logo
Информатика (вопр 1-82)

7) Понятие и характеристика информационной сферы.

Понимание информационной сферы тесно связано с по­нятием природы информации, главным содержанием кото­рой является образ отражения существующей действитель­ности, причем нет такой ее области, которая бы не отража­лась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения.

Движение информации в обществе проходит в несколь­ких формах. Первой формой является поиск информа­ции. Одна из самых серьезных проблем совре­менности — найти важную информацию в нужное время. Сегодня уже не только объем информации и ее разнообра­зие, а точность и скорость ее поиска интересны для поль­зователя.

Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную инфор­мацию — не менее важно ее сохранить, защитить и обработать.Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя.

Формой существования, точнее, движения информа­ции, является и ее передача. И здесь технические характе­ристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль. На рубеже 70-х гг. произошли революционные телекоммуникационные преобразования. В начале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий поя­вились оптико-волоконные каналы связи. На основе цифровых технологий были созданы возможности для существенного преобразования телекоммуникаци­онных сетей, создана глобальная сеть Интернет, которая в 1980-90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации явля­ем и обмен - взаимная передача информации.

Наконец, последней формой движения информации является ее использование. Думается, что не нужно под­робно описывать названную форму существования инфор­мации, поскольку она самая распространенная.

Итак, информация проходит во времени несколько эта­пов: поиск, обработка, передача и использование. Прохож­дение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно называют термином -«оборот информации»-.

Область любого вида человеческой деятельности при­нято называть сферой. Человек может заниматься произ­водством товаров, что будет являться производственной сферой. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой сферой. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную сферы. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права.

При использовании одной из названных выше форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации, или информационную сферу.

Рассмотрев все формы движения информации, можно определить информационную сферу как пространственно- временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой, крашением (зашитой), передачей и использованием информации.

Для понимания сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет опре­деление понятия «информационная среда». В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте его отношений с категорией «информационная сфера», но и в связи с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процес­сов .

Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смыс­ловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информаци­онной среде относятся та конкретная обстановка или сово­купность условий, в которой осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры.

Одним словом, категория «информационная среда» является более конкретной структурой и более насыщен­ной смыслом предметной совокупности.

Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы.