logo
Диск для курсовой работы на тему Законодательные гарантии соблюдения принципа информированного согласия на медицинское вмешательст / Дополнительная литература / 2

Проблемы совершенствования законодательства в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний

В последнее десятилетие одной из важных и острых проблем, волнующих медицинское и юридическое сообщество, учитывая тенденцию к частому возникновению эпидемий и пандемий в мире, является иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

Данный вопрос является актуальным, так как государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. В нашей стране гарантируется доступность для граждан профилактических прививок; существует бесплатное проведение прививок, включенных в национальный календарь и прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При возникновении поствакцинальных осложнений оказывается социальная поддержка граждан. Государственная политика в области иммунопрофилактики обеспечивает разработку и реализацию федеральных целевых и региональных программ, а так же государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, осуществляет поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов, обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов; государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов, совершенствование системы статистического наблюдения; обеспечение единой государственной информационной политики; развитие международного сотрудничества.

Здоровье - является одним из важнейших благ человек, признанных всеми государствами.

Регламентация права на здоровье осуществляется международным и национальным законодательством. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашает: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1), каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2), каждый человек имеет право на жизнь (ст. 3), никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь (ст. 12), каждый человек имеет право на медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай болезни и инвалидности (п. 1 ст. 25).

Исходя из ст. 41 Конституции РФ в нашей стране так же каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Реализация данного права, может осуществляться, в том числе с помощью иммунопрофилактики.

Динамика изменения государственной политики в области иммунопрофилактики способствует изменению законодательства Российской Федерации по данному вопросу. Важнейшим документом, много лет регулирующим профилактику инфекционных заболеваний является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. Но на смену ему с 1 января 2012 года должен прийти новый акт - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проект которого опубликован на сайте Министерства здравоохранения и социального развития.

В соответствие со ст. 27 проекта Основ организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации будет осуществляться путем:

1) государственного, в том числе нормативного правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых и представляющих опасность для окружающих, формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания всех видов медицинской помощи, в том числе лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

На основании ст. 4 планируются изменения основных принципов в сфере охраны здоровья граждан, в том числе, должен доминировать принцип приоритета профилактических мероприятий. В соответствие ч. 5 ст. 2 проекта, профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, включающий формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, причин и условий их возникновения, а также по устранению отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан будет реализовываться путем разработки и первоочередного осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннего выявления, снижения риска развития заболеваний, причин и условий их возникновения, предупреждения и устранения отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, активного формирования здорового образа жизни (ст. 10).

Учитывая ч. 3, ч. 8, ч. 19 ст. 13 проекта Основ, внесены изменения в полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан, к ним будут отнесены: проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни, развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому образованию населения, а также организация, обеспечение и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мероприятиях на территории Российской Федерации.

В соответствие с ч. 14 ст. 15, полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации будут: информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе статистических данных по итогам года, а также при угрозе и возникновении эпидемий.

В соответствие с ч. 3 ст. 16 нового акта, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере охраны здоровья гражданин будут отнесены: информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе статистических данных по итогам года, а также при угрозе и возникновении эпидемий.

Нередко, инфекционные заболевания могут представлять угрозу жизни и здоровью, как самому инфицированному лицу, так и быть, опасными для окружающих. Исходя из этого новый документ указывает, что медицинская помощь пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, должна оказываться, безотлагательно в полном объеме, необходимом для устранения угрозы его жизни или угрозы обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, без взимания платы с пациента (ч. 2 ст. 7). На основании ч. 4 ст. 25 граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: при угрозе распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ч. 4 ст. 9).

Нельзя не указать и на, что впервые в Основах более детально уделено внимание не только профилактике инфекционных заболеваний, но и формированию здорового образа жизни. Так, в соответствие с п. 1 ст. 28 профилактика заболеваний, включая профилактику социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, является приоритетным направлением охраны здоровья граждан в Российской Федерации, будет осуществляться с помощью системы социальных, санитарно-противоэпидемических и медико-санитарных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, медицинскими организациями в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей базовую программу обязательного медицинского страхования, а также программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, должно обеспечиваться проведением государственными органами, органами местного самоуправления, медицинскими и иными организациями системы мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, мотивирование их к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни (ч. 2 ст. 28). Медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, будут обязаны: обеспечить проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и раннее их выявление (п. 3 ч. 2 ст. 74).

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что динамика изменения государственной политики в области иммунопрофилактики является своевременной и первоочередной задачей государства и мирового сообщества в целом, но, тем не менее, на данный момент до конца не урегулированы многие организационно-правовые аспекты, в том числе вопросы иммунизации и вакцинации в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Е.А. Боговская,

врач, юрист,

ассистент кафедры медицинского права,

Первый Московский государственный медицинский университет

им. И.М. Сеченова, г. Москва