3. Стадии заключения договоров.
Заключение международного договора – это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит в согласовании воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора. Поскольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более широком смысле «заключение» означает совокупность процедур с применением различных документов, посредством которых обосновывается существование международных договоров.
Венская конвенция 1969 г. не дает определения термина «заключение» международного договора. Однако в разделе 1 части 2 Конвенции содержатся следующие статьи:
- полномочия;
- принятие текста;
- установление его аутентичности;
- согласие на обязательность договора (подписание, обмен документами, ратификация или иное одобрение, обмен ратификационными грамотами и т.п.).
Заключение международных договоров включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий:
- составление и принятие текста договора. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего большинством в две трети участников конференции. Принятие теста не налагает на участников юридических обязательств;
- установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания «ad referendum» или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст;
- согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.
В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных грамот. Также в теории международного права к заключению относят и вступление договора в силу.
В зависимости от формы и предварительной договоренности при заключении договор может проходить не все стадии заключения. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму выражения согласия. Это две основные стадии, которые могут быть разделены на отдельные подстадии. По этой причине в заключении договора можно выделить следующие стадии:
1) установление полномочий лиц;
2) выработка и принятие окончательного текста;
3) установление аутентичности этого текста;
4) выражение согласия на обязательность договора.
Принятие текста договора. Установление аутентичности текста договоров.
Составление согласованного теста международного договора относится к первой обязательной стадии его заключения. На этой стадии государства вырабатывают текст договора самостоятельно и согласовывают его на переговорах и консультациях либо дают поручение органу международной организации или конференции подготовить текст.
Основным методом подготовки согласованного текста международного договора являются переговоры между договаривающимися сторонами. На практике встречаются три формы переговоров: дипломатические каналы, международные конференции полномочных представителей, и международные организации.
Как правило, тексты международных договоров разрабатываются на переговорах, которые ведутся уполномоченными лицами государств (и международных организаций). В случае если такие переговоры ведутся в рамках международной организации, то они проводятся в установленных органах этих организаций или в специально созданных для этих целей комитетов по переговорам.
После того как текст разработан, стороны договора должны выразить свое согласие на его принятие. Принятие текста международного договора выражается в особой процедуре голосования, посредством которой уполномоченные представители высказывают свое согласие с формулировками текста договора. Форма выражения согласия устанавливается по соглашению сторон, например, регламентом международной конференции.
В основном тесты международных договоров принимаются либо единогласно (в случаях двусторонних и ограниченных многосторонних договоров) или большинством, в две трети голосов в случаях общих многосторонних договоров.
После того, как текст международного договора согласован и принят, возникает необходимость в удостоверении того, что он является окончательным и не подлежит изменениям. Такая процедура называется установлением аутентичности в рамках которой стороны устанавливают единство текста договора. Форма установления аутентичности определяется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися сторонами.
Иногда возникают ситуации при которых принятие текста часто сливается с установлением его аутентичности и осуществляется различными способами:
1) голосованием (простое или квалифицированное большинство) в целом по тексту договора или по отдельным статьям, разделам и т.д.;
2) достижением консенсуса, когда ни у одного из участников нет возражений по поводу содержания договора.
Существует три вида подписания договора: два предварительных (парафирование и подписание «ad referendum»), один – полное или окончательное подписание. Парафированными могут быть как договоры в целом, так и согласованные в ходе переговоров части. Частичное парафирование означает окончательное согласование соответствующих постановлений. Парафирование всего текста представляет собой установление его аутентичности и придает договору определенную морально-политическую силу.
При подписании «ad referendum» после одобрения сторонами договора оно обретает статус полного подписания. Полное подписание означает либо установление аутентичности текста, либо выражение согласия на обязательность договора в зависимости от намерения сторон. Отсутствие намерения сторон представить договор на ратификацию или утверждение предполагают, что он вступает в силу с момента подписания. Такое положение содержится в ст. 22 Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в борьбе с терроризмом 1999 г.
Следует также учитывать, что обязательность международного договора с момента подписания вытекает из принципа добросовестного обязательства, который предполагает, что государство должно приложить все усилия к его ратификации. Кроме того, в теории международного права высказывалось мнение, что на основании принципа pacta sund servanda недопустимы любые действия, противоречащие подписанному договору. Данное положение содержится в ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
Способы выражения согласия государств на обязательность договоров.
Статья 11 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает следующие способы выражения согласия на обязательность международного договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любым другим способом, о котором условились стороны.
Одним из способов выражения согласия является подписание договора. Подписи сторон проставляются в конце договора. Подписание двусторонних договоров осуществляется по правилу альтерната – в одном экземпляре договора название и подпись одного государства ставится первым, его контрагента - вторым, а в другом экземпляре – наоборот. Подписание многосторонних договоров осуществляется в алфавитном порядке официальных названий государств – название государства располагается слева, подпись представителя справа.
Ратификация, как способ выражения согласия государства на обязательность договора представляет собой утверждение договора высшими органами власти государств. Данная процедура имеет и внутригосударственный и международный аспекты. Во внутригосударственном аспекте ратификация представляет собой регулируемый национальным правом процесс утверждения международных договоров высшими органами государств. Под ратификацией в международном аспекте понимается акт высших органов государства, выражающий окончательное одобрение договора и согласие на его обязательность. В практике многих государств ратификация осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В РФ ратификацию осуществляет Федеральное Собрание в форме федерального закона. Ст. 14 Венской конвенции устанавливает ратификацию для следующих случаев:
- договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
- иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
- представитель государства подписал договор под условием ратификации; или
- намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Поскольку порядок ратификации каждое государство устанавливает для себя самостоятельно, то следует обратиться в Федеральному закону «О международных договорах РФ». Статья 15 закона устанавливает, что ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
Обычно на ратификацию договор вносит орган, заключивший его – Президент, Правительство РФ. По результатам ратификации составляется ратификационная грамота.
Утверждение, или конфирмация договора – это выражение согласия органом, в компетенцию которого входит заключение этого договора. По смыслу утверждение осуществляют органы исполнительной власти. При заключении международного договора межгосударственными организациями утверждение осуществляется общим собранием участников такой организации.
Выражение согласия на обязательность договора может осуществляться путем присоединения к уже вступившему в силу международному договору. Как правило, осуществляется на условиях, установленных договором путем заявления об этом или предоставления документа о присоединении. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О международных договорах РФ» присоединение Российской Федерации к международным договорам может оформляться в форме федерального закона или акта органа, который принял решение о присоединении.
Оговорки и заявления к договорам.
На всех этапах выражения согласия на обязательность международного договора (при подписании, утверждении, ратификации, принятии и присоединении, обмене нотами или письмами) государства вправе делать оговорки, то есть односторонние заявления, посредством которых государство высказывает свое желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора по отношению к себе.
Оговорки являются важным средством обеспечения особых интересов государства при участии в многостороннем договоре. Венские конвенции закрепили такое право государств. Исключение составляют случаи, когда данная оговорка запрещена договором или когда договор предусматривает допустимость лишь определенных оговорок, а данная оговорка к ним не относится. Недопустимы оговорки, несовместимые с принципами и целями договора. Оговорка государства означает, что для данного государства договор действует с определенными изменениям, касающимися содержания положений договора или их действия во времени, пространстве или по кругу лиц.
Депозитарий и его функции.
Под термином «депозитарий» понимается хранитель оригинального теста многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (оговорок, заявлений, присоединений, ратификаций, денонсаций и т.д.). Статья 76 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает, что депозитарий может быть назначен участвовавшими в переговорах государствами или в самом договоре или каким-либо иным порядком. В качестве депозитария могут выступать одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации.
В соответствии со ст. 77 Венской конвенции в функции депозитария входит:
- хранение подлинного текста;
- подготовка заверенных копий с подлинного текста и подготовка любых иных текстов договора всех языках сторон договора;
- получение подписей под договором и получение и хранение документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;
- изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме, и, в случае необходимости, в доведении этого вопроса до сведения соответствующего государства;
- информирование участников и государств, имеющих право стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;
- информирование государств, имеющих право стать участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано;
- регистрация договора в Секретариате Организации Объединенных Наций;
- выполнение функций, предусмотренных другими положениями Венской конвенции 1969 г.
Депозитарий не должен нарушать свои функции или превышать их. Так, принимая документы, содержащие оговорки или возражения против них, депозитарий не вправе давать обязательное правовое толкование им, например, решать вопрос о действительности оговорки. Депозитарий также не может быть арбитром или судьей в споре о действительности ратификации, акта официального подтверждения, денонсации или присоединения к договору, сделанной той или иной стороной договора.
Все функции депозитария носят административный, исполнительный характер.
Регистрация и опубликование договоров.
Под регистрацией понимается правовой акт государства, Секретариата ООН или другой международной организации, посредством которого международные договоры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации, заносятся в специальный реестр или направляются для хранения в делах и занесения в перечень с целью опубликования и доведения до сведения всех государств и международных организаций.
Статья 80 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает, что договоры после их вступления в силу направляются в Секретариат Организации Объединенных Наций для регистрации или для хранения в делах и занесения в перечень, в зависимости от случая, и для опубликования. Как правило, эти действия осуществляет депозитарий.
В ООН различаются обязательная регистрация и добровольная регистрация (хранение в делах и занесение в перечень). Обязательная регистрация предусмотрена ст. 102 Устава ООН, которая возлагает обязанность, при первой возможности, регистрации на государства-члены ООН в ее Секретариате. Если договор не был зарегистрирован, то государства лишаются права ссылаться на его нормы.
В соответствии с п. 3 ст. 31 ФЗ «О международных договорах РФ» договор подлежит выполнению РФ с момента вступления его в силу для России. В связи с этим возникает проблема, поскольку согласно п. 3 ст. 31 такой договор должен выполняться, а по ст. 5 этого Закона его нельзя применить, чтобы выполнить обязательства, так как он не был опубликован. В связи с этим высказывается предложение об установлении предельного срока для опубликования вступивших в силу для РФ международных договоров.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).