Современные технологии в обучении студентов "юридическим основам деятельности врача" на кафедре судебной медицины
Коренные изменения последних десятилетий в социальной и экономической сферах, присоединение России к Болонскому процессу обусловили переход ее образовательной системы на гуманистическую, личностно-ориентированную парадигму. Перед ВУЗами России поставлена задача адаптации методологии обучения к требованиям Болонского процесса с учетом сохранения лучших традиций отечественной высшей школы. Модернизация затрагивает и организацию учебного процесса: увеличивается ответственность преподавателей, студентов. Студент становится субъектом собственной учебной деятельности, которую осознанно осуществляет. В этой связи высока роль инновационных образовательных технологий. Игровое обучение - это обучение, ставящее своей целью обеспечение личностно - деятельного характера усвоения знаний, приобретение умений и навыков, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность.
В процессе преподавания дисциплины "Юридические основы деятельности врача" большое внимание уделяется обучению студентов практическим навыкам работы. Для того чтобы решить эту задачу в процессе преподавания используются игровые процедуры. Их основу составляют интенсивные межличностные отношения (общение), построенные на моделировании. Такие занятия проводятся в виде: лекции - проблемы, лекции вдвоем, лекции - пресс-конференции, блиц - игры и особенно значима роль деловых игр.
По ряду преподаваемых тем нами выбрана последняя из них. Деловая игра используется в учебном процессе для активизации самостоятельной деятельности студента, которая направлена на усвоение конкретных знаний, навыков и их применение в процессе достижения целей игры. Основные цели деловых игр направлены на развитие аналитических способностей при изучении "Юридических основ деятельности врача"; привитие студентам практических навыков по анализу ситуации с позиции права; обучение возможности определять проблему и принимать решения в конкретной ситуации.
Тактика проведения деловой игры состоит в последовательности этапов. Подготовительный этап: определение объекта; распределение студентов по группам; выделение экспертной группы.
1 этап - определение целей игрового коллектива; объявление своих целей.
2 этап - разработка игровым коллективом своего варианта проекта.
3 этап - доклад каждой группы своего варианта; обсуждение вариантов - всеми группами действий того или иного игрового коллектива; заключение экспертной группы.
В форме деловых (учебных) игр преподавателями проводятся практические занятия по изучению прав участников обязательного медицинского страхования, прав и ответственности медицинских работников, прав и ответственности сведущего лица, специалиста и эксперта.
Для лучшего усвоения материала и связи теоретических знаний с практической работой проводятся лекции - проблемы, пресс-конференции. В начале лекции преподаватель проводит опрос студентов по проблемам, в рамках той темы, которая будет читаться на данном занятии. А в дальнейшем, в ходе лекции преподаватель отвечает на все заданные вопросы и упомянутые проблемы делая акцент на того студента который поднимал данную проблему. В ходе такой лекции увеличивается усвояемость материала и создается впечатление, что преподаватель не просто читает лекцию, а отвечает на заданные вопросы слушателей.
По окончании цикла студенты анонимно отвечают на три вопроса: что понравилось на занятиях, что не понравилось на занятиях, предложения по улучшению занятий. В большинстве пожеланий отмечается необходимость увеличения учебных часов на изучаемый курс.
Оценка студента проводится на основе бально-рейтинговой оценки, основанной на системе знаков-символов, отражающих соответствующие явления учебно-воспитательного процесса; рейтинговый модуль оценки индивидуальной и групповой учебной успешности обучающихся в рейтинговых единицах (РЕ) по шкале в 100 РЕ. Информационно-аналитическая программа, автоматизирующая процессы накопления, хранения и обработки информации о ходе учебного процесса, а также формирующая и выдающая на печать документы, позволяет проводить оперативный и глубокий анализ учебной успешности студентов.
Таким образом, внедрение новых форм обучения и контроля в ходе занятий увеличивает их результативность и усвояемость материала.
