logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.

Право –це наказ держави, воно не підлягає моральній оцінці, не критикується→ таке розуміння права..2 світов війни. (нацистська концепція). Філософське право розуміння – це теорія природного права. Гегель- ідея свободи. Соціолог теорія права – бачить у праві юридично оформлені суспільні відносини.

Различают две традиции в определении права: естественно-пра­вовую — несущую с собой идею единства, тождества справедливос­ти и права; и юридико-позитивную, где определяющим является представление о праве как институте со структурными и функцио­нальными характеристиками, освобожденными от нравственных оков. Любое сведение права к букве закона, к внешнему правилу поведения направлено на освобождение права от нравственности.

Следует отметить, что право в правосознании нашего народа всегда было синонимом правоты, правды и справедливости, в отличие от западного правосознания, где право традиционно сближалось с законностью, формальной определенностью, упорядоченностью. Для отечественных концепций права, исключая советский период, ха­рактерна связь с религиозно-нравственными идеалами, где право неотделимо от судьбы государства, его культуры, роли личности в государстве.

Этим отображается принадлежность нашей правовой системы к неотдифференцированным правовым системам, т. е. таким, в кото­рых нет жесткой разделительной линии между правом, религией, моралью, политикой. Данные правовые системы часто характеризу­ются как идеологизированные. Важно подчеркнуть, что неотдифференцированные правовые системы (в частности, составляющие евразийскую правовую семью) имеют свою особую логику развития, выстроенную на использовании традиций, коллективистских начал и целого ряда других оснований, определяющих правовое наследие. Существование права и морали в неотдиференцированных правовых системах характеризуется значительным взаимопроникновением. Не случайно право отождествляется со справедливостью не только на уровне обыденной правовой культуры, но и в профессиональной правовой культуре.

Движение к более совершенному состоянию права — одна из насущных задач социальной жизни. Конечно же, нет прямой свя­зи между совершенным состоянием права и совершенством обще­ства и, как справедливо было подмечено различными исследова­телями, совершенное состояние права не ведет к достижению Земного рая. Однако естественно стремление к улучшению суще­ствующего правопорядка. Поэтому выйти к определению понятия права, соответствующему своей правовой культуре и цивилиза­ции, одновременно учитывающему достижения зарубежной юрис­пруденции — вполне оправдано. С учетом принципиальных перемен в современном праве и государстве можно предложить такое оп­ределение понятия права. Право — это исторически сложившая­ся, морально обоснованная и религиозно выверенная, легализо­ванная нормативная система, рассчитанная на всеобщее призна­ние (легитимацию) и соответствующее поведение людей, органи­заций, социальных общностей, которая использует процедуру, формализованное решение и государственное принуждение для предупреждения и разрешения конфликтов, сохранения социаль­ной целостности.