logo
Информатика (вопр 1-82)

60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации

Стремительное развитие информационного общества в России вызывает необходимость формирования единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Современный уровень развития информационных пра­вовых систем позволяет гражданам приобрести уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности отстаивать свои интересы в суде и влиять на общественные процессы. Ошибки граждан в принятии решений чаще всего бывают следствием недостатка объективной правовой информа­ции, а некомпетентность представителей государствен­ных органов либо других организаций в области правовой информации нередко приводит к дефектам управленческих решений. В связи с этим актуальным становится создание действенных механизмов, которые позволят обеспечить за счет более полной правовой информированности граждан и организаций повышение эффективности юридической деятельности и улучшение правового качества жизни лич­ности, общества и государства.

Двуединая цель правовой информатизации выбрана неслучайно, поскольку каждая изее сторон гармонично дополняет друг друга. Например, эффективность динами­ческой характеристики права (юридической деятельно­сти) способствует повышению качества жизни граждан, и, наоборот, укрепление правосознания личности, безу­словно, помогает получить качественно новые результаты в улучшении параметров права в целом.

Названная главная цель правовой информатизации определяется единством информатизации правотворческой, правореализационной, в том числе судебной и правоохра­нительной (правоприменительной) деятельности.

На реализацию этой цели направлена государственная политика в области правовой информатизации, основные положения которой сформулированы в Концепции право­вой информатизации РФ. Основные положения государ­ственной политики в области правовой информатизации включают в себя цель, задачи, принципы и условия ее реа­лизации.

К основным задачам правовой информатизации отно­сятся:

Правовая информатизация базируется на следующих принципах.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децен­трализованного управления, а вертикальная и горизонталь­ная интеграция систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффективному функциониро­ванию системы за счет быстрого обновления и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев.

Условия обеспечения правовой информатизации.

Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально рас­пределенной сети стационарных и тиражируемых банков

нормативных актов всех видов и иной правовой информа­ции, образует РАСИПО правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспита­ния. Эта глобальная многоуровневая система представляет собой общую сеть телекоммуникаций высших органов государственной власти и управления, объединяющую локальные сети эталонных банков правовой информации и региональные сети, связанные с базовыми региональ­ными центрами.

Органы государственной власти, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ формируют и актуализируют эталонные банки только соб­ственных правовых актов, передают копии правовой инфор­мации и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.

Узел системы правовой информации — это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий (обеспечива­ющий) доступ к сертифицированной правовой информации.

Эталонный банк правовой информации — совокупность соответствующих оригиналу электронных копий правовых актов.

Вся совокупность эталонных банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных право­вых актов, затрагивающих интересы России, образует еди­ный российский интегрированный территориально распре­деленный банк правовой информации.

Работу по организации интегральных банков норма­тивных актов, а также по обеспечению к ним оператив­ного доступа пользователей возлагается на центральный узел системы правовой информации, функции которого выполняет Научно-технический центр правовой инфор­мации «Система» (далее - НТЦ «Система»). Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широ­кого круга потребителей выполняют региональные узлы системы правовой информации, которые организуют:

Существенным моментом правовой информатизации является создание единой интегрированной эталонной системы правовой информации, используемой в общенаци­ональном информационном пространстве. Единое инфор­мационное поле эталонной системы правовой информации обеспечивается не только ее транспарентностью (откры­тостью), объективностью (достоверностью) и постоянным обновлением, но и едиными правилами доступа к самой правовой информации эталонного содержания. В

Информатизация правовой сферы обеспечивает упо­рядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной дея­тельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формиро­вания и актуализации банков правовой информации.

Правовая информатизация осуществляется с помощью системы единых организационных, научно-методических, лингвистических, технологических и других условий.

Научно-методическое обеспечение состоит из результа­тов научных исследований и разработок по основным про­блемам, возникающим при создании, эксплуатации и совер­шенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодифи­кация и классификация, семантика и формализация норма­тивных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, сло­варей и т.п.).

Организационное обеспечение РАСИПО составляют входные и выходные правовые информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Общесистемные базы данных должны фор­мироваться в виде интегрированного информационного поля на основе полнотекстовых баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание уделяется решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на машинных носителях.

Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвисти­ческие средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари и т.п.), способы и формы отражения документов в банках данных, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стан­дартизацию терминологии с учетом возможности примене­ния современных средств информатизации.

Технологическое обеспечение ведения эталонных бан­ков правовой информации составляют высокопроизводи­тельные универсальные ЭВМ с широким набором пери­ферийного оборудования и средств телекоммуникации, а также программное обеспечение РАСИПО обеспечивает унифицированный выбор операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании нестандартных программных средств пользователь сам обе­спечивает совместимость своей подсистемы с РАСИПО.

В литературе высказываются справедливые мнения о необходимости постоянной работы над совершенствова­нием правовой информатизации. В частности, необходи­мости упорядочить всю систему нормотворчества и принять федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», идея которого обсуждается уже более 30 лет. Принятие единого документа позволит фор­мально установить систему нормативных актов, их иерар­хию и связь, а также требования к подготовке, изданию и представлению в электронной форме эталонных экзем­пляров источников правовой информации, а также прида­нию юридической силы электронной форме законов и иных нормативных правовых актов. Задача эта чрезвычайно важ­ная, и ее замораживание чревато дальнейшей девальвацией методов правового регулирования всех общественных про­цессов (180, 343—345).

Кроме того, обоснованным является предложение о не­обходимости создания федерального центра правовой информации, закрепления в законе его правового статуса и наделении его полномочием проведения правового мони­торинга — мониторинга законодательства и правопримене­ния (180,345).