60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
Стремительное развитие информационного общества в России вызывает необходимость формирования единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.
Современный уровень развития информационных правовых систем позволяет гражданам приобрести уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности отстаивать свои интересы в суде и влиять на общественные процессы. Ошибки граждан в принятии решений чаще всего бывают следствием недостатка объективной правовой информации, а некомпетентность представителей государственных органов либо других организаций в области правовой информации нередко приводит к дефектам управленческих решений. В связи с этим актуальным становится создание действенных механизмов, которые позволят обеспечить за счет более полной правовой информированности граждан и организаций повышение эффективности юридической деятельности и улучшение правового качества жизни личности, общества и государства.
Двуединая цель правовой информатизации выбрана неслучайно, поскольку каждая изее сторон гармонично дополняет друг друга. Например, эффективность динамической характеристики права (юридической деятельности) способствует повышению качества жизни граждан, и, наоборот, укрепление правосознания личности, безусловно, помогает получить качественно новые результаты в улучшении параметров права в целом.
Названная главная цель правовой информатизации определяется единством информатизации правотворческой, правореализационной, в том числе судебной и правоохранительной (правоприменительной) деятельности.
На реализацию этой цели направлена государственная политика в области правовой информатизации, основные положения которой сформулированы в Концепции правовой информатизации РФ. Основные положения государственной политики в области правовой информатизации включают в себя цель, задачи, принципы и условия ее реализации.
К основным задачам правовой информатизации относятся:
разработка государственной системы обеспечения формирования и использования информационно-правовых ресурсов;
развитие индустрии правовой информатизации;
обеспечение использования общей информационно- коммуникационной среды, комплекса информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов единой инфраструктуры правовой информатизации;
поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;
обеспечение информационной безопасности, права на информацию;
Правовая информатизация базируется на следующих принципах.
интеграция информационно-правовых систем;
единство информационно-телекоммуникационной среды создания и использования правовой информации, включая все подсистемы ее инфраструктуры (организационных, программно-технических, лингвистических, технологических систем правовой информации, республиканских и коммерческих сетей связи и передачи данных и др,)
открытость информационных систем, обеспечивающих объединение правовой информации и других информационных ресурсов;
достоверность эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;
Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффективному функционированию системы за счет быстрого обновления и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев.
Условия обеспечения правовой информатизации.
Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков
нормативных актов всех видов и иной правовой информации, образует РАСИПО правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания. Эта глобальная многоуровневая система представляет собой общую сеть телекоммуникаций высших органов государственной власти и управления, объединяющую локальные сети эталонных банков правовой информации и региональные сети, связанные с базовыми региональными центрами.
Органы государственной власти, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ формируют и актуализируют эталонные банки только собственных правовых актов, передают копии правовой информации и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.
Узел системы правовой информации — это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий (обеспечивающий) доступ к сертифицированной правовой информации.
Эталонный банк правовой информации — совокупность соответствующих оригиналу электронных копий правовых актов.
Вся совокупность эталонных банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует единый российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации.
Работу по организации интегральных банков нормативных актов, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей возлагается на центральный узел системы правовой информации, функции которого выполняет Научно-технический центр правовой информации «Система» (далее - НТЦ «Система»). Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей выполняют региональные узлы системы правовой информации, которые организуют:
получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;
процесс накопления, хранения и ведения правовой информации конкретного региона;
осуществление по запросам пользователей поиска правовой информации;
проведение работ по правовой информатизации региона;
Существенным моментом правовой информатизации является создание единой интегрированной эталонной системы правовой информации, используемой в общенациональном информационном пространстве. Единое информационное поле эталонной системы правовой информации обеспечивается не только ее транспарентностью (открытостью), объективностью (достоверностью) и постоянным обновлением, но и едиными правилами доступа к самой правовой информации эталонного содержания. В
Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.
Правовая информатизация осуществляется с помощью системы единых организационных, научно-методических, лингвистических, технологических и других условий.
Научно-методическое обеспечение состоит из результатов научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т.п.).
Организационное обеспечение РАСИПО составляют входные и выходные правовые информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Общесистемные базы данных должны формироваться в виде интегрированного информационного поля на основе полнотекстовых баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание уделяется решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на машинных носителях.
Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари и т.п.), способы и формы отражения документов в банках данных, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации.
Технологическое обеспечение ведения эталонных банков правовой информации составляют высокопроизводительные универсальные ЭВМ с широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации, а также программное обеспечение РАСИПО обеспечивает унифицированный выбор операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании нестандартных программных средств пользователь сам обеспечивает совместимость своей подсистемы с РАСИПО.
В литературе высказываются справедливые мнения о необходимости постоянной работы над совершенствованием правовой информатизации. В частности, необходимости упорядочить всю систему нормотворчества и принять федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», идея которого обсуждается уже более 30 лет. Принятие единого документа позволит формально установить систему нормативных актов, их иерархию и связь, а также требования к подготовке, изданию и представлению в электронной форме эталонных экземпляров источников правовой информации, а также приданию юридической силы электронной форме законов и иных нормативных правовых актов. Задача эта чрезвычайно важная, и ее замораживание чревато дальнейшей девальвацией методов правового регулирования всех общественных процессов (180, 343—345).
Кроме того, обоснованным является предложение о необходимости создания федерального центра правовой информации, закрепления в законе его правового статуса и наделении его полномочием проведения правового мониторинга — мониторинга законодательства и правоприменения (180,345).
- 1) Понятие и предмет информатики.
- 2) Эволюция информатики.
- 3) Место информатики в системе знаний.
- 4) Информатика как наука и учебная дисциплина.
- 5) Сущность и значение информации.
- 6) Электронная информация и ее виды.
- 7) Понятие и характеристика информационной сферы.
- 8) Понятие и значение информационных ресурсов.
- 9) Понятие информационного процесса.
- 10) Информатизация как информационный процесс.
- 11) Понятие информационной системы.
- 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
- 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
- 14.Понятие информационных технологий
- 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
- 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
- 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
- 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
- 19. Понятие и признаки информационного общества.
- 20.Проблемы развития информационного общества.
- 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
- 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
- 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
- 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
- 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
- 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
- 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
- 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
- 35.Структура гас «Управление»
- 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
- 37.Условия обеспечения региональной информатизации
- 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
- 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
- 3)Разработку стандартов региональной информатизации
- 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
- 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
- 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
- 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
- 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
- 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
- 41.Структура управления гас «Выборы»
- 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
- 43Современное состояние развития гас «Выборы»
- 44.Понятие и система информационной безопасности
- 45.Угрозы информационной безопасности
- 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
- 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
- 46.Источники угроз информационной безопасности
- 47.Система обеспечения информационной безопасности.
- 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
- 50) Понятие и предмет правовой информатики
- 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
- 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
- 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
- 54) Понятие и сущность правовой информации
- 55) Свойства правовой информации
- 56) Виды правовой информации
- 57) Понятие правовой информатизации
- 58) Государственная политика в области правовой информатизации
- 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
- 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
- 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
- 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
- 63.Общая характеристика справочных правовых систем
- 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
- 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
- 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
- 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
- 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
- 71.Структура гас «Правосудие»
- 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
- 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
- 74) Информационные системы мировых судей.
- 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
- 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
- 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
- 78) Организационная основа информатизации овд.
- 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
- 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
- 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.