В.И. Витер,
д. м. н., профессор,
заведующий кафедрой судебной медицины,
ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия
Минздравсоцразвития РФ, г. Ижевск
А.Р. Поздеев,
д. м. н., доцент кафедры судебной медицины,
ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия
Минздравсоцразвития РФ, г. Ижевск
А.Ю. Вавилов,
д. м. н., доцент кафедры судебной медицины,
ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия
Минздравсоцразвития РФ, г. Ижевск
- Медицинское право и биоэтика - гаранты обеспечения прав граждан на охрану здоровья Научные форумы по медицинскому праву в XXI веке
- Список литературы
- Платные медицинские услуги в новом законодательстве рф
- Практическая проблема, требующая изменения норм законодательства, - невозможность оказания Медицинской помощи без согласия больного наркоманией
- Проблемы осуществления благотворительной медицинской деятельности в Российской Федерации
- Список литературы:
- Права пациента в свете современной биоэтики
- Список литературы:
- Доверенное лицо пациента
- Проблемы реализации прав и обязанностей пациентов при оказании платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
- Список литературы:
- О соответствии выводов судебно-медицинской экспертизы законным интересам сторон
- Список литературы:
- Оценка выводов судебно-медицинских экспертиз в материально-правовом плане
- Список литературы:
- О процессуально-правовых аспектах выводов судебно-медицинских экспертиз
- Список литературы:
- Исследование причин дефектов диагностики и лечения абдоминальной хирургической инфекции
- Список литературы:
- Законный интерес как элемент правового статуса пациента
- Список литературы:
- Проблемы совершенствования законодательства в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний
- Качество медицинских услуг (правовой аспект)
- Список литературы:
- Современные технологии в обучении студентов "юридическим основам деятельности врача" на кафедре судебной медицины
- Гражданско-правовые способы защиты прав пациентов в медицинском праве
- Этико-правовые проблемы защиты жизни на пренатальном этапе
- Список литературы:
- Помощь инкурабельным больным: создание хосписных учреждений в Российской Федерации
- Dura lex sed lex - (о проблемах национального законотворчества в области охраны здоровья)
- Гражданско-правовая ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой (деятельностью)
- "Пациент-врач" и философия правды в современной биоэтике и праве
- Современные гарантии обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Этические и правовые основы профессиональной деятельности врача
- Изучение вопросов правовой регламентации медицинской деятельности - неотъемлемая часть подготовки медицинских работников на региональном уровне
- Система контроля качества экспертной деятельности в судебно-медицинских экспертных учреждениях
- Ошибки клинической диагностики в терапевтических отделениях многопрофильных больниц
- Список литературы:
- Факторы влияющие на ошибки клинической диагностики черепно-мозговой травмы
- Список литературы
- Профессиональное становление врача-руководителя как залог эффективного функционирования медицинской организации
- Новеллы в гражданском судопроизводстве и организационные вопросы работы экспертных учреждений в части исполнения сроков проведения экспертиз
- Недостатки организации судебно-медицинской экспертизы ненадлежащего оказания медицинской помощи детям
- Преимущества разрешения медицинских споров в третейском суде и перспективы развития третейского разбирательства в здравоохранении
- Классификации дефектов медицинской помощи - правовые подходы
- Дефекты медицинской помощи
- 1. Дефекты медицинской помощи, связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 2. Дефекты медицинской помощи, не связанные с причинением вреда здоровью и жизни гражданина, материальным и моральным вредом.
- 3. Нарушения прав застрахованных в медицинской организации на:
- Особенности современного понимания инвалидности: международно-правовой аспект
- Защита прав врачей как социальная задача
- Анализ и пути предотвращения коррупционных проявлений в системе здравоохранения
- К вопросу о дефиниции термина медицинское вмешательство
- Список литературы:
- Острые биоэтические проблемы современной российской наркологии
- Системный анализ врачебных ошибок
- Проблемы правового регулирования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
- Список литературы:
- Организационно-правовые аспекты оказания стоматологической помощи населению
- Права пациентов, участвующих в клинических исследованиях - новые требования законодательства
- Международный опыт правового регулирования репродуктивной деятельности человека
- Заключение специалиста как доказательство при рассмотрении уголовных дел по обвинению медицинских работников в преступлениях, связанных с их профессиональной деятельностью
- К вопросу об уголовной ответственности за неоказание первой помощи
- Некоторые проблемы правового регулирования донорства костного мозга несовершеннолетних
- Родственники пациента как защитники его прав
- О преподавании биомедицинской этики
- Антикоррупционная деятельность в медицинских учреждениях в условиях модернизации здравоохранения
- Профессия и профессионал с позиции исследования деятельности врача
- Список литературы
- Медико-правовая активность населения в оценках пациентов муниципального здравоохранения
- Право на продолжение рода при помощи врт. Юридические гарантии и этические аспекты
- Необходимость законодательного закрепления комплементарности биоэтики и медицинского права
- Обоснование новой модели этико-правового образования в медицинских вузах
- Вопросы медицинского права в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования
- Список литературы:
- Новое законодательство об омс: революции и контрреволюция менеджмента качества медицинской помощи
- Общественные слушания с обязательным участием специалистов медицинского права - обязательная минимальная гарантия обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения
- Типология формирования административно-правовых регламентов в системе обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края
- Этические проблемы в практике врача-дерматовенеролога при лечении онихомикоза
- Современное состояние реализации права на информированное добровольное согласие и врачебную тайну у лиц, отбывающих наказание в пенитенциарной системе
- Деонтологические проблемы детской стоматологии
- Этические проблемы пользы и риска применения генетически модифицированных организмов
- Список литературы:
- Предпосылки и перспективы совершенствования организационно-правового статуса учреждений здравоохранения
- Состояние и проблемы законодательного обеспечения охраны материнства и детства в Российской Федерации