logo
Диск для курсовой работы на тему Законодательные гарантии соблюдения принципа информированного согласия на медицинское вмешательст / Дополнительная литература / 2

Состояние и проблемы законодательного обеспечения охраны материнства и детства в Российской Федерации

На сегодняшний день создана достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы охраны и защиты материнства и детства. В последнее время принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении, однако проблема охраны и защиты материнства и детства продолжает оставаться актуальной.

Одним их первых международно-правовых актов по охране прав и интересов детей является Хартия прав ребенка от 24 сентября 1924 г., которая была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская декларация прав ребенка. В Хартии отмечается, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Важнейшим международно-правовым актом является Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года). Декларация была провозглашена с целью, чтобы обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами и ее значение состоит в том, что в Декларации впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Правовой основой политики РФ в отношении детей следует называть Конвенцию ООН "О правах ребенка" 1989 г.

Данная Конвенция ориентирована на максимальные усилия общества по обеспечению благосостояния детей. Конвенция устанавливает государственные гарантии по обеспечению каждому ребенку права на выживание и здоровое развитие, на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Таким образом, закрепляется принцип наилучшего (не минимального) обеспечения интересов ребенка.

В целом с начала XX в. было разработан и принят ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану института материнства и детства, среди которых необходимо выделить следующие: Конвенция международной организации труда N 103 об охране материнства, Конвенция международной организации труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. Рекомендация Международной организации труда от 28 июня 1952 г. N 95 об охране материнства.

Защите интересов детства посвящены, в том числе следующие специальные Конвенции МОТ: N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу"; N 29 "О принудительном или обязательном труде"; N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Важнейшие для мирового сообщества принципы нашли свое отражение в отечественном законодательстве. Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), при этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38). В соответствии с этим конституционным принципом выстраивается государственная политика в отношении данной области. Основополагающим федеральным законом, принятым в Российской Федерации в 1993 г., являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (далее "Основы..."), в котором в отношении охраны и защиты материнства законодательно предусмотрено право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве.

Необходимо отметить, что эффективность государственных мер по охране материнства оценивается в частности по состоянию репродуктивного здоровья женщины.

Правоотношения в области охраны репродуктивного здоровья граждан регулируются семейным, трудовым законодательством, различными подзаконными актами, статьи 35, 36, 37 "Основ..." затрагивают такие ее сферы, как искусственное прерывание беременности, вспомогательные репродуктивные технологии и медицинская стерилизация.

Вместе с тем, недостатки механизма правового регулирования в области искусственных методов репродукции отрицательно сказывается на защите прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений. Законодательного решения так же требует обеспечение прав ребенка, который появляется в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Ряд гарантий, связанных с охраной репродуктивных прав женщины, закреплен в "Трудовом кодексе РФ" от 30 декабря 2001 г. Применительно к защите материнства работающих женщин это означает, что государство обеспечивает создание необходимых условий для сохранения здоровья женщин в процессе труда, в том числе для охраны труда беременных женщин и оказания им надлежащих услуг по охране их здоровья в дородовой и послеродовой периоды, а также для повышения уровня здоровья новорожденных детей.

В Трудовом Кодексе РФ так же имеют место вопросы регулирования охраны здоровья несовершеннолетних в процессе трудовой деятельности. В статье 210 закреплена норма, согласно которой среди основных направлений государственной политики в области охраны труда первым указано обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, в том числе несовершеннолетних.

В целях охраны здоровья детей в статье 32 "Основ..." закреплено, что медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцати лет, осуществляется только с согласия его законных представителей. А в соответствии со статьей 22 одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка.

Меры по охране материнства и детства закреплены в том числе в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ, который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающую гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Важнейшее значение для защиты прав детей имеет Федеральный закон от "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ, принятый исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. В частности, закон определяет, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений. В данном законе охрана здоровья детей зафиксирована в качестве одного из основных компонентов государственной политики в интересах детей.

Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Одной из незащищенных категорий являются дети-инвалиды. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических политических и других прав и свобод 24 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором наиболее полно дана характеристика основных направлений социальной защиты инвалидов в России.

Реализация заботы о детях во многом зависит от надлежащего правового регулирования. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей - те явления, свидетельствовавших о детском неблагополучии, постоянно требует принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.

