logo search
Учебное пособие ГМУ

4.2. Система управле­ния государственной и муниципальной формами собственности

Управление государственной собственностью определяется как совокуп­ность всевозможных отношений между различными субъектами (работника­ми и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использова­ния объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и т.д., а также административные, экономические и другие методы. Под управле­нием субъектной структу­рой понимается совокупность феде­ральных, ре­гиональных и муниципальных организационных структур управ­ления (субъек­тов РФ, му­ниципальных организационных структур – департа­ментов, комите­тов и т.д.). Система управления объектами собственности как процесс, включает в себя следующие основные подсистемы механизма управления объектной структурой:

1. Управление унитарными предприятиями: управление стоимостью госу­дарственного предприятия, его инвентаризация и оценка имущественного ком­плекса, кадрового потенциала, эффектив­ности использования государственного имущества. Функции управления: аудиторские проверки, контроль использования имущества, изъятие излишнего имущества, управление собственностью непла­тежеспособных предприятий, организация санации предприятий, осуществ­ление процедуры банкротства, установление вида и порядка осуществления реорганизационных и ликвидационных процедур, управление ипотекой и за­логовым механизмом поддержки государственных предприятий.

2. Управление акциями и долями, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, в уставных капиталах хо­зяйственных обществ. Функции управления: ведение реестра, управление процес­сом законодательного обеспечения интересов государства посредством института доверительного управления и разра­ботку методик оценки достижения целей и состояния управления госпакетом акций.

3. Управление недвижимостью Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований включает в себя: ведение када­стра объектов, определение целей, задач, концепции, организацию использо­вания и оптимизацию объектной структуры недвижимости (100 % вовлече­ние объектов в оборот) и субъектной структуры пользования, а в целях обес­печения обратной связи - формы контроля управления и мониторинг объек­тов.

4. Управление природными ресурсами как объектами недвижимости Российской Федерации, субъектов РФ.

5. Управ­ление процессом законодательного обеспечения форм пользования природ­ных объектов недвижимости (аренда, концессия, лизинг), форм распределе­ния доходов от использования при­родных ресурсов. 5. Управление государственной собственностью в научной и научно – техни­ческой сфере включает в себя законодательное обеспечения классификации, учета объектов интеллектуальной собственности и форм ее экономической реализации.

6. Управление приватизацией и реструктуризацией объектов государствен­ной и муниципальной форм собственности и формами ее реализации в экономике страны.

Сам же механизм управления государственной собственностью высту­пает как орга­ническое единство моделей организации и технологий (рис.12).

Рисунок 11 - Структура механизма государственного управления

Механизмы управления государственной собственностью представ­ляют собой систему правовых норм и правил распоряжения и использова­ния объектов собственности в целях пополнения доходов в бюджет и исполнения государственных функций. К механизмам управления государственным имуществом можно отнести:

  1. Механизмы преобразования форм и отношений собственности.

  2. Механизмы управления функционирования объектов государственной и муниципальной собственности.

  3. Механизмы реструктуризации – создания новых, ликвидации существующих имущественных объектов.

К первой группе отнесены механизмы управления процессами, в ходе которых изменяются собственники имущества. Оно переходит из одной формы собственности в другую, изменяются и субъекты отношений собственности. К числу наиболее типичных видов таких процессов относятся:

а) приватизация объектов государственной собственности в форме акционирования или продажи;

б) национализация имущества посредством выкупа или возврата с переходом его в собственность Российской Федерации;

в) отчуждение и приобретение государственного имущества посредством продажи, безвозмездной передачи, дарения и т.д.;

г) переход имущественных объектов из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную и муниципальную собственность;

д) переход имущественных объектов из федеральной и муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации;

е) переход имущественных объектов из федеральной и муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.

Национали­зация в Российской Федерации реализуется посредством принятия в состав государственного или муниципального имущества объектов частной собственности для погашения задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами различных уровней государственного управления.

Во вторую группу входят механизмы управления процессами, в ходе которых собственник непосредственно или путем делегирования, передачи, предоставления полномочий управляет объектами собственности, сохраняя за собой права собственника (владельца, распорядителя) имущества.

В третью группу вошли механизмы управления процессами, в ходе которых создаются новые объекты государственной собственности или ликвидируются действующие имущественные объекты данной формы собственности.

В общем виде система управления представлена на рисунке 12.

Рисунок 13 – Система управления государственной собст­венностью

в Российской Федерации.

Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года (далее – Концепция) констатирует, что течение последних лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления федеральным имуществом, включая:

Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач, определенных в Концепции №1024. Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению ряда системных проблем:

Государственная политика, в основу которой положена новая Концепция, направлена на следующие цели:

– однозначное определение и формирование исчерпывающего состава федерального имущества необходимого для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации.

– создание эффективной системы управления федеральным имуществом, обеспечивающей в соответствии с функциями органов власти Российской Федерации механизмы оценки востребованности и необходимости объектов управления, а также регламенты их включения и исключения из контура управления.

– эффективное отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.

– создание эффективной системы учета и контроля федерального имущества.

Достижение указанных целей позволит обеспечить:

Ключевыми показателями достижения указанных целей являются:

а) обеспечение определения целей управления для федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ (акции которых находятся в федеральной собственности) до 100% к 2015 г., для федеральных государственных учреждений – до 100% к 2018 г.;

б) увеличение доли акций компаний с государственным участием, обращающихся на российском организованном рынке ценных бумаг, и их поэтапное удвоение к 2018 году;

в) обеспечение публичности всех сохраняемых в федеральной собственности открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, к 2018 г.;

г) отсутствие федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2018 г.;

д) увеличение в 2 раза объема вовлеченных в оборот земельных участков к 2018 г.;

е) обеспечение полноты учета объектов федерального имущества до 100% к 2015 г.

В основу новой Концепции положены следующие принципы управления федеральным имуществом:

1. Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, способ ее достижения, ответственность за результаты управления, порядок принятия управленческих решений, представления отчетности и иные механизмы контроля.

2. Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления, в том числе путем развертывания единой системы учета и управления федеральным имуществом, основанной на единой методологии учета и процессном управлении.

3. Принцип обеспечения баланса интересов: принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач.

4. Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления.

5. Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

6. Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности.

Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления федеральным имуществом. Достижение целей управления федеральным имуществом в соответствии с обозначенными принципами осуществляется в рамках следующих ключевых направлений: определение целевой функции, управление отчуждением или развитием объекта федерального имущества, управление рисками, учет и мониторинг.

Определение целевой функции управления каждым объектом федерального имущества, предусматривающей достижение конечной цели управления – разгосударствления или стратегического развития, а именно:

Для того, чтобы обеспечить определение целевой функции управления каждым объектом, необходимо решить следующие задачи:

а) сопоставить объекты управления с задачами и интересами Российской Федерации как публично-правового образования, в том числе полномочиями, которые возложены на федеральные органы государственной власти в рамках установленной компетенции, что предполагает:

б) сформировать действенную систему управления, предусматривающую достижение определенных целевых функций путем реализации «дорожных карт», включая:

в) сформировать действенную систему определения структурного состава («бизнес, а не здание») и последовательности разгосударствления объектов федерального имущества, что предполагает:

Ключевыми задачами в данном направлении являются:

а) переход от продажи объектов к продаже бизнес-единиц, что предполагает:

б) повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, что предусматривает:

в) совершенствование мер вовлечения объектов в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией, что предполагает реформирование системы продаж путем:

г) совершенствование нормативно – правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества, предусматривающего в том числе: