Типология формирования административно-правовых регламентов в системе обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края
В настоящий момент взаимодействие в системе обязательного медицинского страхования регулируется новым Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании Российской федерации", (далее - Закон об ОМС) и приказом министерства здравоохранения и социального развития от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования", другими нормативными актами Российской Федерации и Хабаровского края.
Закон об ОМС закрепил общие нормы, установил рамочные требования к правоотношениям, возникающим внутри системы ОМС, определил правила поведения субъектов правоотношений, которые в свою очередь необходимо реализовывать, посредством разработки правовых механизмов, отсутствие которых в настоящий момент порождает целый ряд проблем. По мнению авторов можно выделить следующие не решенные в настоящий момент вопросы:
1. Проблемы взаимодействия медицинских организаций и страховых медицинских организаций.
Основными проблемами взаимодействия медицинских организаций и страховых медицинских организаций являются: неурегулированность вопросов оплаты неидентифицированных в системе ОМС пациентов, оплаты объемов медицинской помощи, оказанной сверх плановых, установленных распоряжением отраслевого органа, несбалансированность тарифа на оказание медицинской помощи в части заработной платы, перерасчет стоимости оказанных медицинских услуг, связанный с фактическим пребыванием больного менее 60% от срока, предусмотренного КСГ вне зависимости от понесенных затрат на оказание медицинской помощи.
2. Необходимость в гибкости планирования и корректировки объемов медицинской помощи.
Согласно Правил ОМС (ст. 123) "Объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год с последующей корректировкой при необходимости исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача", с учетом: "...показателей потребления медицинской помощи, видов, условий оказания медицинской помощи и врачебных специальностей".
Учреждения Хабаровского края, оказывающие экстренную и срочную медицинскую помощь, самостоятельно не могут регулировать объемы такой медицинской помощи. Так на примере, ГУЗ "Перинатальный центр" - высокая востребованность в акушерской помощи, перевыполнение объемных показателей по акушерской службе за последние три года составляет 15%.
3. Несбалансированность тарифа на оказание медицинской помощи в части заработной платы.
Общеизвестно, что среднепрофильные тарифы на оказание медицинской помощи не покрывают расходы на заработную плату исходя из тарификации существующего штатного расписания, рассчитанного на объемы оказываемой медицинской помощи.
В настоящее время медицинские организации покрывают дефицит фонда оплаты труда в тарифе за счет значительного дефицита кадров, интенсификации труда работников при оплате за совмещение в пределах финансового обеспечения этого раздела расходов. Иными словами, при гипотетической укомплектованности штатами 100% фонда заработной платы не хватит на оплату труда, работников выполняющих объемы медицинской помощи.
Попытка снизить плановые объемы помощи и тем самым "подогнать" штатное расписание под имеющиеся финансовые ресурсы ведет к еще большей интенсификации труда работников, при снижении материальных стимулов и как результат к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
Необходимо провести анализ объемов оказываемой в Хабаровском крае медицинской помощи в разрезе диагностических родственных групп заболеваний, обеспечение единых сроков пребывания больного на койке для каждой группы, т.е. сокращение числа коек в крае за счет развития стационар-замещающих видов медицинской помощи и за счет этого полного обеспечения финансовой составляющей тарифов в части заработной платы в пределах финансирования Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в Хабаровском крае.
Кроме того, необходимо обратить внимание на необходимость перехода от возмещения затрат на оказание медицинской помощи по среднепрофильному тарифу к системе оплаты по дифференцированным тарифам в зависимости от сложности и продолжительности курации, объема применения современных методов диагностики и лечения.
4. Проблемы ведения персонифицированного учета.
Законом об ОМС предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в рамках системы ОМС на основе введения персонифицированного учета.
Программа по персонифицированному учету настроена в соответствии с устаревшими нормативными документами и рассчитана, на примере акушерских стационаров, на родильные отделения (родильные дома), оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Об этом свидетельствует необоснованное ограничение используемых кодов по МКБ-10 в отделении патологии беременности (ОПБ) и акушерских отделениях.
Например: акушерская служба Перинатального центра выполняет отличные от обычного родильного дома (отделения) функции и задачи, оказывает специализированную помощь беременным и роженицам. Так, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 г. N 808-н "Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи" (п. 13 приложения 1) "в случаях преждевременных родов после 22 недель беременности госпитализация осуществляется в перинатальный центр, где имеется возможность выхаживания новорожденных с массой тела 500-999 г". Но в соответствии с государственной статистической отчетностью данные случаи до сих пор регистрируются как выкидыш (код диагноза по МКБ-10 О03). Поэтому в соответствии с III группой акушерского стационара количество выкидышей с 22 до 28 недель в Центре ежегодно увеличивается. Кроме того, в акушерское обсервационное отделение госпитализируются беременные со сроками более 25 недель беременности для прерывания по медицинским показаниям в соответствии с решением Краевой комиссии по тактике ведения женщин с пренатальной патологией плода. Эти случаи тоже кодируются как выкидыш. В свою очередь O12.0, отеки беременных, уже давно не подлежат стационарному лечению (необоснованная госпитализация в ОПБ) и корригируются на амбулаторном этапе.
