Применение метода Контент-аналид в исследовании материалов массовой коммуникации.
Ниже рассматривается метод традиционного контент-анализа материалов массовой коммуникации (медиа-текстов). При этом важно иметь в виду следующее. Во-первых, метод контент-анализа является одним из наиболее распространенных в практике изучения содержания массовой коммуникации. Во-вторых, контент-анализ относится по своему типу к методам позитивной эмпирической науки. В этом контент-анализ принципиально отличается от семиологических подходов к анализу текстов, эмпирическая верификация которых весьма проблематична.
Концептуальные основания метода контент-анализа
Метод контент-анализа ориентирован на проведение объективного, измеряемого и проверяемого исследования содержания сообщений массовой коммуникации. С помощью контент-анализа можно определить степень соответствия сообщения намерениям коммуникатора и специфике канала, изучить связи между характеристиками сообщения и установками аудитории, а также ее реальным и коммуникативным поведением.
В рамках этого метода предполагается, что на основе знания о содержании материалов массовой коммуникации исследователь может делать выводы о намерениях коммуникатора или возможных эффектах сообщения. Т.е. смысл сообщения относительно просто может быть восстановлен из него самого. Не случайно, что среди перечисленных выше целей контент-анализа выделяются как мотивы коммуникатора, так и вероятные эффекты влияния содержания на аудиторию.
Контент-анализ ориентирован на изучение явного, очевидного содержания. Причем важным обстоятельством является смысловое или «интерпретационное» единство в трактовке содержания всеми участниками коммуникационного процесса, равно как и исследователем. Другими словами, классифицируя фрагменты содержания по тем или иным категориям, исследователь предполагает, что соответствующие фрагменты аналогично и однозначно понимались и коммуникатором, и реципиентом. Именно поэтому, контент-анализ приложим в первую очередь к ясному, четко выраженному содержанию.
Важной является и количественная ориентация метода контент-анализа. Посылка здесь состоит в том, что количественные характеристики текста являются его важными параметрами, позволяющими делать те или иные выводы. Показательно, что в рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами — в центре внимания лишь частота их появления.
Возможность проверки выдвигаемых гипотез в отношении конкретного содержания предполагает оперирование с конкретными единицами, позволяющими классифицировать материал с необходимой степенью подробности. В этой связи перед исследователем встает задача определения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.
Наиболее высоким по уровню абстракции элементом в технике контент-анализа является категория анализа. Категории анализа должны соотноситься с понятийной схемой исследования в целом. В сложившейся практике исследований в качестве категории анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относительно которой будут классифицироваться составляющие содержания.
Единица анализа представляет собой фрагмент содержания, который соответствует той или иной категории анализа. Обычно выделяют смысловые и качественные единицы анализа.
Смысловой единицей контент-анализа может быть, например, какая-либо идея, социально значимая тема. В качестве единицы анализа часто используется слово, высказывание, заголовок, абзац, персонаж и т.д.
Единицей счета является некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности содержания. Применительно к телевидению единицей счета может быть, например, время, отведенное освещению того или иного события. Наиболее распространенный способ измерения характеристик содержания состоит в подсчете частот их употребления.
Адекватное использование метода контент-анализа сопряжено с соблюдением ряда условий.
Используемые категории должны быть четкими, приемлемыми для описания и понятными для работающих с текстами.
Категории анализа должны быть взаимно исключающими, выстроенными так, чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям.
Кроме того, предлагаемые категории должны быть в равной мере приемлемыми для анализа всех изданий, являющихся предметом исследования.
Важно также и то, чтобы систематическое использование категорий различными исследователями позволило бы получить одинаковые результаты.
Практика контент-аналитических исследований
Исследования с использованием метода контент-анализа широко распространены в практике изучения массовой коммуникации во всем мире.
Контент-анализ был введен в исследовательскую практику в связи с потребностями журналистики. Первые попытки провести статистически точные измерения различных сторон содержания газет, выявить динамику изменений в их тематике наблюдались в США в 80-х годах XIX века. С тех пор контент-анализ стал неотъемлемым элементом совершенствования редакционной политики. Причем по мере распространения контен-анализа все большее внимание уделялось методике исследования, прежде всего вопросам совершенствования критериев классификации текстов.
Цель этих исследований состояла в определении политической линии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад — позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание морального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии. По результатам анализа Верховный Суд США принимал решения о закрытии некоторых изданий. Существенный вклад в научное обеспечение этих исследований внес такой известный специалист как Г. Лассвелл2. С помощью специально разработанных категорий контент-анализа определялось, например, насколько совпадают публикуемые материалы с тезисами немецкой пропаганды. Кроме того, контент анализ позволял выявить частоту появления про- и антиамериканских, британских и немецких тем в информационном источнике, сравнении его с эталонным изданием. Техника контент-анализа использовалась и для сопоставления характера освещения отдельного события разными изданиями, а также для определения соотношения в информационном потоке материалов, предоставленных каждой из противоборствующих сторон.
Контент-анализ является также эффективной исследовательской техникой, позволяющей выявить характер показа или информирования о конкретных проблемах, особенностях формирования образа тех или иных стран, регионов. Так, например, с использованием контент-анализа был изучен вопрос о том, каким в разделах новостей прессы США предстает образ Латинской Америки. Было выявлено, что чаще всего об этом континенте говорилось в контексте землетрясений и вулканов. В 70-е годы происходили дальнейшие изменения в характере показа континента, преимущественный акцент, поданным контент-анализа был сделан на описании смены диктаторов и поверхностном изложении ситуации в «банановых» республиках.
- Управление общественными отношениями как область знаний.
- Понятие и сущность «паблик рилейшнз».
- Исторические этапы становления и развития Public relations
- 5. Image making, corporate affairs: сущность, содержание.
- Image making (Image making) - направление деятельности службы отношений с общественностью, ставящее задачей создание благоприятного имиджа личности или организации.
- Формы (технологии) лоббизма
- 7. Media relations, public affairs: сущность и содержание.
- Special events, crisis management: сущность и содержание.
- Message management, investor relations: сущность и содержание
- Согласование интересов как принцип решения управленческих задач
- 11. Динамика развития паблик рилейшнз в мировом пространстве.
- Современный взгляд на паблик рилейшнз в России как науку и искусство достижения взаимопонимания.
- 13. Персоналии в истории pr (Сэм Блэк, Айви Ли, а. Чумиков, э. Бернейз, Барнум).
- Общественные отношения: природа и система управления
- Характеристика моделей коммуникации как способ конструирования коммуникативного пространства
- Барьеры в коммуникационном процессе и пути их преодоления.
- 17. Символическая организация системы коммуникативного воздействия и особенности ее проявления в государственном и муниципальном управлении.
- 18. Сущность визуальной коммуникации и ее особенности в сфере государственного управления.
- 19. Вербальная коммуникация в профессиональной управленческой деятельности.
- 20. Значение мифологической коммуникации в обществе и возможности ее применения в управлении мегаполисом.
- 21. Диалог власти с населением как предмет коммуникативного анализа
- 22. Проблемы эффективной коммуникации в государственном управлении и пути их решения.
- Теория коммуникаций как методическая основа сбора и передачи информации в пр. Типы и формы коммуникации.
- Разновидности коммуникации
- Средства pr и их применение в государственном и муниципальном управлении.
- Изучени и формирование общественного мнения в мегаполисе
- Режимы взаимодействия власти и общественного мнения.
- 1. Режим подавления общественного мнения
- 2. Режим игнорирования общественного мнения
- 3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению
- 4. Режим сотрудничества (взаимореализации) власти и общественного мнения
- 5. Режим давления общественного мнения на власть.
- 6. Режим диктатуры общественного мнения
- Применение метода Контент-аналид в исследовании материалов массовой коммуникации.
- 28. Эффективность коммуникативного воздействия в политической среде.
- 4 Вида барьеров:
- Деятельность служб по связям с общественностью по формированию общественного мнения.
- 30. Слухи
- Манипуляция сознанием и общественные институты
- Общественность (типы)
- 37. Структура и функции средств массовой информации по удовлетворению информационных потребностей различных групп населения.
- 38. Организационные отношения между сми и другими участниками массовой информационной деятельности.
- 39. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти.
- 41. Информационные технологии пр: возможности и перспективы.
- 42. Структура и функции средств массовой информации по удовлетворению информационных потребностей различных групп населения.
- 43. Жанры журналистики и пр.
- 44. Федеральный закон "о средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года и его влияние на деятельность по связям с общественностью
- Глава I. Общие положения
- 48. Ресурсы и статус служб по связям с общественностью региональных органов власти.
- 49. Профессиональный профиль специалиста пр и критерии оценки его статуса.
- Критерии оценки эффективности
- Методы оценки эффективности
- 54. Основные цели и условия реализации задач служб по связям с общественностью субъектов рф.
- 55. Оценка кризисной ситуации в пр
- Нужны определенные условия
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- 57. Формирование имиджа государственного служащего