Раздел 18. Международное воздушное право
1. Понятие и источники международного воздушного права.
Международное воздушное право можно определить как отрасль международного права, нормы которой регулируют порядок осуществления воздушных полетов и иного использования воздушного пространства. Международное воздушное право появилось только в ХХ веке и было связано с развитием гражданской авиации, поэтому еще до сих пор существует и более узкое понимание международного воздушного права как отрасли, нормы которой имеют отношение только к воздушным полетам.
На сегодняшний день международное воздушное право является уже сложившейся отраслью, имеющей свои принципы и источники. Говоря о принципам международного воздушного права, следует отметить, во-первых, общие принципы:
- принцип территориальной целостности государств;
- принцип нерушимости границ;
- принцип неприменения силы или угрозы силой;
- принцип мирного разрешения международных споров.
Во-вторых, есть и специальные принципы:
- принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством;
- свобода полетов в открытом воздушном пространстве;
- обеспечение безопасности международной гражданской авиации.
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством означает право каждого государства в соответствии с нормами международного права самостоятельно устанавливать правовой режим пользования воздушным пространством, расположенным над территорией данного государства. Этот принцип нашел конвенционное закрепление, в частности, он содержится в ст. 1 Конвенции о международной гражданской авиации.
В соответствии с этим принципом государства могут устанавливать разрешительный порядок полетов в своем воздушном пространстве или любой другой по своему усмотрению. Также в соответствии с этим принципом государства могут определить
- маршруты и трассы полетов;
- запретные зоны для полетов;
- порядок обеспечения безопасности полетов.
Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве означает, что все воздушные суда могут беспрепятственно осуществлять полеты в этом пространстве. Учитывая, что открытым является пространство, расположенное вне государственных границ, в период пребывания в открытом воздушном пространстве подчиняются юрисдикции государства, в котором они зарегистрированы. Свобода полетов в открытом воздушном пространстве не является абсолютной. Правила этим полетов устанавливаются международным правом.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации действует в двух направлениях:
- обеспечение технической надежности авиационной техники, аэропортов, воздушных трасс и вспомогательных служб;
- борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, которые угрожают безопасности полетов.
Для более упорядоченного развития воздушного права действие этого принципа строится на международных многосторонних договорах, а также деятельности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая не только принимает участие в разработке новых конвенционных норм, но и разрабатывает и контролирует исполнение государствами технических нормативов безопасности.
также специальные принципы и нормы, содержащиеся в международных договорах по вопросам воздушных сообщений, слагаются из правовой основы международных воздушных сообщений.
Основными источниками международного воздушного права можно назвать многосторонние и двусторонние договоры. На универсальном уровне заключены:
1) Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.;
2) Соглашение о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г.;
3) Договор по открытому небу 1992 г.;
4) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;
5) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;
6) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. с Монреальским и Вашингтонским протоколами;
7) Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.;
8) Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.
Эти договоры содержат нормы, которые, с одной стороны, регулируют вопросы межгосударственного взаимоотношения по использованию воздушного пространства, а, с другой стороны, урегулируют частноправовые аспекты – унифицируют нормы договоров воздушной перевозки и ответственности перевозчиков. Отдельное направление составляют договоры, действие которых направлено на обеспечение безопасности воздушных полетов от разного рода незаконных актов (угонов воздушных судов, например).
Ядро источников международного воздушного права образует Чикагская конвенция 1944 года. Чикагская конвенция – это сложный документ, который кроме основного текста содержит 18 приложений:
1. Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств.
2. Правила визуальных полетов и полетов по приборам.
3. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации.
4. Аэронавигационные карты.
5. Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях.
6. Эксплуатация воздушных судов.
7. Государственные и регистрационные знаки воздушных судов.
8. Летная годность воздушных судов.
9. Упрощение формальностей при международных воздушных перевозках.
10. Авиационная электросвязь.
11. Обслуживание воздушного движения.
12. Поиск и спасание.
13. Расследование летных происшествий.
14. Аэродромы.
15. Службы аэронавигационной информации.
16. Охрана окружающей среды.
17. Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения.
18. Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху.
Государства сотрудничают и на региональном уровне. Так, в частности, в рамках СНГ были заключены:
- Соглашение о принципах и условиях взаимоотношений в области транспорта 1991 г.
- Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.
- Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства 1995 г.
Как видно, направления действия норм договоров – те же самые, что и для универсального сотрудничества.
Необходимость заключения государствами двусторонних договоров связана с установлением между ними воздушного сообщения. В этих договорах государства предусматривают права для авиапредприятий друг друга совершать полеты и производить посадки на их территории, условия и порядок выдачи разрешений на полеты, а также правила прямого транзита, справедливой конкуренции и т.д.
Нормы, регулирующие использование воздушного пространства, закрепляются также и в других договорах. Например, Конвенция по морскому праву 1982 г. подтверждает свободу полетов над открытым морем, содержит положения о транзитном пролете через проливы и архипелажные воды; Всемирная почтовая конвенция регулирует перевозку международной авиапочты.
В литературе отмечается тесная связь международного воздушного права с национальным. Действительно, как уже было отмечено, международные договоры в области воздушного права ставят своей целью не только урегулировать межгосударственные отношения, но унифицировать национальное законодательство. Договоры требуют имплементации в национальное право. Кроме того, стандарты безопасности воздушных полетов устанавливаются ИКАО. Принимая собственные стандарты, государства должны опираться на документы ИКАО.
2. Режим воздушного пространства. Международные полеты.
Римское право рассматривало воздух как естественную среду, абсолютно необходимую для жизни и доступную всем. Воздух имел режим res communis — общего достояния. Появление первых летательных аппаратов, открывшаяся возможность использования и необходимость контроля своего воздушного пространства заставили государства пересмотреть свое отношение к нему. В 1919 году государства приняли Парижскую конвенцию 1919 г., где установили впервые, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией. Эта норма нашла подтверждение и в заключенной в 1944 году Чикагской конвенции о гражданской авиации.
С правовых позиций следует говорить не вообще о воздушном пространстве как любом пространстве, заполненном воздухом, а о нормативном воздушном пространстве. Под нормативным следует понимать воздушное пространство, правовой статус которого определен нормами права. Совершенно очевидно, что не все надземное воздушное пространство входит в общий объем нормативного воздушного пространства, так как ввиду известной конвекции воздуха невозможно привязать часть государственной территории (нормативное воздушное пространство) к атмосферному слою земной поверхности (действительное воздушное пространство).
В доктрине международного права и в дипломатической практике сложился подход, согласно которому используемое пространство над сушей и водами является частью территории данного государства. Остальное пространство (а это примерно ¾ от всего воздушного пространства Земли) расположено над международной территорией и входит в состав территории общего пользования.
Помимо горизонтального разграничения, есть также и проблема вертикальной границы воздушного пространства. Конвенционных норм, которые бы устанавливали высотную границу воздушного пространства, нет. В то же время этот вопрос является достаточно важным, поскольку космическое пространство имеет другой режим использования. Общий подход государств в разграничению воздушного и космического пространства отражен в предложении юридического подкомитета Комитета ООН по мирному использованию космоса, которое получило в 1976 г. наиболее широкую поддержку государств. В соответствии с ним, высотная граница воздушного пространства проходит по нижним границам геостационарных орбит спутников и составляет 100-110 км над уровнем моря.
Полный суверенитет государств над своим воздушным пространством не является неограниченным. Приложение XI к Чикагской Конвенции 1944 г. требует от государств определять те части воздушного пространства, где будет обеспечиваться обслуживание воздушного движения. Эти части используются, например, для транзитных международных полетов.
К числу ограничений суверенитета можно отнести и правила Договора по открытому небу 1992 года. Договор устанавливает особый режим наблюдательных полетов над пространством друг друга в пределах квот. Государства могут ограничивать территорию наблюдательных полетов, но не могут препятствовать им в полной мере.
Международное право также ограничивает суверенитет в отношении воздушного пространства над архипелажными водами и международными проливами. Воздушные суда других государств имеют право пролетать над этими водами, а государство не должно препятствовать таким полетам.
