Тестовые задания
Предмет науки – это:
А. наблюдение, исследование, в результате которого и образуется система обособленных знаний в какой-либо области
Б. совокупность изучаемых закономерностей образования, функционирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной действительности
В. система достоверных (истинных) знаний, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности
Г. совокупность способов, приёмов теоретического исследования или практического осуществления какого-либо предмета или явления
Общая теория государства и права – это:
А. общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и социальное назначение в обществе и вырабатывающая общие юридические категории и понятия
Б. общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая конкретные процессы развития государства и права отдельных стран
В. система достоверных (истинных) знаний, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности
Г. совокупность способов, приёмов теоретического исследования или практического осуществления какого-либо предмета или явления
Методология общей теории государства и права – это:
А. система достоверных (истинных) знаний, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности
Б. мыслительное воспроизведение исследуемых объектов
В. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; всеобщий метод познания
Г. системная совокупность особых методов, приёмов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений
Какое предположение неверно:
А. общая теория государства и права относится к общественным наукам
Б. государство и право как социальные явления должны изучаться во взаимосвязи
В. философский, мировоззренческий метод познания используется только философией
Г. общенаучными методами пользуются все науки
Объясните значение идеологической (мировоззренческой) функции общей теории государства и права:
А. отвечает на вопрос, что есть государство и право и в чем заключается их сущность и социальное назначение
Б. нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальной государственно-правовой действительности, тем самым способствует развитию познания, установлению истины
В. оказывает влияние на формирование мировоззрения и жизненной позиции личности, социальной группы, общества в целом
Г. вырабатывает конкретные комментарии, предложения в государственно-правовом строительстве
Объясните значение практико-организационной (организационно-прикладной) функции общей теории государства и права:
А. отвечает на вопрос, что есть государство и право и в чем заключается их сущность и социальное назначение
Б. нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальной государственно-правовой действительности, тем самым способствует развитию познания, установлению истины
В. обеспечивает историко-правовые, отраслевые и прикладные науки методами, приёмами и средствами познания, вырабатывает категории и понятия, формулирует научные законы и теории
Г. вырабатывает конкретные комментарии, предложения в государственно-правовом строительстве
На какие группы делится вся совокупность методов, приёмов и способов познания:
А. общенаучные, частнонаучные, специальные
Б. общественные, технические и естественные
В. общетеоретические, историко-правовые, отраслевые, прикладные (специальные)
Г. всеобщий (философский), общенаучные, специальные, частнонаучные
Анализ – это:
А. логический приём, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое
Б. логический приём, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы
В. логический приём, представляющий собой движение мысли от частного к общему
Г. логический приём, представляющий собой движение мысли от общего к частному
Статистический метод заключается в:
А. в процессе мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое
Б. определении юридических понятий, выявлении их признаков, проведении классификации и т.д.
В. исследовании количественных показателей того или иного государственно-правового явления
Г. сопоставлении общих и особенных свойств правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т.д.)
Какие из обозначенных ниже средств производства и материальных ценностей находились в индивидуальной (частной) собственности?
А. жильё
Б. костёр
В. копье
Г. «промышленная территория»
Чем было обусловлено наличие в первобытном обществе индивидуальной (частной) собственности на средства производства и материальные ценности?
А. потребностями производства
Б. желанием владельца
В. индивидуальной (частной) собственности в тот период не было
Г. это соответствовало интересам коллектива
Какой была последовательность основных стадий развития социального строя первобытного общества:
А. прообщина (первобытная стадная община) – первобытная соседская община – родовая община
Б. родовая община – прообщина (первобытная стадная община) – первобытная соседская община
В. первобытная соседская община – родовая община – прообщина (первобытная стадная община)
Г. прообщина (первобытная стадная община) – родовая община – первобытная соседская община
Неолитическая революция – это:
А. разделение труда
Б. переход от присваивающей формы экономики к производящей форме экономики
В. выделение из общества слоя родовой знати
Г. использование железа при производстве орудий труда
Государство по теории общественного договора – это:
А. продукт воли Бога, государством управляют наместник Бога на земле
Б. творение разума человека, появляется в результате заключения договора людьми с правителями для защиты естественных прав и свобод и поддержания общественного порядка
В. результат компромисса между сильными и слабыми в психологическом плане людьми
Г. большая семья, во главе которой стоит монарх (отцом, патриархом)
Мононорма как регулятор общественных отношений в первобытном обществе – это:
А. табу и дозволения
Б. исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного и длительного повторения
В. слитые в единую систему нормы первобытной морали, религиозные догмы, обычаи, традиции, права и обязанности
Г. переход от группового брака к моногамному
Какими привилегиями обладал вожак в первобытном обществе:
А. право передать власть по наследству
Б. право на большее количество еды
В. право на лучшее жилище
Г. никакими
Наука – это:
А. субъективные мнения, идеи, доктрины учёных об изучаемых закономерностях возникновения, функционирования и развития какого-либо явления или предмета
Б. совокупность способов и приёмов познания общих закономерностей возникновения, функционирования и развития какого-либо явления или предмета
В. совокупность изучаемых закономерностей возникновения, функционирования и развития взаимосвязанных явлений в определённой сфере объективной действительности
Г. система достоверных (истинных) знаний, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности
Предмет общей теории государства и права – это:
А. наблюдение, исследование, в результате которого и образуется система обособленных знаний в какой-либо области
Б. наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права в их диалектическом единстве, их сущность и социальное назначение
В. система достоверных (истинных) знаний, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности
Г. совокупность способов, приёмов теоретического исследования или практического осуществления какого-либо предмета или явления
Какое предположение верно:
А. общая теория государства и права относится к естественным наукам
Б. государство и право как социальные явления должны изучаться раздельно
В. общая теория государства и права по отношению ко всем юридическим наукам является базовой
Г. общенаучными методами пользуются только юридические науки
Объясните значение гносеологической (познавательной) функции общей теории государства и права:
А. отвечает на вопрос, что есть государство и право и в чем заключается их сущность и социальное назначение
Б. нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальной государственно-правовой действительности, тем самым способствует развитию познания, установлению истины
В. оказывает влияние на формирование мировоззрения и жизненной позиции личности, социальной группы, общества в целом
Г. вырабатывает конкретные комментарии, предложения в государственно-правовом строительстве
Объясните значение методологической функции общей теории государства и права:
А. отвечает на вопрос, что есть государство и право и в чем заключается их сущность и социальное назначение
Б. нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальной государственно-правовой действительности, тем самым способствует развитию познания, установлению истины
В. обеспечивает историко-правовые, отраслевые и прикладные науки методами, приёмами и средствами познания, вырабатывает категории и понятия, формулирует научные законы и теории
Г. вырабатывает конкретные комментарии, предложения в государственно-правовом строительстве
Дедукция – это:
А. логический приём, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое
Б. логический приём, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы
В. логический приём, представляющий собой движение мысли от частного к общему
Г. логический приём, представляющий собой движение мысли от общего к частному
Сравнительно-правовой метод заключается в:
А. в процессе мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое
Б. определении юридических понятий, выявлении их признаков, проведении классификации и т.д.
В. исследовании количественных показателей того или иного государственно-правового явления
Г. сопоставлении общих и особенных свойств правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т.д.)
На какие группы делятся все юридические науки:
А. общенаучные, частнонаучные, специальные
Б. общественные, технические и естественные
В. общетеоретические, историко-правовые, отраслевые, прикладные (специальные)
Г. теоретические и прикладные
Какие формы собственности существовали у первобытного общества:
А. индивидуальная
Б. коллективная
В. государственная
Г. семейная
Какие факторы обозначали принадлежность средств производства и материальных ценностей к коллективной (общей) собственности?
А. они создавались общими усилиями
Б. они были очень ценными
В. они всеми использовались
Г. служили интересам всего коллектива
Какие из обозначенных ниже средств производства и материальных ценностей не находились в коллективной собственности?
А. жильё
Б. костёр
В. копье
Г. «промышленная территория»
Какой путь в развитии формы собственности в первобытном обществе был основным?
А. переход средств производства и материальных ценностей из частной в коллективную собственность
Б. переход средств производства и материальных ценностей из коллективной в частную собственность
В. переход средств производства и материальных ценностей из коллективной в государственную собственность
Г. переход средств производства и материальных ценностей из частной в государственную собственность
Какие причины образования государства Вы знаете?
А. ведение оборонительных и захватнических войн
Б. возникновение табу на инцест, желание общества улучшить условия жизни и труда
В. расслоение общества на бедных и богатых, знатных, свободных и зависимых
Г. появление в обществе людей, способных к управлению всем обществом
Государство по экономической (классовой, марксистской) теории – это:
А. продукт воли Бога, государством управляют наместник Бога на земле
Б. творение разума человека, появляется в результате заключения договора людьми с правителями для защиты естественных прав и свобод и поддержания общественного порядка
В. продукт экономического развития, общественного разделения труда, появления частной собственности, и как следствия – классового неравенства
Г. большая семья, во главе которой стоит монарх (отцом, патриархом)
Какие пути формирования государства и права Вы знаете:
А. европейский и американский
Б. западный (европейский) и восточный (азиатский)
В. северный и южный
Г. экономический, теологический и договорной
Что относится к регуляторам общественных отношений в первобытном обществе:
А. табу, дозволения и мифы
Б. правовые нормы
В. наука
Г. нормы морали
Легальное или делегированное толкование – это:
Один из видов неофициального толкования
Один из видов официального толкования
Один из видов нормативного толкования
Один из видов реализации права
Каким образом можно преодолеть пробел в праве?
Применив аналогию права
Применив аналогию закона
Издав недостающую норму права
Каким образом можно устранить пробел в праве?
Применив аналогию права
Применив аналогию закона
Издав недостающую норму права
Допустимо ли привлечение к юридической ответственности по аналогии (права или закона)?
Да, допустимо в любом случае
Нет, при привлечении к юридической ответственности вне зависимости от отрасли права применение аналогии недопустимо
Да, допустимо, однако лишь в сфере имущественных отношений
Да, допустимо во всех сферах правового регулирования, кроме уголовно-правовой
Да, допустимо, кроме отрасли уголовного и административного права
Толкование правовых норм – это:
мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения
деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации
С какого момента вступают в юридическую силу нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан?
Со дня официального опубликования
Со дня подписания
Со дня включения его в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
С какого момента вступают в юридическую силу нормативные правовые акты, содержащие охраняемые государством сведения?
Со дня включения его в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
Так как акт не публикуется, а направляется соответствующим органам для применения, то с момента получения акта этим органом
Со дня подписания
Со дня официального опубликования
По общему правилу нормативные правовые акты действуют в отношении:
Граждан данного государства
Лиц с двойным гражданством
Граждан иностранных государств
Лиц без гражданства
Всех организаций, функционирующих на территории государства
Определите, какие их указанных актов относятся к актам применения права:
Решение суда
Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 10 декабря 2003 г. N 577-Ц «Об утверждении инструкции к награждению нагрудным Министерства транспорта и коммуникаций "Ганаровы транспартнiк "
Удаление свидетелей из зала судебного заседания
Приказ руководителя подразделения
Указ Президента Республики Беларусь 8 апреля 2005 г. N 168 «О некоторых вопросах награждения государственными наградами Республики Беларусь»
Закон Республики Беларусь от 8 января 2004 г. N 266-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»
Указ Президента Республики Беларусь 10 сентября 1997 г. N 214 «О награждении орденом Дружбы народов Иванова В.В.»
Указ Президента Республики Беларусь 10 сентября 1997 г. N 458 «О назначении В.В. Величко министром по делам СНГ РБ»
Устное замечание сотрудника ГАИ пешеходу, перешедшему дорогу в неположенном месте
Свидетельство о заключении брака
Уголовный Кодекс
В каких из перечисленных случаев необходимо применение права?
Андреев обязан заплатить налог на прибыль
Поступление в вуз
Назначение пенсии
Сидоров обязан по договору купли-продажи оплатить стоимость товара
Супруги разводятся, у них возник спор по поводу разделения имущества
Необходимо определить меру ответственности за совершенное правонарушение или преступление
Петров для получения отпуска пишет заявление
Получение водительского удостоверения
Объявление судом безвестно отсутствующего Ольгина умершим
В какой части правоприменительного акта указывается наименование органа (должностного лица), время издания акта, адресат?
В вводной части
В описательной части
В мотивировочной части
В резолютивной части
В какой части правоприменительного акта указываются обстоятельства дела и приводятся доказательства?
В вводной части
В описательной части
В мотивировочной части
В резолютивной части
В какой части правоприменительного акта обосновывается принятие решения?
В вводной части
В описательной части
В мотивировочной части
В резолютивной части
В какой части правоприменительного акта излагается само решение по делу?
