
- 11.3. Классификация норм права
- Тема 12. Формы (источники) права
- 12.1. Понятие формы (источника) права и виды
- 12.2. Понятие и виды нормативных правовых актов
- 12.3. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 13. ПРавотворчество
- 13.1. Правообразование, правотворчество
- 13.2. Факторы, воздействующие на правотворчество
- 13.3. Виды правотворчества и его обеспечения
- 13.4. Принципы правотворчества
- 13.5. Законотворчество в Республике Беларусь:
- 13.6. Профсоюзы и процесс правообразования
- Тема 14. Система права и система законодательства
- 14.1. Система права: понятие, уровни, основные черты.
- 14.2. Классификация институтов права
- 14.3. Система права и правовая система:
- 14.4. Система права и система законодательства:
- 14.5. Профсоюзы в правовой системе
- Тема 15. Реализация права
- 15.1. Понятие и формы реализации права
- 15.2. Применение права как особая форма
- 15.3. Применение права и профсоюзы
- Тема 16. Толкование норм права
- 16.1. Толкование норм права: понятие, необходимость,
- 16.2. Способы (приемы) толкования-уяснения
- 16.3. Виды толкования-уяснения норм права по объему
- 16.4. Виды толкования-разъяснения норм права по субъектам
- Тема 17. Правовые отношения
- 17.1. Понятие правоотношения
- 17.2. Признаки правоотношения
- 17.3. Предпосылки правоотношений
- 17.4. Структура, состав и элементы правоотношения
- 17.5. Субъекты права: понятие и виды
- 17.6. Юридическое содержание правоотношения
- 17.7. Объекты правоотношения: понятие и виды
- 17.8. Юридические факты
- 17.9. Состав правоотношения купли-продажи
- 17.10. Правовой статус профсоюзов
- Тема 18. Правовое сознание
- 18.1. Понятие правового сознания
- 18.2. Структура правового сознания, его виды и уровни
- 18.3. Функции правосознания
- 18.4. Типы правосознания
- 18.5. Правовое воспитание: цель, механизм,
- Тема 19. Правовая культура Белорусского общества
- 19.1. Понятие правовой культуры: элементы (уровни), состав, структура
- 19.2. Функции правовой культуры, их сущность
- 19.3. Пути повышения правовой культуры
- 19.4. Формирование и развитие правовой культуры профсоюзных работников
- Тема 20. Юридические документы,
- 20.1. Юридические документы и их классификация
- 20.2. Юридическая техника и юридические конструкции
- 20.3. Легализация юридически значимых документов
- 20.4. Юридические конструкции
- Тема 21. Правовое поведение. Правомерноеповедение. Правонарушения. Юридическая ответственность
- 21.1. Поведение человека и право: понятие и виды
- 21.2. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
- 21.3. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
- 21.4. Юридическая ответственность
- Тема 22. Законность, правопорядок и общественный порядок
- 22.1. Понятие законности, формы ее проявления
- 22.2. Субъекты закона и законности
- 22.3. Конституционная законность
- 22.4. Законность и государственная дисциплина
- 22.5. Принципы (требования) и гарантии законности
- 22.6. Связь законности с правопорядком, общественным порядком и демократией
- Тема 23. Личность, общество, Право, Государство: соотношение понятий
- 23.1. Личность, общество, право, государство
- 23.2. Правовой статус личности: понятие, структура,
- 23.3. Права человека в национальном и международном праве
- 23.4. Роль профсоюзов в реализации прав
- Тема 24. Механизм правового Регулирования
- 24.1. Правовое воздействие и правовое регулирование:
- 24.2. Методы, способы, типы правового регулирования.
- 24.3. Основные стадии правового регулирования
- Тема 25. Правовые системы современности
- 25.1. Понятие правовой системы, ее элементы
- 25.2. Основные формы взаимовлияния,
- 25.3. Коллизионные нормы права: понятие, виды, типы
- 25.4. Классификация правовых систем современности
- Предмет и метод общей теории государства и права
- Происхождение государства и права
- 3. ПонятиЕ, сущность и типы государства
- 4. Форма государства
- 5. Функции государства
- 6. Механизм государства
- 7. Государство в политической системе общества
- 8. Правовое государство
- 9. Понятие права, его сущность, типы и формы
- 10. Право в системе социальных норм
- 11. Нормы права
- 12. Правотворчество
- 13. Пределы действия нормативно-правовых актов
- 14. Система права
- 15. Реализация права
- 16. Толкование права
- 17. Правовые отношения
- 18. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
- 19. Законность и правопорядок
- 20. Правосознание и правовая культура
- 21. Механизм правового регулирования
- 22. Государство, право, личность
- Материалы практических занятий по дисциплине
- Планы семинарских занятий тема № 1. Предмет и методология общей теории государства и права. Причины и закономерности Происхождения государства и права
- Тема № 2. Государство: понятие, сущность, типы
- Тема № 3. Форма и Функции государства
- Тема № 4. Механизм (аппарат) государства
- Тема № 5. Государство в политической системе общества. Правовое государство
- Тема № 6. Понятие права, его сущность, типы
- Тема № 7. Формы (источники) права
- Тема № 8. Право в системе нормативного регулированиЯ общественных отношений
- Тема № 9. Нормы права
- Тема № 10. Система права
- Тема № 11. Правотворчество
- Тема № 12. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема № 13. Реализация права
- Тема № 14. Толкование права
- Тема № 15. Правовые отношения
- Тема № 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема № 17. Законность и правопорядок
- Тема № 18. Правосознание и правовая культура
- Тема № 19. Механизм правового регулирования
- Тема № 20. Личность, государство, право
- Раздаточный материал
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- VI. Ответственность
- VII. Заключение
- Правовые презумпции
- Правовые фикции
- Этические нормы и правила Московского энергетического института (технического университета)
- I. Цели и задачи
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- Контрольные материалы
- Тестовые задания
- Задания для самостоятельной управляемой работы студента (сурс)
- Примерный перечень тем курсовых работ
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе с нормативными правовыми актами и литературой
- Методические рекомендации по подготовке рефератов, докладов сурс
- Методические рекомендации по написанию курсовых работ