5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
В соответствии с директивами Европейского союза в государствах - членах ЕС появились три формы европейских корпораций, пока, впрочем, не получившие широкого распространения.
Европейское акционерное общество (называемое также европейским обществом - Societas Europaea, SEилиEuropean Company) было введено Постановлением Совета ЕС от 8 октября 2001 г. N 2157/2001. Целью его введения были унификация европейских концерновых структур (т.е. взаимосвязанных материнских и дочерних компаний) и устранение в них излишних звеньев. Поэтому создание европейского общества возможно только на базе имущества минимум двух уже существующих акционерных обществ, находящихся в двух разных странах Евросоюза, путем учреждения их материнской или дочерней корпорации (либо преобразования в эту организационно-правовую форму дочернего акционерного общества, созданного материнской компанией в иной стране ЕС).
Принято считать, что такое акционерное общество представляет собой наднациональную форму корпорации, дополняющую перечень корпоративных форм, закрепленных отдельными правопорядками. Его статус в основном совпадает с традиционной западноевропейской моделью акционерного общества, отличаясь главным образом возможностью установления по выбору учредителей либо дуалистической (германской) модели управления названными корпорациями (наблюдательный совет - правление), либо монистической (англо-французской) модели (в которой наблюдательный совет отсутствует). Минимальный уставный капитал такой компании составляет 120 тыс. евро. Общее количество фактически созданных в отдельных государствах Евросоюза европейских обществ крайне невелико и исчисляется единицами. Так, в Великобритании на начало 2011 г. было зарегистрировано всего 23 таких компании <1>.
--------------------------------
<1> Triebel V., Illmer M., Ringe W.-G., Vogenauer S., Ziegler K. Englisches Handels- und Wirtschaftsrecht. 3. Aufl. Frankfurt a. / M., 2012. S. 196.
Аналогичной особенностью выбора между дуалистической и монистической системами управления обладает и европейский кооператив (называемый также европейским кооперативным обществом -Societas Communitas Europaea, SCE).Создание таких корпораций предусмотрено Постановлением Совета ЕС от 22 июля 2003 г. N 1435/2003. Такой кооператив вправе создать не менее пяти физических лиц, имеющих место жительства минимум в двух странах - членах Евросоюза, и (или) минимум два юридических лица, подчиняющихся правопорядкам минимум двух стран - членов ЕС. Его минимальный уставный капитал (точнее - минимальная общая стоимость долей) составляет 30 тыс. евро. Каждый участник кооператива имеет лишь один голос на его общем собрании, однако может иметь несколько долей в его уставном капитале, причем на разные доли может начисляться разная (непропорциональная) часть прибыли кооператива. Для кооперативов с преобладающим участием физических лиц установлена обязанность членов лично участвовать в их деятельности. При этом членство в таком кооперативе свободно передаваемо и отчуждаемо в любое время. Но в целом эта форма корпорации почти не имеет практического значения и в некоторых государствах Евросоюза (например, в Австрии) полностью отсутствует. В значительной мере это связано с малой востребованностью организационно-правовой формы кооператива в современных условиях.
Кроме того, по поручению Европейского парламента комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынкаCharles McCreevyеще 25 июня 2008 г. представил на рассмотрение Комиссии ЕС проект директивы о создании европейской частной компании (Societas Privata Europaea, SPE,илиPrivatgesellschaft, EPG),который с некоторыми поправками был одобрен и даже предложен к введению в действие с 1 июля 2010 г. В ее основу формально была положена юридическая конструкция общества с ограниченной ответственностью. Эта модель предназначена для облегчения деятельности мелких и средних предпринимателей в разных государствах - участниках Евросоюза, получающих возможность создать такую корпорацию на основе единого типового устава.
Главной особенностью статуса такой корпорации является наличие в ней минимального уставного капитала в 1 евро и переход к англо-американской системе проверки состоятельности на основе баланса(Bilanztest).В соответствии с этим любое распределение имущества европейского частного общества допускается, если после этого стоимость оставшегося имущества будет покрывать все его обязательства. Кроме того, структура управления такой корпорацией может достаточно свободно определяться ее уставом ("принцип автономии устава" -Satzungsautonomie), в частности, не требуется обязательное создание надзорного органа (наблюдательного совета). Все это очевидно напоминает англо-американскую модель частной компании, что вызвало многочисленные дискуссии относительно целесообразности ее прямого заимствования.
Вместе с тем с целью сгладить наиболее спорные из названных решений проектом Комиссии ЕС одновременно предлагалось законодательно закрепить минимальный перечень вопросов, для решения которых в любом случае необходимо согласие (решение) всех участников общества, причем некоторые из них (например, об изменении устава) должны решаться квалифицированным большинством (не менее 2/3) участников. Отдельным участникам такого общества предоставлялось широкое право на информацию, а меньшинство, составляющее не менее 5% всех участников, получало право предлагать вопросы для решения органов общества и требовать в судебном порядке проведения независимого аудита. В целом, однако, эта модель вызвала к себе весьма критическое отношение в большинстве государств Евросоюза и многочисленные споры по большинству основных положений проекта, в результате которых она пока не получила необходимого одобрения и формально остается непринятой.
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации