Транспортная политика
В отличие от других общих «политик», о которых шла речь, транспортная политика ЕЭС сформулирована явно не в столь определенных нормах. Государства-члены по разным причинам, в том числе по политическим, предпочли сохранить в основном национальный статус транспорта. В Договоре о ЕЭС сказано лишь, что в рамках общей транспортной политики государства-члены должны руководствоваться целями Сообщества. Перечислим максимум того, что должно было быть достигнуто: а) общие правила, применимые к международным транспортным перевозкам, отправляемым с территории или направляемым на территорию государства-члена или пересекающим территорию одного или нескольких государств-членов; б) условия, на которых нерезиденты, предоставляющие транспортные услуги, могут оказаться на территории государств-членов; в) все другие необходимые положения (ст. 75). Еще одно общее положение состояло в том, что в случае перевозок внутри ЕЭС не позже второго этапа отменялась всякая дискриминация, заключавшаяся в применении транспортными агентствами разных тарифов и разных условий при перевозках одного и того же товара и по одним и тем же транспортным путям в зависимости от страны происхождения или назначения перевозимых товаров (ст. 79).
Однако неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сфере транспорта, стала все больше беспокоить государства. Раздавались даже голоса о полном провале транспортной политики. В 1982 г. Европар-ламент обратился в Суд сообществ, обвиняя Совет в неумении преодолеть возникшие трудности. Суд не согласился с этим, указав, что в отличие от сельскохозяйственной политики Римский договор не предусматривал сроков реализации транспортной политики. Небольшое продвижение было отмечено только в сфере грузового автотранспорта.
Между тем переход к созданию единого внутреннего рынка существенно повысил интерес государств-членов к проблемам транспорта. Без его модернизации трудно было бы обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и лиц, а также соблюсти современные стандарты, касающиеся сроков перевозок, безопасности и сохранности грузов, удобств для пассажиров. Если в отношении автомобильного, железнодорожного и водного транспорта можно было сказать, что для них единый рынок сложился быстро, то авиационно-транспортный рынок был последним в этом ряду. Нужно было безотлагательно решать новые проблемы, возникшие с появлением скоростных линий, усложнением комбинированных перевозок, а также с возросшими потребностями охраны окружающей среды, безопасности и здоровья людей.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение