Вопросы медицинского права в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования
Программа модернизации высшего российского образования предполагает системное внедрение в образовательную деятельность новаций, которые обеспечат подготовку максимально большего числа людей к высокопрофессиональной инновационной деятельности в непрерывно меняющихся, часто непредсказуемых условиях современной жизни. Повышение роли образования определяется, как одна из главных задач построения правового государства. Современному обществу необходимы юридически грамотные специалисты, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и благополучие его граждан.
В настоящее время без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности. Неопределенные взаимодействия в системе "врач-пациент" способствует нарушению основного законодательного принципа - справедливое обеспечение всех граждан доступной медицинской помощью. Буквально как снежный ком, в геометрической прогрессии, растет количество судебных исков, предъявляемых пациентами по поводу ненадлежащего оказания медицинских услуг. Создаются все новые специализированные юридические консультации, которые с большим рвением участвуют в "медицинских делах" выступая на стороне пациентов. Многочисленные суды отвлекают силы медицинского персонала от их прямых обязанностей - оказания квалифицированной медицинской помощи [1].
В то же время, медицинская практика убедительно свидетельствует: чем выше правовая культура медицинских работников, тем неукоснительней исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья.
"Незнание Закона не освобождает от ответственности" гласит один из основных и наиболее известных всем постулатов права. Но все ли мы делаем, чтобы законы знали не только все должностные лица сферы здравоохранения, но и их коллеги и подчиненные - врачи и средний медицинский персонал? Как показывает изучение большого количества дел по обвинению медицинских работников в совершении таких профессиональных правонарушений, как неоказание и ненадлежащее оказание помощи больному, многие процессы закончились обвинительным приговором в виде штрафных санкций, дисквалификации и даже порой лишением свободы. И в подавляющем большинстве случаев одним из важнейших обстоятельств, способствовавших совершению деяния, являлось элементарное незнание медиком основных правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность [2].
Модернизация системы среднего, высшего и последипломного медицинского образования касается развития учебных программ, оснащения, инфраструктуры медицинских вузов, училищ и колледжей независимо от их административного и ведомственного подчинения, повышения квалификации преподавательского состава. Главным объединяющим критерием будет служить выполнение новых единых государственных образовательных стандартов, сопряженных с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи. Стандарты устанавливают планку качества подготовки специалистов, опускаться ниже которой нельзя, что является необходимым условием возможности обеспечения равнодоступной качественной медицинской помощи на всей территории страны.
Несмотря на преимущества новых образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3), изменения влекут и ряд трудностей, как для студентов, так и для преподавателей. Главная проблема для первых - неготовность учиться "по-новому". Студенты уже привыкли к тому, что можно "долго раскачиваться", и серьезно берутся за учебу только дважды в год - во время сессий. В соответствии же с новыми требованиями, будущим специалистам необходимо набирать оценивающие баллы равномерно в течение всего семестра. "Перестраиваться" придется и педагогам. В новых условиях им предстоит учиться более мобильно и интерактивно работать со студентами, использовать различные методологические подходы к изложению материала и контролю получаемых знаний.
Введение ФГОС-3 ставит следующие задачи перед профильными кафедрами неюридических вузов по преподаванию дисциплины "Правоведение":
- провести правовой ликбез по юридическим отраслям;
- повысить правовую культуру специалистов-медиков;
- представить модели поведения врача в практической медицинской ситуации.
Освоение правовых знаний и применение их на практике помогает врачу в определении своего места в гражданском обществе, позволяет оценить правовую обеспеченность и ориентацию при осуществлении своей профессиональной деятельности, что в конечном результате ведет к созданию, регламентированному действующим законом, образу правоотношений и их регуляции.
Одним из требований нового образовательного стандарта, предъявляемого к будущим специалистам-медикам, является способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, постановления, приказы, рекомендации и т.д.). На их основе медицинские работники должны уметь конструктивно разрешать конфликтные ситуации и владеть способами их профилактики.
В Казанском государственном медицинском университете вопросы медицинского права, прав и обязанностей пациентов и медицинских работников рассматриваются на кафедре биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины в рамках основных учебных программ по дисциплинам "Правоведение", "Правовые основы охраны здоровья", "Правовое обеспечение социальной защиты", "Биомедицинская этика" и элективных курсов - "Гражданское право", "Трудовое право", "Семейное право", "Административные и трудовые споры". Повышение уровня правовых знаний продолжается также в рамках последипломного образования.
При изучении дисциплины "Правоведение" в стандартах нового поколения расширяются требования к освоению тем: нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права России, обязанности, права и место врача в обществе.
Очевидно, что "требования к минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача", которые являются одним из наиболее важных разделов стандартов, должны соответствовать запросам практики. Эти запросы к лечебнику, педиатру, специалисту профилактической медицины, стоматологу, провизору существенно различаются. Однако в ныне действующих образовательных стандартах по этим специальностям требования к подготовке врачей абсолютно идентичные.
Особого внимания заслуживает новый Госстандарт специальности "Медико-профилактическое дело", для которой, помимо курса "Правоведение" (5,25 кредитов), предусмотрено изучение таких новых для медицинского вуза правовых дисциплин, как "Защита прав потребителей" (5,25 кредитов) и "Правовые основы деятельности врача" (3,75 кредитов). Данные дисциплины предполагают у будущих специалистов знания морально-этических основ современного медицинского законодательства; прав пациентов, обязанностей, прав и места врача в обществе; моральных норм внутри профессиональных отношений; форм взаимоотношений "врач-пациент"; основных документов международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций; основных принципов и положений различных отраслей современного права.
ФГОС-3 уделяют большое внимание самообразованию и самостоятельной работе. Студенты Казанского медицинского университета дополняют свои знания в области медицинского права во время подготовки и участия в различных внеучебных мероприятиях: в выполнении групповых заданий по решению конкретных ситуационных задач (казусов), в заседаниях тематических круглых столов, в студенческих научных и читательских конференциях, в деловых и интеллектуальных играх ("Судебное заседание", "Юридическая клиника", "Что-Где-Когда?"), в работе Клуба дебатов КГМУ и т.д.
В учебном процессе будущие специалисты используют современные технические средства, осваивают навыки работы с обновляемой еженедельно информационной базой справочно-правовой системы "Гарант" по решению практических задач, для выполнения контрольных и курсовых работ.
Также с целью повышения знаний для студентов организуются дополнительные лекции и семинары по различным этико-правовым вопросам медицинской деятельности с приглашением ведущих специалистов в той или иной области. Например, правила начисления трудового стажа для медицинских работников - специалистов из Пенсионного фонда РТ; основы антикоррупционной деятельности в области здравоохранения - экспертов из республиканской прокуратуры; особенности компенсации морального вреда в медицине - юристов из Министерства здравоохранения РТ и т.д.
В новых стандартах особое внимание уделено личности преподавателя. Идеальным преподавателем для правовых дисциплин для будущих медиков является практикующий юрист. Но, к сожалению, несопоставимость доходов большинства юристов с той заработной платой, которую им предлагают в вузе не всегда позволяет привлекать их к учебному процессу. Необходимо отметить, что все преподаватели, ведущие юридические дисциплины в нашем вузе, имеют два высших образования: медицинское и юридическое.
Реалии сегодняшнего дня требуют объединения усилий медицинских работников, юристов, преподавателей по дальнейшему развитию медицинского права, как самостоятельной отрасли права, совершенствованию преподавания правовых дисциплин будущим медикам и уже практикующим специалистам. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, по нашему мнению, безусловно способствуют этому.
