logo
ЭУМК ОТП 2012

2.1. Правопонимание как научная категория

Процесс разработки теорий (учений) происходит на разных уровнях. На начальном уровне, как замечает С. Г. Дробязко, теорию именуют концепцией(общим замыслом); на более обстоятельном уровне –доктриной; при ее возрастании– конструкцией, объединяющей несколько теорий; наиболее важные научные направления, являющиеся результатом труда многих исследователей,–школами11.

Правопониманиенаучная категория, которая отражает процесс целенаправленной мыслительной деятельности человека, включает познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному явлению(В. И. Леушин). Правопонимание носит субъективный характер. Объект правопонимания может употребляться в разных смыслах: в широком, планетарном масштабе; в узком – относительно конкретного общества, конкретных отраслей права или отдельных его институтов. Содержание правопонимания составляют знания субъектов права о его правах, обязанностях, общих дозволениях и запретах.

При рассмотрении теорий права важно учитывать: 1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил ученый (субъект правопонимания); 2) мировоззренческие позиции субъекта правопонимания (философские, нравственные, религиозные, идеологические и др.); 3) концептуальные основы (источник правообразования или сущность самого явления, то есть его принципы и содержание); 4) устойчивость и долголетие учения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4