logo search
2014_2015 / 1

5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы

Роспотребнадзор постоянно обращает внимание своих территориальных органов на необходимость тесного взаимодействия с общественными объединениями потребителей. Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение решений, принятых на 14 заседании Консультативного совета по защите прав потребителей (протокол от 7 октября 2011 года № 2), в целях укрепления взаимодействия со всеми ветвями национальной системы защиты прав потребителей довела до сведения своих территориальных органов представленные Общероссийской общественной организацией «Всероссийская лига защитников потребителей» правоустанавливающие документы организации.

В разделе 2 Устава Общественной организации «Всероссийская Лига защитников потребителей», доведенного до сведения Роспотребнадзором, сформулированы следующие цели и направления деятельности:

Основной целью Лиги является проведение в жизни политики, обеспечивающей осуществление законных прав и интересов потребителей; объединение усилий специалистов, работающих в области защиты прав и интересов потребителей.

Для реализации своей цели Лига ставит следующие задачи:

- содействие в разработке и совершенствовании национальной концепции государственной общественной защиты потребителей;

- участие в разработке и реализации государственных и отраслевых программ по защите потребителей;

- инициирование для законодательной, исполнительной и судебной властей предложений по совершенствовано деятельности по защите прав потребителей;

- участие в разработке предложений и рекомендаций по взаимодействию различных органов власти, общественных и иных организаций в сфере защиты прав потребителей;

- содействие развитию научных исследований по проблемам, затрагивающим интересы потребителей, включая оценку проектов реформ цен, налогов, законопроектов и нормативных актов;

- содействие совершенствованию системы урегулирования споров и конфликтов, связанных с ущемлением прав потребителей;

- поддержка и распространение положительного опыта общественных и государственных организаций по защите прав потребителей;

- информационное обеспечение членов Лиги и населения в потребительской сфере;

- содействие в обеспечении защиты прав человека на здоровую окружающую природную среду и экологическую безопасность жилища, безопасность продуктов питания, товаров, услуг;

- содействие в организации и поддержка независимой потребительской экспертизы товаров и услуг, их тестирование и социологические опросы потребителей;

-развитие и расширение международных связей, укрепление сотрудничества с организациями, осуществляющими свою деятельность в области защиты прав потребителей;

- организация и участие в конкурсах, выставках, культурно-массовых мероприятиях, а также организация семинаров, конференций по правам потребителей;

- организация массовых кампаний и акций в защиту интересов потребителей, освещение их в печати.

Для реализации своих целей и задач Лига в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности: юридическую; издательскую; информационную; консультативную; научную; экспертную; культурно-просветительскую; образовательную; благотворительную; предпринимательскую; внешнеэкономическую.

Лига способствует развитию общественной активности населения по защите прав потребителей, организует выступления в средствах массовой информации.

Роспотребнадзор обратил внимание своих территориальных органов, что участниками указанного выше заседания Консультативного совета по защите прав потребителей инициативы о формировании на добровольной основе секции из профессионалов органов государственной власти, по роду своей основной деятельности занимающихся вопросами защиты прав потребителей, а также по вопросу функционирования муниципальной ветви национальной системы защиты прав потребителей были одобрены и нашли поддержку. Роспотребнадзор рекомендовал учесть указанную информацию в деятельности по организации соответствующего взаимодействия на региональном уровне.

В аспекте рассматриваемого вопроса настоящей лекции необходимо обратить внимание на приказ Роспотребнадзора от 19.01.2006 № 3 «О создании Консультативного совета по защите прав потребителей». В Положении о консультативном совете по защите прав потребителей, утвержденном данным приказом, указано, что Консультативный совет по защите прав потребителей (далее именуется - Совет) является постоянно действующим органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) с общественными объединениями и организациями потребителей по вопросам защиты прав потребителей.

В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Для достижения поставленных перед ним целей Совет:

а) участвует в осуществлении мер по созданию и совершенствованию механизма реализации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;

б) проводит анализ эффективности применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

в) участвует в подготовке и согласовании предложений к законопроектам и иным нормативным правовым актам по вопросам регулирования потребительского рынка и обеспечения защиты прав потребителей;

г) организует и проводит независимую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

д) изучает общественное мнение по вопросам защиты прав потребителей;

е) организует и проводит совместные мероприятия, направленные на широкое информирование населения об основах потребительских знаний;

ж) организует и проводит совместные «горячии линии» для потребителей, акции в СМИ по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

Состав Совета формируется из представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных управлений), общественных объединений и организаций потребителей.

К работе Совета могут привлекаться специалисты, ученые, эксперты и представители различных органов и организаций, в сферу деятельности которых входят вопросы практической реализации государственной политики в области защиты прав потребителей.

Совет возглавляет Председатель - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Совета, а во время его отсутствия - заместитель, руководит деятельностью Совета, председательствует на заседаниях, планирует его работу и осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие и оформляются протоколами.

Заседания Совета считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов.

Решения Совета принимаются простым большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим.

Протоколы заседаний Совета подписываются председательствующим на заседании и ответственным секретарем Совета.

Протоколы заседаний доводятся до сведения членов Совета в течение двух недель со дня проведения заседания.

Необходимо заметить, что протоколы заседаний Совета размещаются на официальном сайте Роспотребнадзора.

В субъектах Российской Федерации создаются межведомственные координационные советы по защите прав потребителей. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Ульяновской области от 3 сентября 2013 года № 400-П «О Межведомственном координационном совете при Правительстве Ульяновской области по защите прав потребителей».

В Положении о Межведомственном координационном совете при Правительстве Ульяновской области по защите прав потребителей, утвержденном данным постановлением, указано, что Межведомственный координационный совет при Правительстве Ульяновской области по защите прав потребителей (далее – Совет) является постоянно действующим совещательным и координационным органом по реализации на территории Ульяновской области мероприятий и обеспечению согласованных действий в сфере защиты прав потребителей.

Совет создается в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – органы местного самоуправления) и общественных объединений по защите прав потребителей.

В своей деятельности Совет руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области, а также настоящим Положением.

Совет формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. В состав Совета могут входить представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав потребителей, иных организаций по согласованию с ними.

Задачами Совета являются:

1) разработка предложений по формированию основных направлений совместной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав потребителей и иных организаций, обеспечивающих защиту законных прав граждан на потребительском рынке товаров (работ, услуг);

2) разработка и внедрение единых методов и форм реализации мероприятий в сфере защиты прав потребителей на территории Ульяновской области с учётом компетенции и полномочий Совета;

3) принятие участия в разработке учебных программ по вопросам защиты прав потребителей для образовательных организаций всех организационно-правовых форм, типов и видов, повышения квалификации работников органов местного самоуправления, представителей общественных объединений по защите прав потребителей и иных организаций по вопросам защиты прав потребителей;

4) организация мероприятий, направленных на изучение мнения населения по вопросам защиты прав потребителей;

5) организация информирования потребителей по вопросам качества и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке в средствах массовой информации Ульяновской области;

6) разработка и согласование проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих права потребителей в сфере производства и реализации товаров, работ, услуг.

Совет осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает на заседаниях Совета вопросы повышения эффективности контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг; вырабатывает рекомендации, предупреждающие проникновение на потребительский рынок недоброкачественной продукции;

2) обобщает практический опыт работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав потребителей и иных организаций по вопросам исполнения законодательства о защите прав потребителей на территории Ульяновской области;

3) приглашает на заседания Совета представителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав потребителей и иных организаций;

4) запрашивает в установленном порядке информацию, необходимую для осуществления деятельности Совета;

5) вносит предложения по совершенствованию работы по защите прав потребителей и разработке проектов нормативных правовых актов Ульяновской области;

6) участвует в разработке предложений о подготовке проектов правовых актов, планов и мероприятий по защите прав потребителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;

7) привлекает в установленном порядке специалистов для консультации, подготовки и рассмотрения проблемных вопросов, входящих в компетенцию Совета;

8) доводит до сведения заинтересованных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области принятые на заседании Совета решения;

9) осуществляет вовлечение в совместную работу общественных организаций по защите прав потребителей и налаживание с ними делового сотрудничества;

10) проводит работу по возобновлению структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, организует взаимодействие с ними и оказывает им методическую помощь.