logo search
Топорнин Б

Аграрная политика

Сельское хозяйство было предметом первостепенного внимания западноевропейских стран еще до их объединения в ЕЭС. В то время сравнительно недавно закончившаяся вторая мировая война оставила в числе тяжелых последствий острую нехватку продовольствия. Поля еще носили следы сражений, цикличность сельскохозяйственного производства была нарушена, поголовье скота резко уменьшилось. Помощь государства фермерам и другим производителям была крайне необходима. Без нее невозможно было добиться подъема сельского хозяйства, а следовательно, повысить жизненный уровень не только в деревне, но и в городе. В этих условиях закономерной стала не просто выработка общей аграрной политики, но ее выдвижение на первый план в деятельности ЕЭС.

Общая аграрная политика является практически первой, старейшей политикой ЕЭС. Но среди «политик» ЕЭС ее выделяют не столько хронология, сколько сложность и трудность разработки и реализации, противостояние интересов и позиций стран-участниц. Инициатива в принятии такой общей политики принадлежала Франции, которая, имея большое сельское хозяйство, была сильно заинтересована в его модернизации и постоянной поддержке. Известно, что де Голль, будучи Президентом Французской Республики, лично уделял общей аграрной политике, и особенно обеспечению интересов своей страны, немало сил и времени. Другие страны, менее заинтересованные в поддержке сельского хозяйства и опасавшиеся, что Франция и еще кое-кто получат неправомерно много из общего котла, нередко выступали против увеличения расходов на проведение общей аграрной политики.

Вместе с тем было бы неверно полагать, что Западная Европа как бы раскололась на две части, одна из которых была «за», а другая – «против» общей аграрной политики. Так или иначе проблемы сельского хозяйства беспокоили все западноевропейские страны, в которых нередки были выступления фермеров с требованиями о государственной поддержке. В условиях экономической интеграции, формирования общего рынка решить проблемы аграрного сектора внутригосударственными средствами, в том числе путем особой налоговой и таможенной политики, введения фиксированных цен, оказалось практически невозможным. Выход мог быть найден прежде всего на основе тесного сотрудничества стран, создания ими единого механизма, гарантирующего необходимые объемы сельскохозяйственного производства и предохраняющего сельское хозяйство от кризисов, связанных как с нехваткой, так и с перепроизводством продукции.

О необходимости установления общей аграрной политики было заявлено в Договоре о ЕЭС (п. 3 ст. 38). Договор включил сельское хозяйство и торговлю сельскохозяйственными продуктами в общий рынок. При этом было определено понятие «сельскохозяйственные продукты», которое охватило продукты земледелия, животноводства и рыболовства, а также имеющие к ним прямое отношение продукты первичной переработки.

Еще тогда были названы пять основных целей общей аграрной политики, а именно:

1) повышение производительности сельского хозяйства на основе стимулирования технического прогресса, обеспечения рационального использования производственных факторов, особенно рабочей силы;

2) обеспечение таким образом достаточного жизненного уровня сельского населения, в частности путем повышения индивидуального дохода лиц, занятых в сельском хозяйстве;

3) стабилизация рынков;

4) обеспечение стран продовольствием;

5) обеспечение разумных потребительских цен на продовольствие.

При создании ЕЭС был предусмотрен общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков. В зависимости от продукции этот механизм должен был принимать одну из следующих трех форм:

1) общие правила в отношении конкуренции;

2) обязательная координация различных национальных рыночных структур;

3) организация европейского рынка.

Данные положения получили развитие и практическое применение в деятельности ЕЭС. Уже в начале 60-х годов было выдвинуто три принципиальных положения, определивших как контуры, так и направления развития общей аграрной политики. Во-первых, речь шла о том, чтобы была обеспечена свобода движения сельскохозяйственной продукции в пределах ЕЭС или, иными словами, создан общий аграрный рынок. Во-вторых, государства-члены должны отдавать предпочтение сельскохозяйственной продукции из ЕЭС, а не импорту сельскохозяйственной продукции из третьих стран. В-третьих, государства-члены договорились о финансовой солидарности: издержки, связанные с обеспечением гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, переносились с отдельных стран на ЕЭС.

В практике ЕЭС выработаны и опробованы различные инструменты проведения общей аграрной политики. Они достаточно многообразны, нешаблонны и не только учитывают особенности отдельных стран и регионов, но и изменяются в зависимости от продукции. Среди этих инструментов следует выделить прежде всего механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Он играет особенно важную роль тогда, когда необходимо предохранить рынок от перепроизводства, а значит, от падения цен. Весьма существенное значение имеют квоты, сборы, тарифы, часто и эффективно используемые при регулировании ввоза сельскохозяйственной продукции в страны – члены ЕЭС. Общие таможенные тарифы на импорт, например, приводят к столь заметному повышению цен на «чужую» продукцию, что делают ее малоконкурентной на рынке ЕЭС. В то же время, проводя протекционистские меры у себя дома, ЕЭС оказывает поддержку экспорту сельскохозяйственной продукции из Сообщества, ее проникновению на рынки третьих стран. В этих целях в Сообществе создаются фонды поддержки экспорта, пересматриваются положения о квотах и таможенных платежах, выделяются специализированные кредиты.

Весьма существенную роль в проведении общей аграрной политики играет механизм гарантированных цен. Речь идет о том, что ежегодно в Сообществе утверждаются так называемые базовые (расчетные, примерные) цены на сельскохозяйственную продукцию, при этом отдельно на каждый вид продукции. В основу принимаемых решений кладутся прогнозы, говорящие об оптовых ценах, ожидаемых в конце сельскохозяйственного года.

Механизм гарантированных цен начинает действовать тогда, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию опускаются ниже определенного уровня. Тогда Сообщество может покупать затронутую продукцию, используя различные агентства, и складировать ее. Фермеры, таким образом, получают интервенционную цену за вычетом расходов на транспортировку продукции доинтервенционных центров, а также иных подобных издержек. Механизм, следовательно, нацелен на то, чтобы гарантировать фермерам определенную оплату за определенную сельскохозяйственную продукцию.

В последние годы в аграрной политике появились свои трудности, связанные как с ее растущей неэффективностью, так и с финансовым бременем этой политики. Дефицит сельскохозяйственной продукции, характерный для 50-х годов и отчасти для 60-х годов, сменился ее перепроизводством. Даже установленные квоты сельскохозяйственного производства не предотвратили затоваривания, особенно мясной и молочной продукцией. Нелегко было сохранить баланс аграрных рынков. Тем не менее сообщества продолжали проводить политику строгого регулирования, соблюдения бюджетной дисциплины. Структурный фонд стал развиваться таким образом, чтобы сельское хозяйство государств – членов ЕЭС постепенно адаптировалось к новым условиям и одновременно решались задачи подъема сельских территорий. Вместе с тем все чаще высказывались предложения о проведении серьезной реформы аграрной политики.

Ее главными целями назывались: 1) создание условий для того, чтобы фермеры были оснащены современной технологией сельскохозяйственного производства, повысилась бы их конкурентоспособность и выросли доходы; 2) пересмотр существовавшей системы дотаций фермерам, что позволило бы обеспечить действенный контроль за производством, стабилизацию рынка и гарантировало бы необходимый доход; 3) обеспечение растущей поддержки малоинтенсивного производства и усиление внимания к охране окружающей среды.