5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
Правовой основой государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации является ст. 40 Закона № 2300-1 и Положение о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. № 283.
Так, согласно пп. 7 п. 2 ст. 40 Закона № 2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя ежегодную подготовку государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2012 г. № 283, доклад подготавливается ежегодно.
Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) и населения Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Доклад является основой для определения приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей, разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, а также для совершенствования нормативно-правового регулирования в этой области.
В доклад включаются сведения об организации и проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного надзора за соответствием товаров требованиям безопасности за отчетный год по следующим разделам:
а) организация, проведение и результаты проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования);
б) организация, проведение и результаты проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
в) анализ и оценка применения мер пресечения нарушений обязательных требований, прекращения нарушений прав потребителей, устранения выявленных нарушений обязательных требований, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
г) анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
д) анализ результатов статистического наблюдения в области защиты прав потребителей, случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанных с приобретением и использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки, и опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
е) оценка работы по формированию и ведению открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг);
ж) анализ и оценка эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
з) анализ и оценка деятельности общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей, а также организации и эффективности взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с общественными объединениями потребителей;
и) анализ судебной практики в области защиты прав потребителей;
к) анализ деятельности по рассмотрению обращений и заявлений потребителей;
л) выводы и предложения по результатам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей.
В докладе используются официальная статистическая информация, а также аналитические, информационные и социологические данные в области защиты прав потребителей, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциациями и союзами).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы) по запросу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов), направленному в установленном порядке до 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивают объективность, полноту и качество представляемой для включения в доклад информации.
Подготовленный доклад направляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и до 1 июня года, следующего за отчетным, вносится в Правительство Российской Федерации.
Доклад публикуется отдельным изданием и направляется в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в сети Интернет.
В качестве примера из практики подготовки соответствующего доклада можно привести фрагмент подраздела «Осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей» государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году», подготовленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2013 году.
Составной частью федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» является «учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)», причиной которого является необеспечение соблюдения требований положений статей 4, 7, 8, 10, 12, 14 Закона «О защите прав потребителей» в их взаимосвязи с соответствующими нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о техническом регулировании, устанавливающими обязательные требования к безопасности продукции (товарам).
Реализации еще одной из частей федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, связанной с анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности, будет способствовать создание и последующая эксплуатация информационной системы, предусматривающей функционирование государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, формирование и ведение которого будет осуществляться в целях осуществления полномочий Роспотребнадзора, основанных на положениях пунктов 7 и 8 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей».
Создание такой информационной системы позволит, помимо прочего, обеспечить сбор систематизированной информации, включающей результаты проверок, проведенных в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также сведения о фактах нарушения требований технических регламентов, выявленных при осуществлении государственного надзора за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Первым этапом реализации данной работы является постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. № 129 «О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей», определившим, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом, уполномоченным на формирование и ведение государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, а также на координацию деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами (перечень которых в настоящее время формируется путём принятия постановлений Правительства Российской Федерации об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соответствующими техническими регламентами), и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), связанной с участием в формировании указанного ресурса.
В связи с этим Роспотребнадзору поручено до конца 2013 г. утвердить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» утвердить план информатизации, включающий мероприятия по созданию и эксплуатации информационной системы, предусматривающей функционирование государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, и обеспечить его реализацию в установленном порядке.
В целях реализации соответствующих положений пункта 2 статьи 2 и статьи 4 Закона № 294-ФЗ и статьи 40 Закона «О защите прав потребителей», а также в целях упорядочения, конкретизации и единообразия применения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области осуществления государственного надзора, определения объема полномочий должностных лиц, уполномоченных осуществлять соответствующий надзор в области защиты прав потребителей, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412 было утверждено «Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей».
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей данный вид государственного надзора осуществляется Роспотребнадзором (его территориальными органами) в целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
При этом пунктом 9 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей установлено, что в случае выявления нарушений законодательства в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор (его территориальные органы) помимо мер, предусмотренных Законом № 294-ФЗ, Законом «О защите прав потребителей» и КоАП РФ, вправе принимать меры в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», то есть меры, связанные с реализацией полномочий по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, возложенных на Роспотреб-надзор в 2012 г. постановлением Правительства Российской Федерации:
• от 11 сентября 2012 г. № 912 за ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;
• от 11 сентября 2012 г. № 917 за ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»;
• от 11 сентября 2012 г. № 918 за ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»;
• от 27 сентября 2012 г. № 989 за ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»;
• от 9 октября 2012 г. № 1033 за ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
В целом реализация Роспотребнадзором и его территориальными органами в 2012 г. государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей была основана на приоритетах, определенных в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20 октября 2011 г. № 791 «Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2012 год», в числе которых – дальнейшее совершенствование методологии и практического осуществления контрольно-надзорных полномочий в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, исполнителями, импортерами) своей деятельности.
Практическим результатом этой работы явилось достижение следующих показателей, характеризующих основные итоги федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за отчетный период.
В 2012 г. сохранился рост числа обращений по вопросам защиты прав потребителей, в результате общее количество обращений достигло 280 587, что на 7 % больше, чем в 2011 г. (262 543 обращения), на 24 % больше, чем в 2010 г. (225 531 обращение) и почти в 6 раз больше, чем в 2005 г. (47 211 обращений).
В общем объеме всех полученных в 2012 г. обращений доля собственно «потребительских» составила 86 % (в 2011 г. – 91 %, в 2010 г. – 92 %), что связано с увеличением числа обращений на 28 % от органов государственной власти и местного самоуправления (28 068 обращений по сравнению с 21 911 в 2011 г.), и от общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в 2,2 раза (1 865 по сравнению с 834 в 2011 г.).
При этом второй год подряд сохраняется тенденция к превалированию числа жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля которых составляла 55,6 % в 2011 г. и 54,7 – в 2012 г. (при 45,8 % в 2010 г.).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в 2012 г., территориальными органами Роспотребнадзора в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
В 70 % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, 10 % обращений направлено на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Каждое пятое письменное обращение гражданина, связанное с нарушением его потребительских прав, явилось в 2012 г. основанием для проведения внеплановой проверки и/или принимались решения о возбуждении дела об административном правонарушении (в 2011 г. – каждое четвертое обращение).
В первую очередь это обусловлено наличием соответствующих ограничений, установленных Законом № 294-ФЗ, в соответствии с которыми организация и проведение внеплановых проверок в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей возможна только в случае поступления обращений от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц либо получения информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих данные о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (подпункты «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ), а также поступления обращений от граждан (потребителей), но только в случае нарушения их соответствующих прав (в том числе в связи с причинением вреда или угрозы его причинения) на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Кроме этого, установленные требования к проведению внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключают их внезапность и возможны только при условии соответствующего их предварительного уведомления, направленного не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в результате проведенных внеплановых проверок по обращениям, связанным с вопросами защиты прав потребителей, только в 61 % случаев были подтверждены соответствующие доводы заявителей (по аналогичной причине на
практике в некоторых случаях снижается эффективность проведения административных расследований).
В итоге в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в том числе за соблюдением требований технических регламентов, внеплановые проверки были проведены на основании поступивших в Роспотребнадзор (его территориальные органы) обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о фактах:
• возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан – 1 121 внеплановая проверка (1,5 % случаев от общего количества внеплановых проверок);
• причинения вреда жизни, здоровью граждан – 71 внеплановая проверка (0,1 % случаев от общего количества внеплановых проверок);
• нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) – 42 413 внеплановых проверок (что составило 57,7 % от общего количества внеплановых проверок).
Из общего числа обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора в 2012 г., 17 615 обращений (6 %) были связаны с сообщениями о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среды и/или имуществу потребителей, из которых 90 % жалоб содержало информацию о причинении потребителям имущественного вреда.
В целом, по итогам 2012 г., в результате рассмотрения 270 698 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей в каждом 6 случае было возбуждено дело об административном правонарушении (всего – 39 826), поданы 2 757 исков и заявлений в судебные органы (в порядке, определенном подпунктом 7 пункта 4 статьи 40 и статьей 46 Закона «О защите прав потребителей»), 65 материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, направлены для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (на основании подпункта 6 пункта 4 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей»).
В результате 2012 г. стал первым годом реализации Роспотребнадзором функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, содержание и предмет которого, а также объем прав и обязанностей должностных лиц, уполномоченных его осуществлять, определен Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей.
При осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора данного вида надзора в отчетном году были проведены 147 274 проверки, что в целом соответствует уровню 2011 г. (144 478 проверок).
Из приведенного фрагмента Государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году» видно насколько всесторонне и полно анализируется соответствующая правозащитная сфера, что, безусловно, является важным фактором ее эффективной деятельности.
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список