- Медицинское право и биоэтика - гаранты обеспечения прав граждан на охрану здоровья Научные форумы по медицинскому праву в XXI веке
- Список литературы
- Платные медицинские услуги в новом законодательстве рф
- Практическая проблема, требующая изменения норм законодательства, - невозможность оказания Медицинской помощи без согласия больного наркоманией
- Проблемы осуществления благотворительной медицинской деятельности в Российской Федерации
- Список литературы:
- Права пациента в свете современной биоэтики
- Список литературы:
- Доверенное лицо пациента
- Проблемы реализации прав и обязанностей пациентов при оказании платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
- Список литературы:
- О соответствии выводов судебно-медицинской экспертизы законным интересам сторон
- Список литературы:
- Оценка выводов судебно-медицинских экспертиз в материально-правовом плане
- Список литературы:
- О процессуально-правовых аспектах выводов судебно-медицинских экспертиз
- Список литературы:
- Исследование причин дефектов диагностики и лечения абдоминальной хирургической инфекции
- Список литературы:
- Законный интерес как элемент правового статуса пациента
- Список литературы:
- Проблемы совершенствования законодательства в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний
- Качество медицинских услуг (правовой аспект)
- Список литературы:
- Современные технологии в обучении студентов "юридическим основам деятельности врача" на кафедре судебной медицины
- Гражданско-правовые способы защиты прав пациентов в медицинском праве
- Этико-правовые проблемы защиты жизни на пренатальном этапе
- Список литературы:
- Помощь инкурабельным больным: создание хосписных учреждений в Российской Федерации
- Dura lex sed lex - (о проблемах национального законотворчества в области охраны здоровья)
- Гражданско-правовая ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой (деятельностью)
- "Пациент-врач" и философия правды в современной биоэтике и праве
- Современные гарантии обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Этические и правовые основы профессиональной деятельности врача
- Изучение вопросов правовой регламентации медицинской деятельности - неотъемлемая часть подготовки медицинских работников на региональном уровне
- Система контроля качества экспертной деятельности в судебно-медицинских экспертных учреждениях
- Ошибки клинической диагностики в терапевтических отделениях многопрофильных больниц
- Список литературы:
- Факторы влияющие на ошибки клинической диагностики черепно-мозговой травмы
- Список литературы
- Профессиональное становление врача-руководителя как залог эффективного функционирования медицинской организации
- Новеллы в гражданском судопроизводстве и организационные вопросы работы экспертных учреждений в части исполнения сроков проведения экспертиз
- Недостатки организации судебно-медицинской экспертизы ненадлежащего оказания медицинской помощи детям
- Преимущества разрешения медицинских споров в третейском суде и перспективы развития третейского разбирательства в здравоохранении
- Классификации дефектов медицинской помощи - правовые подходы
- Дефекты медицинской помощи
- 1. Дефекты медицинской помощи, связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 2. Дефекты медицинской помощи, не связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 3. Нарушения прав застрахованных в медицинской организации на:
- Особенности современного понимания инвалидности: международно-правовой аспект
- Защита прав врачей как социальная задача
- Анализ и пути предотвращения коррупционных проявлений в системе здравоохранения
- К вопросу о дефиниции термина медицинское вмешательство
- Список литературы:
- Острые биоэтические проблемы современной российской наркологии
- Системный анализ врачебных ошибок
- Проблемы правового регулирования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
- Список литературы:
- Организационно-правовые аспекты оказания стоматологической помощи населению
- Права пациентов, участвующих в клинических исследованиях - новые требования законодательства
- Международный опыт правового регулирования репродуктивной деятельности человека
- Заключение специалиста как доказательство при рассмотрении уголовных дел по обвинению медицинских работников в преступлениях, связанных с их профессиональной деятельностью
- К вопросу об уголовной ответственности за неоказание первой помощи
- Некоторые проблемы правового регулирования донорства костного мозга несовершеннолетних
- Родственники пациента как защитники его прав
- О преподавании биомедицинской этики
- Антикоррупционная деятельность в медицинских учреждениях в условиях модернизации здравоохранения
- Профессия и профессионал с позиции исследования деятельности врача
- Список литературы
- Медико-правовая активность населения в оценках пациентов муниципального здравоохранения
- Право на продолжение рода при помощи врт. Юридические гарантии и этические аспекты
- Необходимость законодательного закрепления комплементарности биоэтики и медицинского права
- Обоснование новой модели этико-правового образования в медицинских вузах
- Вопросы медицинского права в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования
- Список литературы:
- Новое законодательство об омс: революции и контрреволюция менеджмента качества медицинской помощи
- Общественные слушания с обязательным участием специалистов медицинского права - обязательная минимальная гарантия обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения
- Типология формирования административно-правовых регламентов в системе обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края
- Этические проблемы в практике врача-дерматовенеролога при лечении онихомикоза
- Современное состояние реализации права на информированное добровольное согласие и врачебную тайну у лиц, отбывающих наказание в пенитенциарной системе
- Деонтологические проблемы детской стоматологии
- Этические проблемы пользы и риска применения генетически модифицированных организмов
- Список литературы:
- Предпосылки и перспективы совершенствования организационно-правового статуса учреждений здравоохранения
- Состояние и проблемы законодательного обеспечения охраны материнства и детства в Российской Федерации