logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.

В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате кото­рого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие: социальный процесс формирования права (иначе правообразование) и правотворчество (иначе нормотворчество). Не­обходимость такого рода разграничения правообразования и право­творчества определяется существованием границы между стихий­ным и целенаправленным (официальным) движением правовых идей в направлении оформления моделей поведения в форме субъектив­ных прав и юридических обязанностей. Сегодня это разграничение приобретает большое значение в связи с усиливающимися тенден­циями правовой декультурации, когда заимствование нормативных положений других правовых культур не подкрепляется теми факто­рами формирования права, которые определяют национальное пра­вовое развитие.

Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением раз­личного рода объективных и субъективных факторов, сказываю­щихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспе­чивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничи­вается по следующим разновидностям:

  1. экономические факторы, т. е. материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпри­нимательство и т. п.;

  2. политические факторы, выраженные в соотношении гражданско­го общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.;

  3. социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.;

  4. историко-культурные факторы — связанные со сложившими­ся обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработан­ными в пределах данной цивилизации и культуры;

  5. геополитические факторы — выраженные в особенностях распо­ложения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями;

  6. государственно-организационные факторы — связанные с ис­пользованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов.

Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет вы­работка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно: отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомога­тельные направления правотворческой деятельности.

Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствова­нии действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принци­пов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наибо­лее эффективным образом реализовать такие функции правотворче­ства: 1) первоначального регулирования; 2) обновления правового материала; 3) ликвидации пробелов в праве; 4) упорядочения нор­мативно-правового материала (систематизации).

С использованием способов правотворчества связано формирова­ние различных источников права: так санкционирование обычая дает правовой обычай, признание прецедента — юридический пре­цедент, законотворчество — закон, заключение соглашения — нор­мативный договор, издание научного труда — юридическую доктри­ну. Обратим внимание, что в Украине основным способом право­творчества является законотворчество и вытекающее из него под­законное нормотворчество. Другие способы нормотворчества имеют дополнительное значение и пока слабо сказываются на процессах формирования права в Украине. Потому правотворчество в нашей правовой культуре в основном предстает как принятие, изменение или отмена нормативно-правовых актов.

Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именует­ся стадиями правотворческого процесса. Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса: стадию подготов­ки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрения и принятия нормативно-правового акта. На стадии подготовки проек­та: принимается решение о его подготовке, составляется концепция и определяются его важнейшие положения, готовится первоначаль­ный текст, происходит предварительное обсуждение проекта. Нако­нец, происходит обработка и редактирование текста. На стадии рассмотрения и принятия нормативно-правового акта: вносится про­ект в официальном порядке, обсуждается проект, принимается нор­мативно-правовой акт, наконец, он официально провозглашается (публикуется). Стадии (Крестовская):1. Законодательная инициатива 2.разработка законопроекта 3. Обсуждение законопроекта 4.принятие закона. 5.подписание закона главой государства 6. Обнародование 7. Вступление закона в силу.