logo
Информатика (вопр 1-82)

4) Информатика как наука и учебная дисциплина.

Информатика - это наука об общих свойствах информации, закономерностях и методах ее поиска и получения, записи, хранения, преобразования, передачи, переработки, распространения и использования в различных сферах человеческой деятельности. В качестве объектов изучения информатики выступают: информация, данные, информационные технологии и информационные процессы. 

Информатика как прикладная дисциплина занимается изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение); созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.  Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Одна из главных задач этой науки - выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны.

Главный критерий различия науки и учебной дисциплины – характер предмета информатики.В предмет науки включаются знания о закономерностях природы и структуры информации, о закономерностях развития информационных процессов, формировании информационного общества, информационного сознания и информационной культуры.

Предметом учебной дисциплины является элементар­ный уровень знаний о наиболее общих положениях инфор­матики, необходимый студенту для профессиональной дея­тельности (сущности информации и ее свойствах, методах и средствах информационных процессов).

Второй критерий разграничения заключается в харак­тере цели и задач изучения знаний в области информа­тики. Целью науки информатики является поиск истины, а главной ее задачей — производство новых знаний в обла­сти информатики на основе исследования объектов науки» а также научная аттестация специалистов высшей катего­рии. Целью учебной дисциплины является получение профессиональных знаний о предмете информатики и как итог этого образовательного процесса получение диплома высшего профессионального образования.

Третьим критерием является содержание самой деятельности в области информа­тики. Научная деятельность заключается в исследователь­ском характере научной деятельности. Объем научных знаний практически не имеет пределов , хотя предмет исследования ограничивается рамками выбранной темы. Научная информация содержится в научных библиотечных коллекциях, монографиях, диссертациях.

Образовательная деятельность сводится к изучению наиболее общих знаний информатики в форме лекционного материала, учебных изданий, обобщения практики, практических занятий.