logo
Диск для курсовой работы на тему Законодательные гарантии соблюдения принципа информированного согласия на медицинское вмешательст / Дополнительная литература / 2

Изучение вопросов правовой регламентации медицинской деятельности - неотъемлемая часть подготовки медицинских работников на региональном уровне

Вопросам регулирования образовательной деятельности в настоящее время предается все более активное внимание, что в свою очередь требует правового регулирования ее отдельных систем в частности, и всего образовательного цикла в совокупности. С переходом к формированию единого европейского образовательного пространства перед высшей школой стоит задача формирования специалистов, умения, навыки и знания которых удовлетворяют потребностям рынка. В настоящее время педагогической общественностью ставятся задачи по формированию отдельной самостоятельной отрасли российского права - образовательного права, рассматриваются конкретные правоотношения, составляющие основу правового регулирования процесса образования.

При обучении на факультете повышения квалификации и последипломной подготовки врачей встает вопрос адаптации полученных в медицинском университете знаний к требованиям практической деятельности, т.к. руководители в ЛПУ желают принять на работу медицинских работников, способных действовать самостоятельно и квалифицированно.

Современные организационно-правовые основы функционирования системы здравоохранения в нашей стране делают невозможной работу медицинского персонала без знания вопросов правовой регламентации профессиональной деятельности. Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в РФ, еще более утвердили положение, в соответствии с которым медицина и профессиональная деятельность медицинских работников должны особо четко регламентироваться действующим законодательством. Сегодня значительно расширены права пациентов, конкретизирована ответственность медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг.

Недостаточная информированность пациентов, которая часто имеет место в отношениях между врачом и пациентом, сочетается с высокой степенью их неудовлетворенности оказанной медицинской помощью и как следствие возникновением конфликта, нередко с последующей юридической ответственностью.

Это нашло отражение в статье 54 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" - о допуске к профессиональной медицинской деятельности, где при получении сертификата указывается, что необходимо иметь знания не только по теории и практике избранной специальности, но и знание вопросов законодательства об охране здоровья граждан. Поэтому в большинстве медицинских ВУЗов РФ стали создаваться кафедры медицинского права.

Данный процесс заметно опережает разработку нового поколения стандартов профессионального образования, в связи с чем кафедрам медицинского права, согласно действующим образовательным стандартам, приходится преподавать дисциплину "Правоведение", хотя обучение медицинских работников данному предмету должно вестись в ключе юридической регламентации профессиональной медицинской деятельности. Тем более, что потребность правовой подготовки медицинских работников обусловлена низким уровнем правовой подготовки медицинского персонала и будущих врачей клинических специальностей, несоблюдением информационно-деонтологических принципов (незнанием прав пациентов), ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей, увеличением количества гражданских исков и уголовных дел в адрес медицинских работников и медицинских учреждений, увеличением случаев распространенности ненадлежащего оказания медицинской помощи, низким процентом разрешения конфликтов врач - пациент - медицинское учреждение на досудебном этапе и финансовыми потерями медицинских учреждений при возмещении материального ущерба и морального вреда.

При организации в октябре 2008 года кафедры медицинского права в НГМУ администрацией университета перед сотрудниками кафедры была поставлена задача разработать программы по дисциплине "Медицинское право", отвечающие требованиям сегодняшних реалий. Содержание программ, которых было нами разработано более 20, включало по 6 модулей: основные положения теории права, гражданское право и в т.ч. правовые основы охраны здоровья граждан в РФ, права пациентов, виды юридической ответственности и в т.ч. ответственности медицинских работников, гражданско-процессуальное право, уголовное, уголовно-процессуальное право и т.д.

Цель дисциплины - обучить медицинских работников вопросам медицинского права, позволяющим адекватно оценивать возникающие правоотношения между пациентами, их родственниками и представителями, медицинским персоналом, медицинскими учреждениями, страховыми медицинскими организациями при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Задачи дисциплины - обучение нормативным системам регулирования отношений в сфере охраны здоровья, как национальной приоритетной задачи, правовым вопросам медицинского страхования при оказании первичной, скорой, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, правам граждан, отдельных групп населения и пациентов на охрану здоровья, правам и обязанностям медицинских работников, вопросам ответственности медицинских работников за причинение вреда здоровью, принципам и положениям Международного медицинского права в соответствии с этическими и моральными нормами.

Учебно-методический комплекс включает проведение лекционных, семинарских занятий. В обязательном порядке проводятся входные и промежуточные тестовые контроли, так, нами разработано 40 тестовых заданий со 120 вариантами ответов. По каждому разделу программы предусмотрен зачет с решением ситуационных задач из медицинской и судебной практик. Сотрудниками кафедры безвозмездно проводятся индивидуальные консультации ЛПУ, их руководителей, медицинского персонала по правовым проблемам в медицинской практике.

Варианты данных программ на кафедре апробированы и успешно используются при преподавании в течение 2-х лет, а отзывы медицинских работников, прошедших данное обучение (врачи клинических специальностей и средний медицинский персонал, организаторы здравоохранения) положительные. Поэтому сотрудники кафедры считают, что необходимо на ведомственном уровне рассмотреть вопрос о включении в Государственные образовательные стандарты программы подготовки по дисциплине "Медицинское право", с утверждением их в соответствующих департаментах МЗиСР РФ. Только такой подход будет соответствовать законодательным нормам о допуске медицинских работников к профессиональной медицинской деятельности, предусмотренных правовыми актами.

В надлежащем исполнении медицинскими работниками профессиональных обязанностей заинтересованы как граждане, нуждающиеся в медицинской помощи, так и все общество в целом. Взаимоотношения врача и пациента в большей степени стали регламентироваться не столько моралью и нормами профессиональной этики, а правовыми нормами, изложенными в законодательных актах, которые требуют, обязывают медицинских работников неукоснительно соблюдать нормы и правила, порядки и стандарты для качественного оказания медицинской помощи, т.е. работать в правовом поле. На практике сегодня отсутствие правовых знаний для медицинских работников становится опасным.

Л.В. Канунникова,

главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн,

Заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор,

заведующая кафедрой медицинского права ФПКиППв НГМУ,

юрист, г. Новосибирск