5. Несогласованность и нарушение закона в части обслуживания полисов.
В связи с тем, что согласно Закону об ОМС полисы ОМС, выданные до 01.01.2011, считаются действительными и медицинские организации обязаны принимать пациентов с такими полисами и не имеют права им отказывать.
Например: ГУЗ "Перинатальный Центр" принимает всех застрахованных с полисами старого образца. При формировании реестров на поверку выходит, что многих граждан нет в veb-регистре. Приходится созваниваться со страховыми медицинскими организациями и подолгу выяснять "почему застрахованный отсутствует в регистре". На это уходит много времени и часто заканчивается ничем, так как на другом конце телефонного провода застрахованного найти не могут, хотя (дословно): "эта серия полисов у нас действующая". При сдаче счетов реестров за февраль по причине неверных данных полисов ОМС страховыми компаниями, работающими в системе ОМС в Хабаровском крае не оплачено более 60 пролеченных больных.
6. Защита персональных данных.
Много вопросов возникает по персональным данным пациентов (пол, дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, данные о страховой медицинской организации и др.).
К примеру, ГУЗ "Перинатальный центр" начал работу в рамках ОМС с 01.01.2011 года, с этой же даты вступил в силу Федеральный закон N 326-ФЗ, согласно которому медицинское учреждение предоставляет в страховые медицинские организации и территориальный фонд ОМС только сведения об оказанной медицинской помощи, но не какие-либо другие сведения о застрахованном лице (статья 47 часть 1).
В данном вопросе страховые медицинские организации и территориальный фонд ОМС ссылаются на приложение N 11 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 28.12.2010 N 1219н. Однако данный Приказ, так же как и приказ МЗ и СР РФ от 28.02.11 N 158н, противоречит нормативному акту имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону.
Безусловно, обозначенные выше и иные возникающие проблемы необходимо оперативно решать, путем формирования механизма реализации действующих правовых норм. В этой связи одним из актуальных направлений является разработка и внедрение административных регламентов на уровне органов исполнительной власти.
Представляется, что посредством разработки административных регламентов будет сформирован четкий механизм реализации законодательных положений, определены внутрисистемные и межсистемные взаимосвязи, решены вопросы координации и контроля управляющего субъекта с объектом управления, то есть, самого Фонда, страховых организации и медицинских учреждений.
В частности в более детальной регламентации нуждаются следующие аспекты:
- вопросы ведения персонифицированного учета пациентов и вопросы обмена информацией между субъектами обязательного медицинского страхования;
- разработка административного регламента, определяющего порядок этапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, стоимости оказанной медицинской услуги,
- разработка и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу,
- вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;
- разработка механизма реализации правоотношений по предоставлению гражданину-пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимой информации;
- внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг пациентам в рамках действующего законодательства, включая алгоритм реализации права на выбор врача в условиях многопрофильного стационара, с учетом норм административного права, трудового права;
- разработка порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций, так как в Законе об ОМС он не установлен.
Применительно к содержательной части административных регламентов целесообразно закрепить:
- описание последовательности действий по исполнению административной процедуры;
- нормативные сроки осуществления действий должностными (ответственными) лицами;
- порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными (ответственными) лицами, другими органами власти и учреждениями;
- перечень оснований для отказа в предоставлении государственной функции;
- порядок предоставления информации о действиях и административных процедурах;
- возможность установления персональной ответственности должностных (ответственных) лиц за соблюдение требований административных регламентов.
Таким образом, административный регламент позволяет выстроить административные действия в логической последовательности, что позволит повысить качество и эффективность медицинской услуги, а также улучшить реализацию Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании Российской федерации".
B.C. Ступак,
к. м. н., заведующий кафедрой общественного здоровья
и организации здравоохранения
ГОУ ДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения"
Министерства здравоохранения Хабаровского края,
главный врач ГУЗ "Перинатальный центр"
Министерства здравоохранения Хабаровского края
М.Г. Свередюк,
начальник отдела правовой работы и организации государственных закупок
ГУЗ "Перинатальный центр" министерства здравоохранения Хабаровского края,
преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения
ГОУДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения"
Министерства здравоохранения Хабаровского края
К.Е. Пошатаев,
главный врач ГУЗ "Краевая клиническая больница N 2"
Министерства здравоохранения Хабаровского края
И.А. Литовченко,
заместитель главного врача по информационно-аналитической
и организационно-методической работе ГУЗ "Перинатальный центр",
г. Хабаровск
- Медицинское право и биоэтика - гаранты обеспечения прав граждан на охрану здоровья Научные форумы по медицинскому праву в XXI веке
- Список литературы
- Платные медицинские услуги в новом законодательстве рф
- Практическая проблема, требующая изменения норм законодательства, - невозможность оказания Медицинской помощи без согласия больного наркоманией
- Проблемы осуществления благотворительной медицинской деятельности в Российской Федерации
- Список литературы:
- Права пациента в свете современной биоэтики
- Список литературы:
- Доверенное лицо пациента
- Проблемы реализации прав и обязанностей пациентов при оказании платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
- Список литературы:
- О соответствии выводов судебно-медицинской экспертизы законным интересам сторон
- Список литературы:
- Оценка выводов судебно-медицинских экспертиз в материально-правовом плане
- Список литературы:
- О процессуально-правовых аспектах выводов судебно-медицинских экспертиз
- Список литературы:
- Исследование причин дефектов диагностики и лечения абдоминальной хирургической инфекции
- Список литературы:
- Законный интерес как элемент правового статуса пациента
- Список литературы:
- Проблемы совершенствования законодательства в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний
- Качество медицинских услуг (правовой аспект)
- Список литературы:
- Современные технологии в обучении студентов "юридическим основам деятельности врача" на кафедре судебной медицины
- Гражданско-правовые способы защиты прав пациентов в медицинском праве
- Этико-правовые проблемы защиты жизни на пренатальном этапе
- Список литературы:
- Помощь инкурабельным больным: создание хосписных учреждений в Российской Федерации
- Dura lex sed lex - (о проблемах национального законотворчества в области охраны здоровья)
- Гражданско-правовая ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой (деятельностью)
- "Пациент-врач" и философия правды в современной биоэтике и праве
- Современные гарантии обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Этические и правовые основы профессиональной деятельности врача
- Изучение вопросов правовой регламентации медицинской деятельности - неотъемлемая часть подготовки медицинских работников на региональном уровне
- Система контроля качества экспертной деятельности в судебно-медицинских экспертных учреждениях
- Ошибки клинической диагностики в терапевтических отделениях многопрофильных больниц
- Список литературы:
- Факторы влияющие на ошибки клинической диагностики черепно-мозговой травмы
- Список литературы
- Профессиональное становление врача-руководителя как залог эффективного функционирования медицинской организации
- Новеллы в гражданском судопроизводстве и организационные вопросы работы экспертных учреждений в части исполнения сроков проведения экспертиз
- Недостатки организации судебно-медицинской экспертизы ненадлежащего оказания медицинской помощи детям
- Преимущества разрешения медицинских споров в третейском суде и перспективы развития третейского разбирательства в здравоохранении
- Классификации дефектов медицинской помощи - правовые подходы
- Дефекты медицинской помощи
- 1. Дефекты медицинской помощи, связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 2. Дефекты медицинской помощи, не связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 3. Нарушения прав застрахованных в медицинской организации на:
- Особенности современного понимания инвалидности: международно-правовой аспект
- Защита прав врачей как социальная задача
- Анализ и пути предотвращения коррупционных проявлений в системе здравоохранения
- К вопросу о дефиниции термина медицинское вмешательство
- Список литературы:
- Острые биоэтические проблемы современной российской наркологии
- Системный анализ врачебных ошибок
- Проблемы правового регулирования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
- Список литературы:
- Организационно-правовые аспекты оказания стоматологической помощи населению
- Права пациентов, участвующих в клинических исследованиях - новые требования законодательства
- Международный опыт правового регулирования репродуктивной деятельности человека
- Заключение специалиста как доказательство при рассмотрении уголовных дел по обвинению медицинских работников в преступлениях, связанных с их профессиональной деятельностью
- К вопросу об уголовной ответственности за неоказание первой помощи
- Некоторые проблемы правового регулирования донорства костного мозга несовершеннолетних
- Родственники пациента как защитники его прав
- О преподавании биомедицинской этики
- Антикоррупционная деятельность в медицинских учреждениях в условиях модернизации здравоохранения
- Профессия и профессионал с позиции исследования деятельности врача
- Список литературы
- Медико-правовая активность населения в оценках пациентов муниципального здравоохранения
- Право на продолжение рода при помощи врт. Юридические гарантии и этические аспекты
- Необходимость законодательного закрепления комплементарности биоэтики и медицинского права
- Обоснование новой модели этико-правового образования в медицинских вузах
- Вопросы медицинского права в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования
- Список литературы:
- Новое законодательство об омс: революции и контрреволюция менеджмента качества медицинской помощи
- Общественные слушания с обязательным участием специалистов медицинского права - обязательная минимальная гарантия обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения
- Типология формирования административно-правовых регламентов в системе обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края
- Этические проблемы в практике врача-дерматовенеролога при лечении онихомикоза
- Современное состояние реализации права на информированное добровольное согласие и врачебную тайну у лиц, отбывающих наказание в пенитенциарной системе
- Деонтологические проблемы детской стоматологии
- Этические проблемы пользы и риска применения генетически модифицированных организмов
- Список литературы:
- Предпосылки и перспективы совершенствования организационно-правового статуса учреждений здравоохранения
- Состояние и проблемы законодательного обеспечения охраны материнства и детства в Российской Федерации