В вводной части
В описательной части
В мотивировочной части
В резолютивной части
- I.Учебная программа
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Тема 1. Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Раздел II. Теория государства
- Тема 3. Понятие и признаки государства
- Тема 4. Функции государства
- Тема 5. Механизм (аппарат) государства
- Тема 6. Формы государства
- Тема 7. Государство в политической системе общества
- Раздел III. Теория права
- Тема 8. Понятие и сущность права
- Тема 9. Право в системе социальных норм общества
- Тема 10. Формы (источники) права
- Тема 11. Нормы права
- Тема 12. Система права
- Тема 13. Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов
- Тема 14. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 15. Правосознание и правовая культура
- Тема 16. Реализация норм права
- Тема 17. Правовые отношения
- Тема 18. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 19. Законность и правопорядок
- Тема 20. Правовое регулирование общественных отношений и его механизм
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Тема 21. Личность, государство, право
- Тема 22. Теория правового государства
- Тема 23. Основные правовые системы современности
- Информационно-методическая часть Учебная и основная литература:
- Нормативные правовые акты
- Литература по темам:
- Раздел I. Введение в общую теорию права
- Раздел II. Теория государства
- Раздел III. Теория права
- Раздел IV. Общество, государство, право
- Протокол согласования учебной программы
- II. Информационная часть
- Конспект лекций Тема 1. Общая теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы
- 1.1. Общая теория государства и права как наука
- 1.2. Методология общей теории государства и права:
- Тема 2. Возникновение и развитие учений о сущности права
- 2.1. Правопонимание как научная категория
- 2.2. Учения о сущности права
- Тема 3. Сущность права
- 3.1. Понятие права, его определения
- 3.2. Признаки права
- 3.3. Сущность права
- 3.4. Принципы права: понятие, виды
- 3.5. Функции права
- Тема 4. Государство: происхождение и сущность
- 4.1. Характеристика государства в истории основных
- 4.2. Основные пути и формы возникновения государства
- 4.3. Сущность государства и его признаки
- 4.4. Понятия и основные подходы к типологии государства
- Тема 5. Формы государства: понятие, структура, классификация
- 5.1. Понятие формы государства, виды
- 5.2. Понятие и классификация политических режимов
- 5.3. Понятие и классификация форм государственного устройства
- Тема 6. Механизм и функции государства
- 6.1. Понятие и классификация функций государства
- 6.2. Категории «государственный аппарат»
- 6.3. Орган государства: понятие, признаки
- 6.4. Классификация органов государства
- 6.5. Принципы организации и деятельности
- 6.6. Роль профсоюзов в осуществлении функций
- Тема 7. Государство в политической системе
- 7.1. Политическая система общества: понятие,
- 7.2. Профсоюзы в политической системе
- Тема 8. Правовое государство
- 8.1. Возникновение и развитие идей
- 8.2. Понятие и принципы правового государства
- Тема 9. Происхождение права
- 9.1. Причины происхождения права
- 9.2. Пути формирования права
- Тема 10. Право в системе социальных
- 10.1. Социальные нормы: понятие, признаки,
- 10.2. Виды социальных норм
- 10.3. Отличие норм права от других социальных норм
- Тема 11. Нормы права
- 11.1. Нормы права: понятие, признаки, структура
- 11.2. Основные способы расположения нормы права
- 11.3. Классификация норм права
- Тема 12. Формы (источники) права
- 12.1. Понятие формы (источника) права и виды
- 12.2. Понятие и виды нормативных правовых актов
- 12.3. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема 13. ПРавотворчество
- 13.1. Правообразование, правотворчество
- 13.2. Факторы, воздействующие на правотворчество
- 13.3. Виды правотворчества и его обеспечения
- 13.4. Принципы правотворчества
- 13.5. Законотворчество в Республике Беларусь:
- 13.6. Профсоюзы и процесс правообразования
- Тема 14. Система права и система законодательства
- 14.1. Система права: понятие, уровни, основные черты.
- 14.2. Классификация институтов права
- 14.3. Система права и правовая система:
- 14.4. Система права и система законодательства:
- 14.5. Профсоюзы в правовой системе
- Тема 15. Реализация права
- 15.1. Понятие и формы реализации права
- 15.2. Применение права как особая форма
- 15.3. Применение права и профсоюзы
- Тема 16. Толкование норм права
- 16.1. Толкование норм права: понятие, необходимость,
- 16.2. Способы (приемы) толкования-уяснения
- 16.3. Виды толкования-уяснения норм права по объему
- 16.4. Виды толкования-разъяснения норм права по субъектам
- Тема 17. Правовые отношения
- 17.1. Понятие правоотношения
- 17.2. Признаки правоотношения
- 17.3. Предпосылки правоотношений
- 17.4. Структура, состав и элементы правоотношения
- 17.5. Субъекты права: понятие и виды
- 17.6. Юридическое содержание правоотношения
- 17.7. Объекты правоотношения: понятие и виды
- 17.8. Юридические факты
- 17.9. Состав правоотношения купли-продажи
- 17.10. Правовой статус профсоюзов
- Тема 18. Правовое сознание
- 18.1. Понятие правового сознания
- 18.2. Структура правового сознания, его виды и уровни
- 18.3. Функции правосознания
- 18.4. Типы правосознания
- 18.5. Правовое воспитание: цель, механизм,
- Тема 19. Правовая культура Белорусского общества
- 19.1. Понятие правовой культуры: элементы (уровни), состав, структура
- 19.2. Функции правовой культуры, их сущность
- 19.3. Пути повышения правовой культуры
- 19.4. Формирование и развитие правовой культуры профсоюзных работников
- Тема 20. Юридические документы,
- 20.1. Юридические документы и их классификация
- 20.2. Юридическая техника и юридические конструкции
- 20.3. Легализация юридически значимых документов
- 20.4. Юридические конструкции
- Тема 21. Правовое поведение. Правомерноеповедение. Правонарушения. Юридическая ответственность
- 21.1. Поведение человека и право: понятие и виды
- 21.2. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
- 21.3. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
- 21.4. Юридическая ответственность
- Тема 22. Законность, правопорядок и общественный порядок
- 22.1. Понятие законности, формы ее проявления
- 22.2. Субъекты закона и законности
- 22.3. Конституционная законность
- 22.4. Законность и государственная дисциплина
- 22.5. Принципы (требования) и гарантии законности
- 22.6. Связь законности с правопорядком, общественным порядком и демократией
- Тема 23. Личность, общество, Право, Государство: соотношение понятий
- 23.1. Личность, общество, право, государство
- 23.2. Правовой статус личности: понятие, структура,
- 23.3. Права человека в национальном и международном праве
- 23.4. Роль профсоюзов в реализации прав
- Тема 24. Механизм правового Регулирования
- 24.1. Правовое воздействие и правовое регулирование:
- 24.2. Методы, способы, типы правового регулирования.
- 24.3. Основные стадии правового регулирования
- Тема 25. Правовые системы современности
- 25.1. Понятие правовой системы, ее элементы
- 25.2. Основные формы взаимовлияния,
- 25.3. Коллизионные нормы права: понятие, виды, типы
- 25.4. Классификация правовых систем современности
- Предмет и метод общей теории государства и права
- Происхождение государства и права
- 3. ПонятиЕ, сущность и типы государства
- 4. Форма государства
- 5. Функции государства
- 6. Механизм государства
- 7. Государство в политической системе общества
- 8. Правовое государство
- 9. Понятие права, его сущность, типы и формы
- 10. Право в системе социальных норм
- 11. Нормы права
- 12. Правотворчество
- 13. Пределы действия нормативно-правовых актов
- 14. Система права
- 15. Реализация права
- 16. Толкование права
- 17. Правовые отношения
- 18. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
- 19. Законность и правопорядок
- 20. Правосознание и правовая культура
- 21. Механизм правового регулирования
- 22. Государство, право, личность
- Материалы практических занятий по дисциплине
- Планы семинарских занятий тема № 1. Предмет и методология общей теории государства и права. Причины и закономерности Происхождения государства и права
- Тема № 2. Государство: понятие, сущность, типы
- Тема № 3. Форма и Функции государства
- Тема № 4. Механизм (аппарат) государства
- Тема № 5. Государство в политической системе общества. Правовое государство
- Тема № 6. Понятие права, его сущность, типы
- Тема № 7. Формы (источники) права
- Тема № 8. Право в системе нормативного регулированиЯ общественных отношений
- Тема № 9. Нормы права
- Тема № 10. Система права
- Тема № 11. Правотворчество
- Тема № 12. Пределы действия нормативных правовых актов
- Тема № 13. Реализация права
- Тема № 14. Толкование права
- Тема № 15. Правовые отношения
- Тема № 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- Тема № 17. Законность и правопорядок
- Тема № 18. Правосознание и правовая культура
- Тема № 19. Механизм правового регулирования
- Тема № 20. Личность, государство, право
- Раздаточный материал
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- VI. Ответственность
- VII. Заключение
- Правовые презумпции
- Правовые фикции
- Этические нормы и правила Московского энергетического института (технического университета)
- I. Цели и задачи
- III. Общие правила поведения в коллективе
- IV. Правила поведения для сотрудников и преподавателей
- V. Правила поведения для студентов
- Контрольные материалы
- Тестовые задания
- Задания для самостоятельной управляемой работы студента (сурс)
- Примерный перечень тем курсовых работ
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе с нормативными правовыми актами и литературой
- Методические рекомендации по подготовке рефератов, докладов сурс
- Методические рекомендации по написанию курсовых работ