logo search
Диск для курсовой работы на тему Законодательные гарантии соблюдения принципа информированного согласия на медицинское вмешательст / Дополнительная литература / 2

Этические и правовые основы профессиональной деятельности врача

Для современного этапа медицины характерно интенсивное развитие правового и этического регулирования отношений между пациентом и врачом, а качество оказания медицинских услуг в значительной мере зависит от уровня правовых знаний медицинских работников, который является крайне низким, а правовая подготовка специалистов для здравоохранения как важнейшая составная часть общей профессиональной подготовки врача, находится в неудовлетворительном состоянии.

Указ Президента РФ N 673 "О разработке концепции правовой реформы в РФ" от 06.07.95 установил в качестве одного из основных элементов концепции развитие системы правового воспитания, в том числе юридического образования. Чрезвычайно важным представляется также закреплённое в статье 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан положение, в соответствии с которым сертификат специалиста выдаётся врачам только при наличии надлежащих знаний по теории и практике избранной специальности и вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В целях реализации положений Конституции РФ и укрепления на её основе российской государственности и правовых основ общества в концепции правовой реформы в РФ, установлены в качестве основных элементов вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, формирования правовой базы нормативных актов, развитие системы правового воспитания, организация правовой экспертизы во всех отраслях и др.

Основы концепции прав пациента в Европе являются проявлением нарастающего интереса во многих государствах к проблеме защиты прав пациентов. В большинстве стран защиту прав пациентов осуществляют страховые компании, которые пользуются правом выбора медицинского учреждения, организации и врача при заключении с ними контрактов, включают положения, касающиеся уважения прав пациента и надлежащего качества лечения. При этом предусматривается в случае нарушения этих условий расторжение контракта с выплатой соответствующей компенсации и неустойки. Спорные вопросы между пациентом и медицинским учреждением, организацией в странах Западной Европы, в основном решаются в рамках гражданского законодательства.

Меры, направленные на обеспечение эффективного осуществления права граждан на охрану здоровья, нашли своё отражение в статье 15 Конвенции СНГ "О правах и основных свободах человека", принятой в 1993 году. Для принятия общих документов, касающихся медицинского права и профессиональной деятельности, были созданы определенные международные сообщества (Всемирная и Европейская медицинские ассоциации).

Особенно интересны документы, принятые ими и определяющие профессиональное поведение и этические нормы врача: о независимости и профессиональной работе врача (1986), о подготовке медицинских кадров (1986), о халатном отношении врачей к своим обязанностям (1992), о пособничестве врачей при самоубийствах (1992), о телемедицине и медицинской этике (1992), о поведении врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (1994).

К законодательству об охране здоровья граждан РФ также относятся этические нормы и правила. За рубежом они оформляются в деонтологические кодексы.

Например, в Италии деонтологический кодекс был принят в 1912 году и он не являлся законодательным документом, а предусматривал только административную ответственность.

Во Франции деонтологический кодекс был принят в 1955 году и касался только деятельности частнопрактикующих врачей. В 1979 году был принят новый кодекс, где уже была включена и деятельность врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях.

Американской медицинской ассоциацией приняты общие Принципы медицинской этики, в которых говорится, что они предлагаются в помощь врачам для индивидуального и коллективного поддержания высокого уровня этического поведения, являются стандартом, которым каждый врач может руководствоваться лично в его взаимоотношениях с больными, коллегами, представителями смежных профессий и с общественностью.

В РФ отсутствует единый акт, включающий этические нормы в деятельность медицинских работников. Вместе с тем, некоторые нормативные акты, в частности, "Обещание врача России" содержат правила, регламентирующие профессиональную этику. В 1990 году на основе ассоциаций врачей Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России создана негосударственная общественная организация - Ассоциация врачей России (АВР). Ею принят ряд важных документов, среди которых основополагающим является Этический кодекс российского врача (1997). Наряду с этим для содействия становления медицинского права создана Всероссийская Ассоциация медицинского права, которая призвана координировать усилия медицинских работников и юристов для защиты прав медицинских работников и пациентов.

