logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка

Результатом действия права является установление правопоряд­ка. Правопорядок рассматривается как правовое состояние обще­ственных отношений. Не случайно правопорядок зачастую характе­ризуется как сложившаяся система правоотношений, в которой субъекты действуют правомерно. По сути правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится государственная власть, все государственные органы, должностные лица и все дру­гие субъекты права. Устойчивость правопорядка достигается его нормативной основой, которой выступают нормы материального и процессуального права.

В структуре правопорядка выделяются такие основные элементы:

  1. субъектная — закрепленная нормами права правовая структу­ра общества, включающая многообразие субъектов права, с опреде­лением их компетенции, статуса, функций и т. п. Все звенья право­порядка взаимодействуют в едином механизме, имеющем правовое оформление. При этом участники правопорядка находятся в связях, оформленных субъективными правами и юридическими обязаннос­тями, юридической ответственностью, потому так важен для право­порядка четко оформленный правовой статус субъектов права, обеспечивающий структурную устойчивость правопорядка.

  2. отношенческая — система правовых отношений, их возникно­вение, изменение и прекращение, где переплетаются взаимодействия участников по вертикали и горизонтали, происходит переход от од­них правоотношений к другим, проявляется пространственно-времен­ной и динамический характер связей и отношений субъектов права.

  3. процедурная — атрибутивные элементы правопорядка прояв­ляются в упорядочении элементов структуры с помощью различно­го рода процессов и процедур.

Таким образом, в правопорядке наблюдаются различные уровни упорядоченности: субъектная, отношенческая и процедурная, — с помощью которых достигается целостность правопорядка.

Правопорядок часто рассматривается как парная категория на­ряду с законностью. Такая связь правопорядка и законности часто приводит к отождествлению этих правовых явлений. Однако при всем единстве правопорядка и законности можно увидеть, во-пер­вых, что правопорядок суть реализованная законность, т. е. резуль­тат законности; и во-вторых, если законность как бы соединяет сферы должного и сущего, то правопорядок всегда и исключитель­но область сущего, область фактической упорядоченности поведе­ния субъектов права.

Проблема обеспечения законности и правопорядка связана с выделением категории гарантий, в качестве которых рассматривает­ся совокупность объективных и субъективных условий и средств, направленных на обеспечение режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка разделяются на общие и специальные.

Общие гарантии, в свою очередь, подразделяются на экономичес­кие, политические, социальные и идеологические.

Специальные гарантии иначе именуются юридическими гарантия­ми законности и правопорядка. Среди юридических гарантий можно выделить нормативные (Конституция, кодексы, законы и др. норма­тивно-правовые акты), процессуальные (использование процесса и правовых процедур), организационные (деятельность суда, прокура­туры, правоохранительных органов), принудительные (пресечение правонарушений и юридическая ответственность). Совершенствова­ние юридических гарантий законности и правопорядка, а также воз­действие на перемены в системе общих гарантий, т. е. крепление экономики, стабилизация политической жизни, повышение уровня жизни людей, формирование идейного многообразия и терпимости (толерантности) — позволяют обеспечить эффективность механизма действия права.