52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
Эволюция соотношения знаний в области информатики и права, да и самих понятий «информатика» и «право», имеет довольно длительную историю. Во всяком случае, история юридической науки, изучающей эту проблему, берет еще свое начало с того времени, когда понятие «кибернетика» было возвращено в сферу научной дискуссии, т.е. с конца 1950-х гг.
Использование информационных методов и математических средств информатики и кибернетики в правовой системе сформировало самостоятельные направления юридической науки-правовую кибернетику, а позднее на ее основе правовую информатику.
Основные исследования велись по следующим напрвлениям:
-использование кибернетических средств в поиске правовой информации и правотворческой деятельности.
-применение методов и научно-технических средств информ для обработки статистической информации общественно-правового характера.
-использование достижения информ в криминалистике и судебных экспертизах.
-информ обеспечение юр.деятельности.
-внедрение алгоритмов программирования.
Роль правовой системы проявляется прежде всего в обеспечении :
-формирование прав и интересов субъектов информационной сферы.
-правовое регулирование информационных процессов
-правовой защиты прав и интересов субъектов информационной сферы.
-развитие право-информационной культуры.
-предупреждение информационных правонарушений.
Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях природы правовой информации и ИТ процессов в правовой системе.
Информационное право - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.
Правовая информатика:
1) информационное обеспечение юридической деятельности: судебных и правоохранительных органов;
2) использование кибернетических средств в поиске правовой информации и правотворческой деятельности;
3) использование достижений информатики в криминалистике и судебных экспертизах;
Проявляется воздействие информатики на юридическую действительность, правотворчество и юридическую деятельность, на юриспруденцию в целом.
С другой стороны наблюдается воздействие права на информационную сферу:
формирования прав и интересов субъектов информационной сферы, правового регулирования информационных процессов, правовой защиты прав и интересов субъектов информационной сферы…
Таким образом, проблемы взаимодействия информации и права находят выражение в соотношении правовой информатики и информационного права, а также разрешаются в рамках их эволюции и закономерностей.
Если информатика влияет на правоведение и обеспечивает юридическую сферу с помощью специфичных средств, то право обеспечивает информационные процессы и информационные отношения с помощью свойственных только праву правовых средств и инструментов.
- 1) Понятие и предмет информатики.
- 2) Эволюция информатики.
- 3) Место информатики в системе знаний.
- 4) Информатика как наука и учебная дисциплина.
- 5) Сущность и значение информации.
- 6) Электронная информация и ее виды.
- 7) Понятие и характеристика информационной сферы.
- 8) Понятие и значение информационных ресурсов.
- 9) Понятие информационного процесса.
- 10) Информатизация как информационный процесс.
- 11) Понятие информационной системы.
- 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
- 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
- 14.Понятие информационных технологий
- 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
- 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
- 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
- 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
- 19. Понятие и признаки информационного общества.
- 20.Проблемы развития информационного общества.
- 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
- 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
- 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
- 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
- 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
- 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
- 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
- 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
- 35.Структура гас «Управление»
- 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
- 37.Условия обеспечения региональной информатизации
- 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
- 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
- 3)Разработку стандартов региональной информатизации
- 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
- 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
- 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
- 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
- 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
- 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
- 41.Структура управления гас «Выборы»
- 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
- 43Современное состояние развития гас «Выборы»
- 44.Понятие и система информационной безопасности
- 45.Угрозы информационной безопасности
- 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
- 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
- 46.Источники угроз информационной безопасности
- 47.Система обеспечения информационной безопасности.
- 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
- 50) Понятие и предмет правовой информатики
- 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
- 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
- 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
- 54) Понятие и сущность правовой информации
- 55) Свойства правовой информации
- 56) Виды правовой информации
- 57) Понятие правовой информатизации
- 58) Государственная политика в области правовой информатизации
- 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
- 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
- 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
- 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
- 63.Общая характеристика справочных правовых систем
- 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
- 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
- 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
- 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
- 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
- 71.Структура гас «Правосудие»
- 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
- 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
- 74) Информационные системы мировых судей.
- 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
- 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
- 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
- 78) Организационная основа информатизации овд.
- 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
- 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
- 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.