Из всех элементов системы обеспечения права граждан на надлежащую медицинскую услугу наибольшие изменения претерпела нормативно-правовая база при оказании медицинских услуг. Значительному изменению подверглись "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993 года), изменились диспозиции и санкции многих статей УК РФ, касающиеся преступлений против жизни и здоровья личности и населения (1997 года), новый характер отношениям в сфере охраны здоровья граждан придан с выходом нового ГК (1995-1996).

Эти изменения законодательной базы значительно расширили права пациентов, конкретизировали ответственность медицинских работников за результаты профессиональной деятельности. Реализация правовой реформы в РФ привела к росту правовой информированности населения. Так, по данным Российского фонда правовых реформ (2008) более половины граждан готовы обратиться в суд для защиты нарушенных прав при оказании медицинских услуг, хотя и не обладают полным представлением о них. Этому в немалой степени способствуют общественные организации, страховые медицинские организации и др.

По данным Государственного комитета по антимонопольной политике, нарушения Закона "О защите прав потребителей" медицинскими учреждениями за период с 2000 по 2010 годы увеличилось в 15,4 раза. Положительные тенденции в борьбе за права потребителей нередко достигают своей противоположности - потребительского экстремизма, когда правами пользуются в недобросовестных целях для извлечения выгоды.

Оказание медицинской помощи является многоаспектным процессом, включающим в себя диагностические, лечебные, профилактические мероприятия и отклоняющиеся от нормативно предписанного поведения медицинского работника, на любой стадии процесса может привести к нежелательным последствиям для жизни и здоровья пациента в будущем.

Принимая во внимание увеличение количества исковых заявлений от граждан по поводу ненадлежащего исполнения функциональных обязанностей медицинским персоналом, проблемам юридической ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения должно быть уделено повышенное внимание. Реализация юридической ответственности достигается за счет использования правовых средств, что позволяет осуществить влияние права на общественные отношения в сфере медицинской деятельности. Как известно, не все медицинские вмешательства заканчиваются благополучно, то есть выздоровлением пациента. В тех случаях неблагоприятных исходов, когда не приходится говорить о правомерности действий медицинского работника, существует необходимость объективной оценки проведенного лечения и определения вида и степени ответственности медицинского работника.

Поэтому на практике отсутствие знаний права для врачей становится опасным. Для того чтобы медицинские работники четко на возможные правовые санкции выполняли свои профессиональные обязанности, им необходимы прочные знания права вообще и вопросов юридической ответственности в частности.

В настоящее время медицинское сообщество наконец-то осознало как реальное требование времени изучение правовых основ в сфере здравоохранения. В связи с этим необходимо еще со "студенческой скамьи" воспитывать у будущих врачей высокую правовую культуру и правосознание. Правовая культура и правосознание могут возникнуть на основе правовых знаний при формировании у будущего специалиста умения практического применения правовых норм в профессиональной деятельности, тем самым, надлежащая правовая подготовка медицинских работников позволяет формировать правовую культуру, ответственность перед человеком, обществом и государством. Для этого требуется прививать медицинскому работнику стремление не только к знанию законов и уважительное отношение к ним, но и умение применять правовые нормы на практике.

В медицинской деятельности общая тенденция заключается в том, что все большее количество частных вопросов оказания медицинской помощи регулируется посредством права, а не отдается на откуп совести врача или морально-этическим нормам, что является одним из факторов законности в сфере медицины.

Таким образом, знание медицинскими работниками законодательства в области охраны здоровья граждан РФ, представление о своих правах, обязанностях, о юридической ответственности, наступающей за различные профессиональные нарушения, а также знание прав пациента составляют основу правовой культуры работников здравоохранения, тем самым выполняются нормы профессиональной этики. Упорядочение правовых знаний медицинского персонала будет способствовать наиболее полному обеспечению охраны здоровья населения.

Л.В. Канунникова,

главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн,

Заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор,

заведующая кафедрой медицинского права ФПКиППв НГМУ,

юрист, г. Новосибирск