Существуют и другие исключения в отношении пределов распространения действия суверенитета государств над воздушным пространством. Ряд из них являются общепризнанными, другие – спорными. Примером общепризнанного исключения является воздушное пространство над территориями, находящимися под мандатом и территориями под опекой ООН. Государство-мандатарий хотя и имеет право осуществлять свое территориальное верховенство в воздушном пространстве над подмандатными государствами, но оно не может без основания запрещать полеты иностранных воздушных судов над этой территорией. Начало включению территории подмандатных (подопечных) государств в состав государств-мандатариев было положено Великобритание, первой включившей в свои двусторонние договоры эти положения. Это было признано другими государствами.
К спорным исключениям можно отнести ситуацию с установлением Северной Кореей в одностороннем порядке 1 августа 1977 г, в целях безопасности 50-мильной пограничной зоны у своих берегов. Таким образом государстсво распространило свой суверенитет на международную территорию, что препятствует осуществлению прав другими государствами.
В пределах воздушного пространства на постоянной или временной основе существует большое число специальных пространств, которые устанавливаются для определенных целей:
- нижнее и верхнее воздушное пространство;
- районы и зоны диспетчерского обслуживания;
- контролируемое и неконтролируемое пространство.
Обычно воздушное пространство используется для полетов. Полет – это относительно стабильное передвижение в атмосфере (то есть над поверхностью земли) живых существ или искусственных объектов тяжелее воздуха, выполняемое посредством непрерывно создаваемой подъёмной силы.
С юридической точки зрения полеты делят на внутренние и международные. Соответственно внутренние полеты в большей степени урегулированы нормами внутреннего права государства (хотя нельзя полностью исключить действия международного права), а международные полеты регулируются в первую очередь международным правом. Международный полет отличается от внутреннего необходимостью получения разрешения на полет над территорией другого государства.
Какие признаки имеет международный полет? В Чикагской конвенции и в двусторонних соглашениях содержится лишь определение международного воздушного сообщения. Им является сообщение, осуществляемого через воздушное пространство над территорией более чем одного государства. В отношении международного полета этот признак также присутствует. Таким образом, международный полет осуществляется в воздушном пространстве более чем одного государства.
Другой признак – запланированность полета как международного. С этой точки зрения не считается международным, например, полет при угоне за границу воздушного судна, совершающего внутренний полет, полет в воздушное пространство над открытым морем и обратно.
Международные полеты можно разделить на посадочные и транзитные. В первом случае при осуществленнии полета осуществляется остановка в государстве, во втором случае – полет проходит над территорией государства безпосадочно.
Международные полеты гражданских судов подразделяются также на регулярные и нерегулярные. Регулярные совершаются по согласованному по расписанию. Общее разрешение на осуществление регулярных полетов государства, как правило, устанавливают в двусторонних договорах. Отдельно государства могут договориться о частоте таких полетов.
Гораздо сложнее определить понятие нерегулярного полета. Так, к их числу нельзя отнести, например, дополнительные полеты. С другой стороны, частота нерегулярных полетов может навести на мысль об их регулярности. Вместе с тем международное право пыталось предусмотреть иной режим для нерегулярных полетов с некоммерческими целями. В ст. 5 Чикагской конвенции устанавлено, что государства соглашаются, что все воздушные суда других государств, незанятые в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на их территории или транзитные беспосадочные полеты через их территорию и совершать остановки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Таким образом, в отличие от регулярного, нерегулярный полет может осуществляться только с некоммерческими целями и происходить без получения предварительного разрешения государств.
При выполнении международных полетов воздушные суда пользуются так называемыми «свободами воздуха»:
- преимущественное право осуществлять беспосадочный перелет;
- преимущественное право осуществлять посадку для технических и иных некоммерческих целей;
- право привозить и увозить пассажиров, грузы и почту;
- право осуществлять международное сообщение с третьими государствами, в том числе, через свою территорию.
Гражданское судно, пролетающее над территорией государства находится под его юрисдикцией. На государстве в свою очередь лежит обязанность обеспечить безопасность полета. В международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены юрисдикции государства флага (государства регистрации воздушного судна). Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится также и к аэропортам и другим структурам, обслуживающим воздушные сообщения.
Международное воздушное право устанавливает ответственность за нарушение безопасности международных полетов. Так, например, в отношении пиратства установлена универсальная уголовная юрисдикция. В международном пространстве правительственные суда любого государства могут захватить пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц и предать суду своего государства.
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).