1.2. Методология общей теории государства и права:
предмет, функции, методы
Методология (эпистемология)государства и права–теория познания сути и содержания государства и права как сложных и важных общественных явлений. Это та часть науки общей теории государства и права, предметом которой является процесс познания государства и права, а не отдельные частные формы их проявления. Она выявляет сущность познавательного процесса, его механизм, возможности и границы познания. Важнейшая проблема методологии – соотношение знания о государстве, праве и государственно-правовой реальности и тесно связанных с ней вопросов об истине, путях, формах и способах ее достижения.
Структура методологии общей теории государства и права включает элементы:
предмет;
исходные основания, фундаментальные понятия, категории, принципы, законы, аксиомы и т. д.
идеализированный объект данной теории;
логика и методология, используемые для ее построения;
философские основания и ценностные факторы;
совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений этой теории.
Предмет методологии(эпистемологии) государства и права –процесс научного познания (исследования)иописания наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования самого объекта, то есть государства и права.
Научное познание – особая сфера познавательной деятельности людей, базирующейся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания объективного мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и особый вид творческой духовной деятельности людей, наука (гр. еpisteme, лат.scientia) появилась в Новое время, вXVI–XVIIвв.3Термин «наука» ввел в оборот в 1840 г. профессор Кембриджского университета У. Уэвилл4.
Цель любой науки, в том числе методологии общей теории государства и права,– постижение истины и открытие объективных законов (закономерностей), подтверждаемых практикой. Закономерности– связи (объективные, существенные, конкретно-всеобщие, внутренние, повторяющиеся длительное время, устойчивые) между государством и правом и другими общественными явлениями. Выделим следующие закономерности:
государство и право – продукты общества;
государство и право возникаютнеизбежнона определенной ступени развития общества;
государство и право (право позитивное) возникают одновременно, они генетически связаны, причины их появления одинаковые;
государство и право развиваются в тесной связидлительное время;
государство и право тесно связаны с другими явлениями общества (экономика, политика, идеология, мораль, религия и т. д.);
по мере развития государства и права их связи дополняются, расширяются, видоизменяются, возникают новые связи,некоторые старые связи исчезают и т. д.;
государство и право выступают элементом культурыобщества,они представляют собой величайшую социальную ценность, ибо, регулируя общественные отношения, право упорядочивает поведение людей в обществе, а государство защищает и охраняет их в интересах стабильного функционирования общества.
Функции методологии. Методология (эпистемология) общей теории государства и права как особая наука выполняет следующие функции:
эмпирико-описательная – описание явлений государственно-правовой реальности: государственные органы; правовые акты (нормативно-правовые, правоприменительные, правоохранительные, юридические документы, юридические факты и т. д.);
объяснительная –выявление сущностных закономерных связей и отношений государства и права, раскрытие сущности объясняемого объекта;
прогностическая –удовлетворение актуальных потребностей людей. Благодаря этой функции теория государства и права как наука востребована в обществе.
В процессе познания государства и права содержание их закономерностей, становление, развитие и функционирование раскрываются через категории: «государственная власть», «форма государства», «механизм государства», «естественное право», «позитивное право», «субъективное право», «нормы права», «правоотношения», «применение права» и т. д.
В «Методологии общей теории государства и права», как в любой науке, объект исследования идеализирован. Знания о нем не являются точной копией государственно-правовой действительности. В них отражаются наиболее общие, сущностные свойства, отношения и связи. Адекватное отражение государственно-правовой реальности и есть истина.
Истина достигается с помощью познавательных методов. В настоящее время разработана система принципов, методов, логических приемов, средств и способов научного исследования процесса становления, развития и функционирования государства и права. В подходе к классификации методов отсутствует единая точка зрения.
Классификация основных методов. Выделяют три группы методов изучения государства и права (В. И. Власов, Д. А. Керимов, А. Ф. Черданцев): общенаучные, специальные и частнонаучные5.
Общенаучные методы: диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование.
Диалектический метод(гр.dialectike– вести беседу, полемику) – познание права в развитии и самодвижении. Это универсальный метод мышления и действия. Первоначально термин «диалектика» трактовался как искусство вести диалог; в настоящее время – как понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, самодвижении, а предмет мысли представляется в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Поскольку диалектика выступает системой принципов, законов и категорий, используемых во всех науках, в том числе в эпистемологии государства и права6, то диалектический метод называетсявсеобщим. Разновидности диалектического метода:идеализм– государство и право воспринимаются как продукты воли Бога, Мирового разума (объективный идеализм), человека (субъективный идеализм);материалистическая диалектика– государство и право возникли естественным путем, в процессе социально-экономического развития.
Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; детерминизм; системность; материальное единство мира. Содержание данных принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.
Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Основным средством выражения философского знания выступают категории: «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «противоречие», «свойство», «отношение», «количество», «мера», «отрицание», «связь», «действие», «единичное», «особенное», «общее», «часть», «целое», «система».
Методы формальной логики:
анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
синтез(гр.synthesis– соединение, сочетание) – логический прием, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. Например: нормы права объединяются в институты права; институты права – в отрасли и подотрасли права; отрасли права – в систему права. Цель синтеза – представление права как единства и многообразия его сторон, свойств;
индукция(лат.inductio – поведение) – логический прием, представляющий собой движение мысли от единичного к общему; умозаключение, полученное в наблюдениях и экспериментах; движение мысли от фактов к общему утверждению (гипотеза, выводы, заключение);
дедукция(лат.deductio– выведение) – логический прием, который состоит в восхождении процесса познания от общего к частному, единичному;
абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях.
Специальные методы(используются в некоторых науках):
статистический –анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности правовой жизни общества. При анализе правонарушений в определенном регионе, области, районе государства выявляется рост преступности;
математический –анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы;
конкретно-социологический –наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества о поправках к УК, внесенных в Национальное собрание Республики Беларусь.
Частнонаучные методыиспользуются только в теории права. В. И. Власов к этой группе относит методы:
сравнительного правоведения –изучение правовых систем различных государств путем сравнения (сопоставления) этих систем в целом либо их отдельных компонентов, то есть нормативной системы права, отдельных институтов права, правовой культуры и т. д.;
правового эксперимента –апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства (использование «одного окна» при подаче документов на право владения, пользования земельным участком и др.);
правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области);
формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права.
Существует иная классификация методов (А. В. Малько, В. М. Корельский, Н. А. Горбаток):
Всеобщие, мировоззренческие, философские –наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др.
Общенаучные методы познания– анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Частнонаучные – специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой)7.
Авторы данной классификации акцентируют внимание на мировоззренческих, философских методах. Однако некоторые специальные методы, используемые в науках (конкретно-социологичекий, статистический и др.), необоснованно отнесены к частным.
Доктор юридических наук профессор С. Г. Дробязко все методы разделяет на две группы: общенаучные(диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, догматический, нормативный, дедукция, индукция, анализ, синтез);частнонаучные(исторический, историко-политический, генетический, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), структурный, структурно-функциональный, функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и др.)8.
С. Г. Дробязко не рассматривает суть каждого метода, однако справедливо замечает, что предлагаемые в общей теории государства и права классификации методов относительны. В качестве критерия подобной классификации автор выдвигает наиболее общие принципы познания государства и права. Он представил общую характеристику современной методологии (что особенно ценно), которая отрицает монополизм, является плюралистической, имеет гуманистическую направленность, отличается свободомыслием, открытой рациональностью9.
Выделяют также три уровня научного познания:
высший уровень– методы, применяемые ко всем изучаемым объектам;
средний– междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам;
низший– методы для изучения одного объекта.
Основные уровни постижения истины. По глубине постижения сути государства и права, выявления государственно-правовой реальности в юридических науках, как в любых других науках, можно выделить три уровня:
эмпирический – сбор, накопление и первичная, рациональная обработка данных опыта. Ученый непосредственно исследует объект. Использует методы: наблюдение; описание; измерение; эксперимент. Главная задача состоит в фиксации фактов;
теоретический– ученый объясняет зафиксированные факты, оперируя исключительно идеализированными объектами. Использует методы: аксиоматический; дедуктивный; системно-структурный; функциональный; метод восхождения от абстрактного к конкретному; логический и т. п.;
организация научного знания – принципиально отличается от эмпирического и теоретического уровней: выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. Объясняя третий уровень научного знания, американский философ и историк Т. Кун ввел в оборот новое фундаментальное методологическое понятиепарадигма(букв. «образец»). С позиции Т. Куна, парадигму составляют «признанныевсеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения сообществам»10. В древности и в средневековье преобладала «теологическая парадигма», в новое время – «естественно-правовая парадигма», появились «нормативистская парадигма», «социологическая (реалистическая) парадигма» и др.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни различаются способами идеального воспроизведения объективной реальности, подходами к построению системного знания. В криминалистике при исследовании объектов преобладают эмпирические подходы, в общей теории государства и права – методы объяснительного характера, логический метод и др.
Выводы
Общая теория государства и права – наука, которая носит фундаментальный, по отношению к другим юридическим наукам, характер. Она обобщает и систематизирует терминологический аппарат, выделяет общие характеристики, присущие праву, анализирует их.
Общая теория государства и права является общетеоретической наукой, тесно связанной с другими юридическими науками.
Важнейшие функции общей теории государства и права: онтологическая (определяет смысл существования государства и права в философском контексте); гносеологическая (направлена на поиск нового знания); методологическая (конструирует методологию юридического научного познания); идеологическая (способствует формированию определенного мировоззрения); политико-управленческая (обеспечивает научный подход к государственному управлению).
Следует отличать общую теорию государства и права как науку от одноименной учебной дисциплины.
Общая теория государства и права использует общенаучные (диалектический, методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция и абстрагирование); специальные (статистический, математический и конкретно-социологический); частнонаучные методы (сравнительное правоведение, правовой эксперимент, правовое прогнозирование, формально-юридический).
- I.Учебная программа
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Тема 1. Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Раздел II. Теория государства
- Тема 3. Понятие и признаки государства
- Тема 4. Функции государства
- Тема 5. Механизм (аппарат) государства
- Тема 6. Формы государства
- Тема 7. Государство в политической системе общества
- Раздел III. Теория права
- Тема 8. Понятие и сущность права
- Тема 9. Право в системе социальных норм общества
- Тема 10. Формы (источники) права
- Тема 11. Нормы права
- Тема 12. Система права
- Тема 13. Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов
- Тема 14. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 15. Правосознание и правовая культура
- Тема 16. Реализация норм права
- Тема 17. Правовые отношения
- Тема 18. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 19. Законность и правопорядок
- Тема 20. Правовое регулирование общественных отношений и его механизм
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Тема 21. Личность, государство, право
- Тема 22. Теория правового государства
- Тема 23. Основные правовые системы современности
- Информационно-методическая часть Учебная и основная литература:
- Нормативные правовые акты
- Литература по темам:
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Раздел II. Теория государства
- Раздел III. Теория права
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Протокол согласования учебной программы
- II. Информационная часть
- Конспект лекций Тема 1. Общая теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы
- 1.1. Общая теория государства и права как наука
- 1.2. Методология общей теории государства и права:
- Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности права
- 2.1. Правопонимание как научная категория
- 2.2. Учения о сущности права
- Тема 3. Сущность права
- 3.1. Понятие права, его определения
- 3.2. Признаки права
- 3.3. Сущность права
- 3.4. Принципы права: понятие, виды
- 3.5. Функции права
- Тема 4. Государство: происхождение и сущность
- 4.1. Характеристика государства в истории основных
- 4.2. Основные пути и формы возникновения государства
- 4.3. Сущность государства и его признаки
- 4.4. Понятия и основные подходы к типологии государства
- Тема 5. Формы государства: понятие, структура, классификация
- 5.1. Понятие формы государства, виды
- 5.2. Понятие и классификация политических режимов
- 5.3. Понятие и классификация форм государственного устройства
- Тема 6. Механизм и функции государства
- 6.1. Понятие и классификация функций государства
- 6.2. Категории «государственный аппарат»
- 6.3. Орган государства: понятие, признаки
- 6.4. Классификация органов государства
- 6.5. Принципы организации и деятельности
- 6.6. Роль профсоюзов в осуществлении функций
- Тема 7. Государство в политической системе
- 7.1. Политическая система общества: понятие,
- 7.2. Профсоюзы в политической системе
- Тема 8. Правовое государство
- 8.1. Возникновение и развитие идей
- 8.2. Понятие и принципы правового государства
- Тема 9. Происхождение права
- 9.1. Причины происхождения права
- 9.2. Пути формирования права
- Тема 10. Право в системе социальных
- 10.1. Социальные нормы: понятие, признаки,
- 10.2. Виды социальных норм
- 10.3. Отличие норм права от других социальных норм
- Тема 11. Нормы права
- 11.1. Нормы права: понятие, признаки, структура
- 11.2. Основные способы расположения нормы права
- 11.3. Классификация норм права
- Тема 12. Формы (источники) права
- 12.1. Понятие формы (источника) права и виды
- 12.2. Понятие и виды нормативных правовых актов
- 12.3. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 13. ПРавотворчество
- 13.1. Правообразование, правотворчество
- 13.2. Факторы, воздействующие на правотворчество
- 13.3. Виды правотворчества и его обеспечения
- 13.4. Принципы правотворчества
- 13.5. Законотворчество в Республике Беларусь:
- 13.6. Профсоюзы и процесс правообразования
- Тема 14. Система права и система законодательства
- 14.1. Система права: понятие, уровни, основные черты.
- 14.2. Классификация институтов права
- 14.3. Система права и правовая система:
- 14.4. Система права и система законодательства:
- 14.5. Профсоюзы в правовой системе
- Тема 15. Реализация права
- 15.1. Понятие и формы реализации права
- 15.2. Применение права как особая форма
- 15.3. Применение права и профсоюзы
- Тема 16. Толкование норм права
- 16.1. Толкование норм права: понятие, необходимость,
- 16.2. Способы (приемы) толкования-уяснения
- 16.3. Виды толкования-уяснения норм права по объему
- 16.4. Виды толкования-разъяснения норм права по субъектам
- Тема 17. Правовые отношения
- 17.1. Понятие правоотношения
- 17.2. Признаки правоотношения
- 17.3. Предпосылки правоотношений
- 17.4. Структура, состав и элементы правоотношения
- 17.5. Субъекты права: понятие и виды
- 17.6. Юридическое содержание правоотношения
- 17.7. Объекты правоотношения: понятие и виды
- 17.8. Юридические факты
- 17.9. Состав правоотношения купли-продажи
- 17.10. Правовой статус профсоюзов
- Тема 18. Правовое сознание
- 18.1. Понятие правового сознания
- 18.2. Структура правового сознания, его виды и уровни
- 18.3. Функции правосознания
- 18.4. Типы правосознания
- 18.5. Правовое воспитание: цель, механизм,
- Тема 19. Правовая культура Белорусского общества
- 19.1. Понятие правовой культуры: элементы (уровни), состав, структура
- 19.2. Функции правовой культуры, их сущность
- 19.3. Пути повышения правовой культуры
- 19.4. Формирование и развитие правовой культуры профсоюзных работников
- Тема 20. Юридические документы,
- 20.1. Юридические документы и их классификация
- 20.2. Юридическая техника и юридические конструкции
- 20.3. Легализация юридически значимых документов
- 20.4. Юридические конструкции
- Тема 21. Правовое поведение. Правомерноеповедение. Правонарушения. Юридическая ответственность
- 21.1. Поведение человека и право: понятие и виды
- 21.2. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
- 21.3. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
- 21.4. Юридическая ответственность
- Тема 22. Законность, правопорядок и общественный порядок
- 22.1. Понятие законности, формы ее проявления
- 22.2. Субъекты закона и законности
- 22.3. Конституционная законность
- 22.4. Законность и государственная дисциплина
- 22.5. Принципы (требования) и гарантии законности
- 22.6. Связь законности с правопорядком, общественным порядком и демократией
- Тема 23. Личность, общество, Право, Государство: соотношение понятий
- 23.1. Личность, общество, право, государство
- 23.2. Правовой статус личности: понятие, структура,
- 23.3. Права человека в национальном и международном праве
- 23.4. Роль профсоюзов в реализации прав
- Тема 24. Механизм правового Регулирования
- 24.1. Правовое воздействие и правовое регулирование:
- 24.2. Методы, способы, типы правового регулирования.
- 24.3. Основные стадии правового регулирования
- Тема 25. Правовые системы современности
- 25.1. Понятие правовой системы, ее элементы
- 25.2. Основные формы взаимовлияния,
- 25.3. Коллизионные нормы права: понятие, виды, типы
- 25.4. Классификация правовых систем современности
- Предмет и метод общей теории государства и права
- Происхождение государства и права
- 3. ПонятиЕ, сущность и типы государства
- 4. Форма государства
- 5. Функции государства
- 6. Механизм государства
- 7. Государство в политической системе общества
- 8. Правовое государство
- 9. Понятие права, его сущность, типы и формы
- 10. Право в системе социальных норм
- 11. Нормы права
- 12. Правотворчество
- 13. Пределы действия нормативно-правовых актов
- 14. Система права
- 15. Реализация права
- 16. Толкование права
- 17. Правовые отношения
- 18. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
- 19. Законность и правопорядок
- 20. Правосознание и правовая культура
- 21. Механизм правового регулирования
- 22. Государство, право, личность
- Материалы практических занятий по дисциплине
- Планы семинарских занятий тема № 1. Предмет и методология общей теории государства и права. Причины и закономерности Происхождения государства и права
- Тема № 2. Государство: понятие, сущность, типы
- Тема № 3. Форма и Функции государства
- Тема № 4. Механизм (аппарат) государства
- Тема № 5. Государство в политической системе общества. Правовое государство
- Тема № 6. Понятие права, его сущность, типы
- Тема № 7. Формы (источники) права
- Тема № 8. Право в системе нормативного регулированиЯ общественных отношений
- Тема № 9. Нормы права
- Тема № 10. Система права
- Тема № 11. Правотворчество
- Тема № 12. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема № 13. Реализация права
- Тема № 14. Толкование права
- Тема № 15. Правовые отношения
- Тема № 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема № 17. Законность и правопорядок
- Тема № 18. Правосознание и правовая культура
- Тема № 19. Механизм правового регулирования
- Тема № 20. Личность, государство, право
- Раздаточный материал
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- VI. Ответственность
- VII. Заключение
- Правовые презумпции
- Правовые фикции
- Этические нормы и правила Московского энергетического института (технического университета)
- I. Цели и задачи
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- Контрольные материалы
- Тестовые задания
- Задания для самостоятельной управляемой работы студента (сурс)
- Примерный перечень тем курсовых работ
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе с нормативными правовыми актами и литературой
- Методические рекомендации по подготовке рефератов, докладов сурс
- Методические рекомендации по написанию курсовых работ