logo search
2014_2015 / 1

4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия).

В соответствии с п. 72 Стратегии одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.

В п. 78 Стратегии решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

- формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;

- развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;

- обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

В п. 87 Стратегии указано, что состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации существенное значение имеют Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 1 ноября 2013 г. № Пр-2573 (далее – Основы), в п. 1 которых отмечено, что химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.

В п. 3 Основ установлено, что основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе, являются:

а) широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможность ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ;

б) преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров (антропозоонозы, инфекции отдаленных биологических видов), увеличение риска возникновения новых инфекций, вызываемых ранее неизвестными патогенами, завоза редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекций, возникновения опасных и особо опасных инфекций, в том числе природно-очаговых, спонтанных и «возвращающихся», а также их распространение среди населения, животных и растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии); распространение антимикробной резистентности, возрастание эпидемиологического значения условно-патогенных микроорганизмов и увеличение частоты заболеваемости инфекциями, проявляющимися у лиц с иммунодефицитными состояниями любой природы, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; возникновение биологических катастроф вследствие аварий и (или) диверсий на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами, природных катастроф, приводящих к росту инфекционной заболеваемости; возрастание рисков, связанных с противоправным использованием биотехнологий двойного назначения и биологическим терроризмом во всех его проявлениях, опасной техногенной деятельностью, в том числе активным использованием генно-инженерных технологий.

Целью государственной политики является последовательное снижение до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду (п. 8 Основ).

Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) приоритетное право человека при обеспечении химической и биологической безопасности на охрану его жизни и здоровья;

б) возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в) совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в решении глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими и биологическими угрозами;

г) соблюдение законодательства Российской Федерации, а также принятых Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами в области обеспечения химической и биологической безопасности, в которых участвует Российская Федерация;

д) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления при обеспечении химической и биологической безопасности;

е) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения химической и биологической безопасности;

ж) рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства;

з) приоритетное обеспечение защищенности критически важных химических и биологических объектов производственной инфраструктуры и социальной сферы;

и) соответствие задач и мер государственного регулирования уровню воздействия опасных химических и биологических факторов, а также обеспечение системного подхода при реализации мероприятий, направленных на предотвращение или снижение воздействия указанных факторов;

к) доступность информации и повышение осведомленности населения Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности (п. 9 Основ).

К приоритетным направлениям государственной политики относятся:

а) выявление, анализ, прогнозирование, внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов (далее - мониторинг химических и биологических рисков);

б) совершенствование нормативного правового регулирования и государственного управления;

в) развитие ресурсного обеспечения функциональных элементов национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации;

г) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия химических и биологических факторов, повышению защищенности населения и окружающей среды, а также оценка эффективности указанных мероприятий (п. 10 Основ).

Основными задачами государственной политики при осуществлении мониторинга химических и биологических рисков являются:

а) комплексный анализ ситуации, выявление новых химических и биологических угроз и прогнозирование их возможных последствий;

б) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ и смесей, а также международной классификации биологических агентов по уровню биологической опасности;

в) разработка современных методов индикации химических веществ и биологических агентов в объектах окружающей среды и биологических средах;

г) разработка современных методов идентификации химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;

д) всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся и поступающих в обращение на территории Российской Федерации, принятие программы проведения исследований химических веществ и смесей, их оценки и регистрации;

е) ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа национальных коллекций патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических), для принятия решения о необходимости их сохранения и защиты от несанкционированного доступа;

ж) осуществление генетической паспортизации населения и формирование генетического профиля Российской Федерации;

з) создание Национального банка сывороток крови и разработка информационно-аналитической системы на основе сероэпидемиологического мониторинга и оценки популяционного иммунитета к актуальным инфекционным болезням (иммуноструктуры), связанным с биологическими угрозами, среди различных групп населения и на отдельных территориях Российской Федерации;

и) разработка гигиенических нормативов содержания химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в объектах окружающей среды и биологических средах организма человека, в том числе по критериям риска;

к) совершенствование методов оценки безопасности вновь создаваемых видов продукции, в том числе полученной с использованием генно-модифицированных организмов, синтетической биологии и нанотехнологий;

л) создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных химически опасных загрязнителей, а также разработка методик проведения их анализа;

м) организация наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек, а также за содержанием взвешенных частиц (РМ10, РМ2,5), стойких органических загрязняющих веществ в компонентах и объектах окружающей среды;

н) проведение на территории Российской Федерации мониторинга химических и биологических рисков;

о) научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение оценки рисков для населения и окружающей среды, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов, а также страхование рисков, связанных с эксплуатацией объектов и использованием территорий, представляющих химическую и биологическую опасность;

п) категорирование и классификация объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, с учетом данных о свойствах химических веществ и биологических агентов, о заболеваемости населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды болезней, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о параметрах среды обитания, в том числе качества атмосферного воздуха, питьевой воды и поверхностных водных источников, степени загрязнения почв;

р) создание региональных карт размещения химически опасных отходов и биологически опасных захоронений;

с) формирование и ведение федерального реестра скотомогильников, биотермических ям, предприятий по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов;

т) обеспечение производственного контроля и государственного надзора за обращением и удалением отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, включая полихлорбифенилы;

у) проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших опасные химические вещества, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; создание региональных баз данных о надежности функционирования химически опасных объектов на территории субъектов Российской Федерации в рамках государственной информационной системы обеспечения химической и биологической безопасности;

ф) подготовка медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены химически и биологически опасные объекты;

х) обследование объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность (источников химической и биологической опасности), и разработка технико-экономических обоснований работ по их ликвидации или снижению уровня риска негативного воздействия;

ц) анализ угрозы применения против Российской Федерации в террористических целях опасных биологических агентов и химических веществ, в том числе созданных на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии, органической и неорганической химии и в других смежных областях, для разработки мер противодействия и минимизации возможных негативных последствий;

ч) анализ технологий двойного назначения и новых зарубежных образцов вооружения, полученных с использованием химических веществ и биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений, в которых принимает участие Российская Федерация;

ш) создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

щ) обоснование адекватных мер государственного регулирования по результатам оценки рисков для населения и окружающей среды, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов (п. 11 Основ).

Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 791 утверждена федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)».