V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
Европейское сообщество по атомной энергии появилось на европейской сцене одновременно с ЕЭС – в 1958 г. Более того, Договор о его учреждении был подписан в тот же день и в том же месте, что и Договор о ЕЭС, – 25 марта 1957 г. в г. Риме и также называется Римским договором. Но Евратом отнюдь не сопоставим с ЕЭС по своему значению в системе трех сообществ, по роли в процессе интеграции. Наверное не будет большим преувеличением сказать, что Евратом – это лишь слабое подобие ЕЭС.
И все же недооценивать его также было бы неверно. Хотя у этого сообщества более скромное назначение и намного меньшие масштабы деятельности, чем у ЕЭС, оно призвано выполнять функции, необходимость которых очевидна. Характерно, что идеи создания в Западной Европе в сфере атомной энергетики аналога ЕОУС родились вскоре после того, как Парижский договор 1951 г. начал действовать. У истоков Евратома также стоял Ж. Монне.
В условиях, когда в двух сверхдержавах середины XX в. – США и СССР – отмечалось ускоренное развитие не только исследований в области атомной энергии, но и практического ее применения, Западная Европа могла оказаться в числе отставших, если бы западноевропейские страны действовали разрозненно. Между тем все сильнее и сильнее стал ощущаться дефицит энергии. Уголь не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да к тому же его было не так уж и много, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. Объединение же усилий государств могло способствовать быстрому созданию и развертыванию атомной энергетики.
В преамбуле Договора о Евратоме приведены те обоснования его создания, которые государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности, которая является источником обширных ресурсов энергии, стимулирует технический прогресс и содействует, благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.
Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий безопасности. Эти условия должны устранить угрозы, которые несет с собой развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.
Евратом задумывался как организация, способствующая международному сотрудничеству в сфере своей деятельности. Учредители провозгласили намерения приобщить к своему начинанию другие страны и сотрудничать с международными организациями, стремящимися развивать атомную энергетику в мирных целях.
То обстоятельство, что подготовка двух сообществ – ЕЭС и Евратома шла одновременно, не могло не инициировать предложений о создании вместо двух сообществ одного. Надо сказать и о том, что всеобщее внимание было сконцентрировано на достижении главной цели – на формировании общего рынка. Однако специфика атомной энергетики, порождавшей (особенно вначале) немало неясных проблем, побудила учредителей разделить общую интеграцию и интеграцию в атомном секторе. Во всяком случае шесть министров иностранных дел на предварительной встрече в мае 1956 г. высказывались в пользу создания такого секторального сообщества. На Межправительственной конференции в Риме в марте 1957 г. вопрос был решен окончательно.
Подобно ЕОУС Евратом стал инструментом частичной интеграции, охватившей одну из сфер экономического развития Западной Европы. В Договоре провозглашалось, что задача Евратома заключается в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Вместе с тем за общими декларациями просматривались конкретные интересы участников, касавшиеся не только их экономической самостоятельности, но и ядерной безопасности.
Несмотря на ограниченные цели, Договор о Евратоме мало уступал Договору о ЕЭС по объему и детальности регулирования. Помимо 225 весьма подробных статей, он имел пять приложений: № 1 «Об объеме исследований, касающихся атомной энергии применительно к ст. 4 Договора»; № 2 «О промышленной деятельности в связи со ст. 41 Договора»; № 3 «О преимуществах, которые могут быть предоставлены совместным предприятиям на основе ст. 48 Договора»; № 4 «Список товаров и продукции, подпадающих под условия гл. 9 об общем ядерном рынке»; № 5 «Исследовательская и образовательная программа, предусмотренная ст. 215 Договора». Кроме того, Договору приданы два протокола – № 1 «О применении Договора в неевропейской части Королевства Голландии» и № 2 «О статусе Суда Европейского сообщества по атомной энергии».
Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст. 1). В целях выполнения этой задачи Евратом должен:
развивать исследовательскую работу и распространять технические знания;
разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников в своих атомных предприятиях и всего населения;
упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;
следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой;
гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;
использовать право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющими материалами;
обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества;
устанавливать с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст. Т).
Как видно, функции Евратома отличаются от функций двух других сообществ – ЕОУС и ЕЭС. Евратом был создан не только как структура экономической интеграции, но и как межгосударственное объединение, призванное заниматься развитием научных исследований в сфере атомной энергетики, а кроме того, осуществлять определенную картельную деятельность. И это закономерно, ибо в то время атомная энергетика в странах Западной Европы находилась еще в зародышевом состоянии. Для ее развития требовалось вложение огромных средств, которыми ни одна из этих стран не располагала. Объединение усилий государств – членов Евратома заранее облегчалось тем, что в западноевропейских странах еще не сложились сильные национальные исследовательские и промышленные структуры по развитию атомной энергетики.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение