1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
Современное международное право, основываясь на принципах Устава ООН, содержит нормы, регулирующие неблагоприятные последствия, возникающие для государства в случае определенного его поведения. Если такое поведение нарушает нормы международного права, последствия, наступающие для государства, называют международной ответственностью. Этот подход получил свое распространение в теории, его можно проследить в работах Г.И. Тункина, И.И. Лукашука, Н.А. Ушакова, а также ряда зарубежных авторов: Я. Броунли, А. Фердросса, Д. Анцилотти, Ч. Хайда и других.
Таким образом, чаще всего международную ответственность связывают с нарушением норм права – в первую очередь, норм международного права. Однако существует и более широкий подход, когда международная ответственность – следствие нарушения, пренебрежения обязанностями со стороны субъекта международного права.
На сегодняшний день можно с уверенностью отметить, что любое поведение субъекта международного права, значимое для мирового сообщества, влечет какие-либо правовые последствия – благоприятные или неблагоприятные для этого субъекта. Неблагоприятность этих последствий означает возложение на него дополнительной обязанности, претерпевание лишений «личного» или имущественного характера.
Если мы обратимся к последним результатам деятельности международных организаций по разработке норм об ответственности, то увидим следующее. Проекты статей об ответственности государства за международно-противоправные деяние и об ответственности международных организаций, разработанные Комиссией международного права ООН, в число таких последствий включает:
- сохранение обязательств, нарушение которых повлекло международную ответственность;
- прекращение и неповторение противоправного поведения в будущем;
- возмещение материального и морального вреда.
Иногда в международной ответственности видят даже новый принцип современного международного права, например, И.И. Лукашук. В свою очередь сама ответственность базируется на принципе добросовестного выполнения международных обязательств. Проанализировав содержание этих принципов в совокупности, можно сделать вывод о том, что субъекты международного права, ведущие свою деятельность в международных или внутригосударственных отношениях, должны сообразовывать ее с интересами иных субъектов международного права. Поэтому любое причинение вреда имущественной или политической сфере другого субъекта не может не вызывать неодобрение со стороны государств и мирового сообщества, в целом. А, следовательно, такое поведение может повлечь неблагоприятные для субъекта последствия.
Признавая, что международная ответственность, безусловно, является последствием определенного поведения государства (правомерного или противоправного), необходимо выделить ее особенности, отличающие от иных последствий. И в данном случае следует отметить, что вопрос о содержании и юридической природе международной ответственности остается дискуссионным в теории.
Существуют различные подходы к определению международной ответственности, однако большинство ученых видят в международной ответственности правоотношение или комплекс правоотношений, возникающих между потерпевшим государством и правонарушителем (например, В.А. Мазов, И.И. Лукашук, Э.Х. де Аречага, П-М. Дюпюи).
Не вызывает сомнений, что международная ответственность, с точки зрения права, может существовать только в форме правоотношений. Поскольку отношения по поводу возложения и несения международной ответственности являются значимыми для мирового сообщества, то, в целом, они подвергаются правовому регулированию.
Очевидно, что в содержании данных международных отношений должно присутствовать что-то, отличающее их от массы иных правоотношений. Обычно их называют производными, или вторичными, а также охранительными. Охранительный характер отношений показывает, что они служат для обеспечения нормального функционирования иных, не охранительных, отношений.
Можно сделать вывод о том, что международная ответственность порождает такое изменение международных отношений, при котором наряду с уже существующими обязательствами субъекта международного права возникают и другие, направленные на восстановление первоначального положения в той степени, в какой это возможно.
За счет чего обеспечивается действие таких охранительных норм? Развивая далее концепцию международной ответственности как правоотношения, ее реализацию исследователи видят во взаимодействии, в первую очередь, участников этих отношений, например, потерпевшего субъекта и причинителя вреда. Это взаимодействие основывается на наделении потерпевшего правом и возложении на причинителя вреда корреспондирующей этому праву обязанности.
Таким образом, в международном праве существуют два типа норм и два типа соответствующих им отношений: первичные и вторичные (охранительные). Первый тип опосредует нормальное, приветствуемое мировым сообществом поведение государства. Правомерное или неправомерное поведение государства, выходящее за рамки нормального развития отношений, которое приветствуется международным правом, влечет неблагоприятные для государства последствия, реализуемые в форме «вторичных», или охранительных правоотношений, возникающих, в частности, между потерпевшим и правонарушителем. Каждый из них в этом правоотношении имеет свои права и обязанности, корреспондирующие друг другу. Такое понимание соответствует подходу Комиссии международного права ООН. Еще одной особенностью этих отношений можно назвать то, что охранительные отношения не изменяют «первичных», действуют субсидиарно и прекращаются как только обязанность ответственным субъектом исполнена.
Необходимо отметить, что в теории международного права (например, В.А. Василенко) предлагалось понимать ответственность в двух смыслах: как перспективную (позитивную) и как ретроспективную (негативную). При этом позитивная ответственность понимается как некое должное поведение государства, которое также как и негативная ответственность (неблагоприятные последствия определенного поведения) обеспечивает функционирование международного правопорядка. По существу такое поведение устанавливается не нормами об ответственности, а тем, что мы назвали «первичными» нормами, и представляет собой нормальные, должным образом развивающиеся международные отношения. В этом смысле ответственное поведение государства состоит в следовании нормам международного права.
Подобное понимание ответственности, как видно, не только существенно отличается от негативной ответственности, но и не имеет с ней ничего общего. Можно предположить, что попытки рассматривать международную ответственность как позитивную связаны с различным употреблением термина «ответственность», в том числе и в международных документах. Так, например, Устав ООН предусматривает, что постоянные члены Совета Безопасности несут повышенную ответственность за международный мир и безопасность. В Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 55/33 «Всеобщее и полное разоружение», принятой 20 ноября 2000 г., отмечается важность расширения зон, свободных от ядерного оружия, подчеркивается ответственность государств, обладающих ядерным оружием. Кроме того, в пункте о сокращении обычных вооружений отмечается ответственность в этом вопросе государств, обладающих крупным военным потенциалом. В Декларации по случаю пятидесятилетия ООН, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 50/6 от 24 октября 1995 г. отмечается, что за свое собственное развитие несет ответственность каждая страна сама, государства-участники ООН берут на себя ответственность в вопросе реформирования системы ООН. Иногда упоминается и ответственность всего мирового сообщества. Так, в «Декларации и программе действий форума тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 26 мая 2000 г. предусмотрено, что международное сообщество, включая гражданское общество, правительства и ООН, несет ответственность за быстрое прекращение любого геноцида, военных преступлений или любых массовых нарушений прав человека.
Учитывая, что наряду с таким употреблением термина «ответственность» существует и другое, при котором подразумевается именно юридическая ответственность (Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 14.06.1992 г.; Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 1962 (XVIII) 13 декабря 1963 г. и др.), можно сделать следующий вывод. Позитивная ответственность не имеет юридического содержания, а упоминание об ответственности в этом смысле лишь указывает на особые цели, стремления или положение государства в мировом сообществе. Позитивная ответственность имеет скорее политическое содержание, раскрыть которое юридическими нормами не представляется возможным. Думается, именно по этой причине концепция позитивной международной ответственности не получила распространения в науке международного права и сейчас не развивается. Следовательно, любая международная ответственность понимается в настоящее время как негативная.
В науке международного права нет единого мнения и том месте в системе международного права, которое международная ответственность занимает. Так, ее определяют как институт (Н.А. Ушаков, М.Ю. Колосов) или отрасль (И.И. Лукашук, В.А. Мазов). Однако пока не завершена работа Комиссии международного права ООН в этой сфере говорить о превращении международной ответственности в отрасль международного права преждевременно. Также следует обратить внимание на то, что нормы об ответственности находят свою конкретизацию в отдельных отраслях международного права: морском, воздушном, космическом, атомном праве и других.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).