Так, принят ряд основополагающих в области прав детей федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Среди них: Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ; Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В РФ поддержка материнства и детства стала одним из приоритетных направлений семейной и демографической политики, провозглашенных государством. Президентом Российской Федерации была поставлена задача: разработать систему мер материальной поддержки семей с детьми, мер по содействию в устройстве детей-сирот в семьи и сокращению численности детей данной категории в интернатных учреждениях. Для исполнения поставленной задачи была оперативно разработана система мер материальной поддержки семей с детьми, в том числе граждан, берущих детей в семьи на воспитание: определены новые принципы предоставления пособия по уходу за ребенком; установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; определены расходы федерального бюджета на предоставление финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременного пособия и в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, на оплату труда приемных родителей; разработаны региональные меры материальной поддержки семей с детьми и т.д. В целях стимулирования рождаемости и поддержки семей с двумя и более детьми введена новая мера материальной поддержки - "материнский капитал".

Меры по охране детства предусмотрены в том числе и "Семейным Кодексом РФ" (СК РФ) который устанавливает обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Необходимо отметить, что права ребенка, предусмотренные ст. 55, 57 данного кодекса распространяются и на детей, находящихся под опекой (попечительством). Кроме того, права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также защищены. Защита интересов детей проявляется и в статье 139 СК РФ, обязывающей определенных лиц (судей, иных должностных лиц) сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей.

Обеспечению охраны детей в Российской Федерации способствует созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.

Одной из действенных мер государственной поддержки семей с детьми, направленной на стимулирование рождаемости в регионах является компенсация части оплаты за детские сады, которая позволяет существенно сократить затраты родителей на дошкольное образование детей.

В области охраны материнства и детства в Российской Федерации особое значение приобретает законодательное обеспечение вопроса обеспечения медицинской помощи, оказываемой гражданам, страдающим отдельными группами заболеваний и состояний, в частности детям. В то же время, в настоящее время в России нет единой нормативно-правовой базы, регулирующей организацию медицинской помощи больным редкими заболеваниями.

Комплексный анализ законодательства в сфере охраны материнства и детства показывает, что защита материнства и детства затрагивает такие аспекты как организацию отдыха и оздоровление детей и подростков, предоставление детям качественного питания, производство экологически чистых игрушек и одежды.

Вопросы оздоровления детей приобретают все большее значение ввиду увеличения частоты аллергических заболеваний, функциональных изменений костно-мышечной, нервной, зрительной и сердечно-сосудистой систем, увеличения числа часто и длительно болеющих детей, а также неблагоприятного влияния длительной медикаментозной терапии при хронических заболеваниях.

Важной законодательной мерой в области государственной политики в отношении отдыха и оздоровления детей и подростков является освобождение от налогообложения услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации.

Статья 51 Федерального Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.

Особая забота государства о детях проявляется, в том числе и в создании благоприятных условий по обеспечению духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей, и в недопущении в продажу опасных для жизни детских товаров.

Основополагающим документом для такой отрасли как охрана материнства и детства является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная Концепция подготовлена на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 года и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

В целом Концепция ориентирована на снижение смертности и увеличение рождаемости в стране. При этом основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются в частности сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков в соответствии с Концепцией включает в себя:

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

- развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.

Следует отметить, что поставленные задачи в области охраны материнства и детства могут быть выполнены путем целенаправленной и планомерной работы как законодательными органами власти, так и исполнительными органами власти всех уровней.

Т.В. Яковлева,

д. м. н., заведующая кафедрой поликлинической и социальной педиатрии ФУВ,

Российский государственный медицинский университет

им. Н.И. Пирогова, г. Москва

А.А. Иванова,

к. м. н., доцент кафедры поликлинической и социальной педиатрии ФУВ,

Российский государственный медицинский университет

им. Н.И. Пирогова, г. Москва

И.В. Петрова,

к. ю. н., главный референт аппарата партии "Единая Россия"

Государственной Думы РФ, г. Москва

М.Ю. Абросимова,

д. м. н., профессор,

заведующая кафедрой биомедицинской этики и медицинского права

с курсом истории медицины,

ГОУ ВПО "Казанский ГМУ" Минздравсоцразвития РФ, г. Казань

Л.В. Исмагилова,

к. м. н., ст. преподаватель кафедры биомедицинской этики

и медицинского права с курсом истории медицины

ГОУ ВПО "Казанский ГМУ" Минздравсоцразвития РФ, г. Казань

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона "О защите прав потребителей" при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).