logo search
Учебное пособие ГМУ

3.3. Программирование как функция государственного управления

Программирование – это система государственного воздействия на экономику соединяющую прогнозирование с длительным числовым регулированием. По субъектам и масштабам разработки программы делятся на межгосударственные, государственные (освоения космоса, экономические, программы освоения природных ресурсов в районах Сибири, Дальнего Востока и др.) и региональные (программы развития отдельных регионов и территорий, они разрабатываются как центральными, так и местными органами).

Инструменты государственного программирования – это совокупность средств, с помощью которых государство стремится направлять социально-экономическое развитие в желаемом направлении.

Стимулами могут выступать налоговые льготы, субсидии, страховые, инвестиционные и резервные фонды. Антистимулом является запрет на строительство новых предприятий, повышение налогов, фиксирование цен, ужесточение условий кредитования, ограничение внешнеэкономической деятельности.

Функции государственного программирования:

Разработка программ включает следующие этапы:

  1. предпрограммное прогнозирование;

  2. формирование целевой функции, здесь в действие вступают механизмы принятия политических решений, с их помощью определяется очередность целей и желательный уровень развития;

  3. формирование пакетов вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели программы;

  4. балансирование ресурсов по всем направлениям программы, составление бюджетов, определение системы управления и контроля за реализацией программы;

  5. формирование пакетов вариантов с целью определения критерия и выбора одного из самых оптимальных вариантов;

  6. включение в программу резервных вариантов, позволяющих своевременно скорректировать экономическую политику с учетом возможных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики, которые препятствовали бы достижению намеченной цели (в случаях смещения высших должностных лиц, военных конфликтов, экологических катастрофах, распада и возникновения государств, конъюнктурные повороты в мировой экономике, прорыв в НТП и т.д.).

По временному диапазону программы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы.

Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок до 2-х лет. Краткосрочные программы выполняют посредническую роль между текущим и перспективным регулированием, являясь связующим звеном между конъюнктурным и структурным вмешательством. Во многих странах в качестве основы для краткосрочного регулирования используются бюджетные программы.

Для реализации программ по структурному преобразованию в экономике, необходимо использование средних, а иногда и долгосрочных режимов, поскольку большинство инвестиционных программ осуществляются в этом временном диапазоне. Среднесрочные программы разрабатываются на срок от 2-х до 5 лет. Они опережают краткосрочные и служат для них ориентировочной базой. В ходе своей реализации программы, как правило, корректируются, а для сохранения 5-летней перспективы осуществляется непрерывность программирования с использованием скользящего метода.

Долгосрочные программы, данные программы разрабатываются на срок свыше 5 лет. Они используются для глубоких преобразований производства, социально-экономической сферы, реализации интеграционных процессов и решения различных проблем на всех уровнях управления, вплоть до мирового.

В этих программах прогнозируется общий уровень государственных расходов и по направлениям устанавливаются приоритеты финансирования, определяются сметы затрат на выполнение отдельных программ.

В соответствии с решаемыми задачами программы делятся на целевые программы и многоцелевые программы. Целевые программы представляют собой систему различных мероприятий органов государственного (муниципального) управления по следующим направлениям:

  1. выбирается оптимальное решение программы;

  2. определяются все затраты по реализации программы;

  3. определяются участники (субъекты и объекты) реализации программы;

  4. согласуются направления и показатели программы с исполнителями;

  5. определяются доли затрат между участниками исполнения программы.

Все это дает возможность увязывать выполнение программы с государственным бюджетом.

Многоцелевые программы представляют собой систему мер, разработанных для достижения ряда крупных целей. Они содержат качественные характеристики, как правило, это характеристики интервального порядка, при минимуме количественных показателей.

Типовая структура программы социально-экономического развития (далее – СЭР) включает в себя следующие элементы:

I. Титульный лист.

II. Паспорт Программы – наименование, сроки реализации программы, заказчик, исполнители, основные этапы и мероприятий, целевые индикаторы, объем и источники финансирования, ожидаемый эффект.

III. Основное содержание Программы.

1. Социально-экономическое положение муниципального образования (района, городского округа, поселения) – результаты анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территории, SWOT-анализ.

2. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

3. Цели и задачи Программы.

4. Основные направления социально-экономического развития муниципального образования, сценарии развития муниципального образования

5. Программа мероприятий по решению выявленных проблем с указанием сроков реализации и ответственных.

6. Ресурсное обеспечение Программы – объем и источники финансирования, план мероприятий по привлечению инвестиций.

7. Перечень целевых индикаторов.

8. Перечень приоритетных инвестиционных проектов.

9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.

10. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.

IV. Приложения к Программе.

При разработке документов социально-экономического планирования анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на перспективы развития территории, в частности:

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» «программа социально-экономического развития Российской Федерации – это комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров».

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации определяется как система представлений: