logo search
2014_2015 / 1

4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области санитарной охраны территории РФ обозначены требованиями п. 4 статьи 28 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и включают в себя, в том числе санитарно-карантинный контроль, который включает в себя проведение следующих мероприятий:

- организация и проведение мероприятий по защите на Государственной границе интересов личности, общества и государства;

- издание в пределах своей компетенции нормативных актов, обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;

- контроль соблюдения предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;

- создание в необходимых случаях в пунктах пропуска через Государственную границу контрольных органов (пунктов) и организация их работы, установление средств и методов контроля;

- взаимодействие друг с другом и содействие пограничным органам в защите Государственной границы;

- сотрудничество в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.

Из всех видов пунктов пропуска через государственную границу, самым значимым, с эпидемиологической точки зрения, является, безусловно, воздушный пункт пропуска.

Эпидемиологическая значимость его обеспечивается:

- коротким интервалом времени межгосударственного и даже межконтинентального сообщения;

- значительным пассажиропотоком;

- конструктивными особенностями воздушных транспортных средств, способствующих реализации механизмов развития эпидемического процесса.

Использование системного подхода к осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска является необходимой мерой для наиболее эффективного исполнения государственной функции. При этом элементами системы являются следующие составляющие:

- организационные мероприятия;

- непосредственно санитарно-карантинный контроль;

- контрольно-надзорные мероприятия в пункте пропуска.

Организационные мероприятия в свою очередь, можно разделить на:

- регулярные организационные мероприятия подготовительного периода;

- экстренные организационные мероприятия.

Под организационными мероприятиями подготовительного периода следует понимать комплекс мероприятий проводимых на основе ежегодного плана организационных мероприятий. Мероприятия по предупреждению заноса и распространения болезней на территорию Российской Федерации проводят в соответствии с комплексными планами противоэпидемических мероприятий. Комплексный план должен содержать следующие разделы:

  1. Организационные мероприятия.

  2. Подготовка кадров.

  3. Профилактические мероприятия.

  4. Противоэпидемические мероприятия.

Ведущее место среди мероприятий подготовительного периода занимает обучение летного состава. На занятиях освещаются сигнальные симптомы инфекционных заболеваний и действия экипажа воздушного судна при выявлении на борту подозрительного на инфекционное заболевание. Целесообразно проведение ежегодных семинаров с представительствами авиакомпаний (в том числе зарубежных) на предмет возможного применения медико-санитарных мер и содействия представительств в данных мероприятиях. Кроме того, эффективными мероприятиями, но только при неформальном подходе, являются тренировочные учения в пункте пропуска и ежегодное вынесение на координационное совещание вопроса о согласовании откорректированного оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий. Коллективное обсуждение позиций плана способствует выявлению его острых моментов с точки зрения межведомственного взаимодействия и формирует настороженность государственных контролирующих органов в отношении инфекционных заболеваний.

Экстренные организационные мероприятия – комплекс мероприятий проводимых при появлении рисков для санитарно-эпидемиологического благополучия в одной или нескольких стран, имеющих регулярные или нерегулярные транспортные связи, в том числе и трансферного характера, с данным пунктом пропуска. Масштабность их зависит от эффективности проведенных ранее плановых организационных мероприятий и преследует основную цель формирования настороженности у всех участников транспортного процесса.

При установленном руководящими документами алгоритме проведения непосредственно санитарно-карантинного контроля воздушных судов, вопросами, требующими обязательного предварительного обсуждения с закреплением результатов его в оперативный план и еще лучше в технологическую схему, являются вопросы осуществления паспортного контроля больного и таможенного контроля его багажа. Законодательство не позволяет переход через пограничную и таможенные зоны контроля без прохождения формальностей. В связи с этим, единственным возможным компромиссом, удовлетворяющим эпидемиологические, пограничные и таможенные нормы, является закрепленная в плане и технологии возможность проведения паспортного и таможенного контроля на борту воздушного судна или в изоляторе. При этом специалисты всех служб обеспечиваются защитной одеждой и средствами неспецифической профилактики.

Контрольно-надзорные мероприятия в пункте пропуска являются третьей составляющей системы санитарно-карантинных мероприятий, обеспечивающей предупреждение развитие эпидпроцесса. Эпидемиологически значимым в пункте пропуска является контроль за водоснабжением и удалением отходов с транспортных средств, бортовым питанием, санитарным состоянием территории пункта пропуска, его зданий и сооружений, акарицидной и дератизационной обработкой территории пункта пропуска и вакцинацией лиц.

Таким образом, еще раз необходимо подчеркнуть, что эффективности в осуществлении санитарно-карантинного контроля можно достичь только при использовании системного подхода к проводимым мероприятиям.

Мероприятия по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации деталь разработаны в санитарно-эпидемиологических правилах «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318–08» (далее – СП 3.4.2318–08), отдельные положения которых следует рассмотреть детально.

В п. 2.1 СП 3.4.2318–08 указано, что санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).

На основании п. 2.2 СП 3.4.2318–08 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Координатором по Международным медико-санитарным правилам (2005 г.) - далее ММСП (2005 г.) в Российской Федерации и осуществляет связь с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое является для Российской Федерации Координатором ВОЗ по ММСП (2005 г.), для взаимного обмена экстренной информацией, касающейся Чрезвычайных ситуаций и применения ММСП (2005 г.) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2.3 СП 3.4.2318–08 в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В разделе III СП 3.4.2318–08 речь идет об информационном обеспечении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случае обращения к ним лиц с жалобами на состояние здоровья, немедленно информируют должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль (п. 3.1).

При выявлении случая Болезни (подозрения на нее, носительство возбудителя) лечебно-профилактическая организация независимо от формы собственности направляет внеочередное донесение о возникновении Чрезвычайной ситуации в течение 2 часов после установления факта Чрезвычайной ситуации в органы и учреждения Роспотребнадзора (Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в противочумное учреждение) – (п. 3.2).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает в течение 24 часов информирование Контактного пункта ВОЗ по ММСП (2005 г.), а по запросам – дипломатических миссий и консульств иностранных государств на территории Российской Федерации, о возникновении Чрезвычайных ситуаций, связь с Контактным пунктом ВОЗ по ММСП (2005 г.) осуществляется в круглосуточном режиме (п. 3.3).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает в установленном порядке оперативное информирование органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов управления здравоохранением:

- об изменениях эпидемической обстановки по Болезням за рубежом и в Российской Федерации;

- о странах, имеющих зараженные районы;

- о Чрезвычайных ситуациях эпидемического характера за рубежом и в Российской Федерации, а также о событиях санитарно-гигиенического порядка, представляющих угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, имеющих международное значение (п. 3.4).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит список эпидемически неблагополучных стран, рекомендованный ВОЗ, и перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения профилактических прививок или приема профилактических средств (противомалярийных препаратов) до всех заинтересованных ведомств, обеспечивающих поездки за рубеж (п. 3.5).

При информировании лиц, совершающих поездку за рубеж, управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органы управления здравоохранением, авиакомпании, турагентства обращают внимание на риски для здоровья по маршруту следования, связанные с Болезнями, и меры профилактики (п. 3.6).

В разделе V СП 3.4.2318–08 установлены требования по предупреждению заноса и распространения Болезней.

При выявлении больного (подозрительного) Болезнью на морском судне в рейсе проводят следующие мероприятия:

- изоляцию до прибытия в ближайший пункт назначения, где имеются условия для его госпитализации и лечения; место изоляции должно быть недоступно для комаров;

- до начала лечения осуществляют забор биологического материала у больного;

- лиц, бывших в тесном контакте с больным, изолируют в каютах или других помещениях; за всеми лицами, общавшимися с больным, устанавливают медицинское наблюдение; по эпидемиологическим показаниям лицам, общавшимся с больными, проводят экстренную профилактику;

- на судне проводят дезинфекцию, а при обнаружении грызунов или насекомых-переносчиков - дератизацию и дезинсекцию; обнаруженных павших грызунов сохраняют в соответствии с нормативными документами для бактериологического исследования (п. 5.1).

При выявлении больного на грузовом судне член экипажа, ответственный за медицинское обеспечение, принимает меры по изоляции больного, оказывает ему первую помощь и обеспечивает наблюдение за лицами, общавшимися с ним (п. 5.2).

При обнаружении больного в самолете, автобусе, железнодорожном вагоне принимают меры для его временной изоляции в свободном отсеке или на заднем сиденье самолета, салона автобуса, в купе поезда до прибытия в ближайший пункт назначения по пути следования, где есть условия для его госпитализации и лечения; за лицами, общавшимися с больным, устанавливают медицинское наблюдение во время рейса и далее по месту их жительства до окончания инкубационного периода (п. 5.3).

Иностранные граждане, подозрительные на заболевание Болезнью, отказавшиеся от госпитализации, подлежат временному помещению в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса об их возвращении в страну выезда (п. 5.4).

По прибытии транспортного средства на территорию Российской Федерации, на котором имеются больные (подозрительные) Болезнью, павшие грызуны, проводят следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:

- срочно информируют управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, администрацию пункта пропуска и другие службы в соответствии со схемой оповещения;

- отводят транспортное средство по решению администрации пункта пропуска к санитарному причалу, на санитарную стоянку, санитарную площадку, в санитарный тупик;

- приостанавливают выход членов экипажа, высадку пассажиров, выгрузку багажа, грузов;

- приостанавливают проведение пограничного, таможенного и других видов государственного контроля;

- обеспечивают охрану транспортного средства и находящихся на нем лиц до окончания проведения противоэпидемических мероприятий;

- временно помещают больного (подозрительного) Болезнью в медицинский изолятор или в специально приспособленное помещение с последующей госпитализацией в лечебно-профилактическое учреждение на срок, необходимый для исключения диагноза болезни, а при его подтверждении - до полного излечения больного;

- осуществляют медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) в течение инкубационного периода Болезни с момента прибытия или изоляции их и назначения экстренной профилактики по эпидемиологическим показаниям; изоляция и наблюдение могут быть отменены в случае снятия диагноза;

- проводят эпидемиологическое расследование с целью установления причин и условий возникновения эпидемического очага Болезни, а также выявления лиц, контактировавших с больными и (или) подозрительными на заболевание (заражение);

- забирают биологический материал от больных (подозрительных на заболевание, заражение) для проведения лабораторных исследований;

- анкетируют контактировавших с больными лиц с последующей эвакуацией с транспортного средства во временный изолятор;

- забирают биологический материал от лиц, контактировавших с больными (по показаниям);

- проводят дезинфекцию (дезинсекцию, дератизацию) – (п. 5.5).

Лица, подлежащие медицинскому наблюдению, могут продолжить поездку, если они не представляют реального риска для здоровья населения; эти лица сообщают должностному лицу, осуществляющему санитарно-карантинный контроль, маршрут своего следования, адрес постоянного или временного места жительства в течение всего инкубационного периода Болезни, в случае отсутствия адреса - название командировавшей или принимающей организации; информацию доводят до учреждения здравоохранения по маршруту следования (п. 5.6).

Дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию проводят по предписанию должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, организации дезинфекционного профиля (п. 5.7).

Дератизацию морских, речных судов проводят при пустых трюмах, кроме случаев, когда невозможна разгрузка; на морских, речных судах, заполненных балластом, дератизацию проводят до погрузки (п. 5.8).

Заключительную дезинфекцию (дезинсекцию, дератизацию) транспортного средства, грузов, багажа, в том числе постельных принадлежностей, проводят после их выгрузки на перрон в зоне санитарной стоянки, санитарного причала, санитарной площадки, санитарного тупика (п. 5.9).

Дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию и другие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят таким образом, чтобы избежать причинения вреда или создания дискомфорта для лиц, или же нанесение ущерба окружающей среде, который может оказать воздействие на здоровье населения, или ущерба для багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров и почтовых посылок (п. 5.10).

После завершения дезинфекции, дезинсекции, дератизации должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, делает отметку в международных медико-санитарных документах транспортного средства (п. 5.11).

По окончании проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, разрешает начать посадку пассажиров, погрузку грузов, багажа, запасов в аэропорту, морском (речном) порту, на автовокзале, железнодорожном вокзале на транспортное средство (п. 5.12).

На транспортном средстве, заходящем в порты эндемичных по малярии стран, обеспечивают:

- проведение экипажу химиопрофилактики до и во время рейса;

- информирование пассажиров о правилах и схемах химиопрофилактики в портах захода;

- запись в индивидуальных картах членов экипажа (бригад) о сроках пребывания в эндемичных районах и применяемой химиопрофилактике (препарат, доза, регулярность и продолжительность приема);

- применение экипажами и пассажирами репеллентов во время стоянки судна (самолета) в порту (аэропорту), где имеется риск заражения малярией (п. 5.13).

Противоэпидемические мероприятия при выявлении случая смерти на транспортном средстве больного от инфекционной (паразитарной) болезни, прибывшем на территорию Российской Федерации, включают:

- снятие и транспортирование трупа эвакуационной бригадой в морг инфекционного стационара, предусмотренного для вскрытия больных особо опасными инфекционными болезнями, с соблюдением требований биологической безопасности;

- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как и при наличии больного (п. 5.14).

В разделе VII СП 3.4.2318–08 установлены требования к проведению мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и массовых неинфекционных болезней (отравлений) на всей территории Российской Федерации.

Органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации взаимодействуют c соответствующими органами исполнительной власти на территориальном, региональном и федеральном уровнях (п. 7.1).

Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации носят межведомственный характер, разрабатываются органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами управления здравоохранением административных территорий, включаются в комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории и утверждаются 1 раз в 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п. 7.2).

В комплексных планах предусматривают проведение санитарно-профилактических мероприятий в благополучный период и период угрозы и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая ограничительные мероприятия (карантин), по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов Болезней; в комплексных планах предусматривают развертывание в эпидемическом очаге при необходимости противоэпидемической, лабораторной, госпитальной, профилактической служб, а также мероприятий по ликвидации последствий контаминации объектов окружающей среды (п. 7.3).

Санитарную охрану территории Российской Федерации осуществляют в рамках единой системы готовности к Чрезвычайным ситуациям, диагностики, мониторинга и контроля возбудителей особо опасных, зоонозных, природно-очаговых инфекционных болезней, массовых неинфекционных болезней (отравлений) при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического мониторинга, контроля контаминаций окружающей среды (п. 7.4).

При выявлении и ликвидации последствий Чрезвычайной ситуации используется лабораторная база учреждений Роспотребнадзора, противочумных учреждений, при необходимости возможно привлечение лабораторной базы других ведомств (п. 7.5).

Структура готовности органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздравнадзора в рамках санитарной охраны территории Российской Федерации определяется оперативными планами, в которых предусматривают на всех этапах функционирования формирование настороженности медицинского персонала в отношении Чрезвычайных ситуаций, порядок их выявления на основе клинико-эпидемиологических признаков, введение схемы оповещения, проведение первичных противоэпидемических мероприятий, взятие материала от больных (умерших) и из объектов окружающей среды с использованием медицинского комплекта – универсальной укладки для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни (п. 7.6).

Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации обеспечивают иммунопрофилактику лиц, совершающих международные поездки, с выдачей Международного свидетельства о вакцинации или профилактике; вакцинацию, меры профилактики проводят только с согласия лица (его опекуна), предварительно информированного о рисках для здоровья, связанного с поездкой, а также с вакцинацией или профилактикой (п. 7.7).

Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации организуют и обеспечивают постоянную готовность лечебно-профилактических учреждений к проведению мероприятий в случае возникновения Чрезвычайной ситуации (п. 7.8).

Лечебно-профилактические организации осуществляют:

- выявление больных с симптомами Болезней на всех этапах оказания медицинской помощи населению и, прежде всего, среди лиц, прибывших из стран, неблагополучных по Болезням;

- госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого больного Болезнью;

- выявление, изоляцию (при необходимости), обследование, медицинское наблюдение и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;

- провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными симптомами Болезней в эпидемическом очаге и медицинское наблюдение за лицами, контактировавшими с ними, в течение инкубационного периода Болезни;

- профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного распространения Болезней;

- патологоанатомическое вскрытие умерших в установленном порядке от болезней неясной этиологии, подозрительных на особо опасную инфекционную болезнь, с целью установления диагноза и взятия материала для лабораторного исследования; вскрытие, взятие материала, его транспортирование и исследование проводят в установленном порядке с соблюдением требований биологической безопасности;

- вскрытие умерших от контагиозных вирусных геморрагических лихорадок и взятие материала от них не производят (п. 7.9).

Органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют:

- санитарно-эпидемиологическое обследование эпидемического очага Болезни;

- выявление и учет лиц, контактировавших с больными;

- своевременное проведение комплекса санитарно-противоэпидемич-еских (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага Болезни;

- организацию и контроль проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге в соответствии с эпидемиологическими показаниями (п. 7.10).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводят в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории cоответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний (п. 7.11).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 7.12).