logo
Информатика (вопр 1-82)

8) Понятие и значение информационных ресурсов.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах.

Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Закона «Об информации» давалось такое определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах. В ныне действующем редакции Закона приведенное определение исчезло, как и упоминание об ИР.

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки ИР:

1. Массивность ИР (ИР всегда массивы или совокупность информации)

2.Системность или структурированность ИР (ИР всегда структурированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств)

3.Фундаментальная ценность ИР ( это свойство выделяет ИР как благо с незаменимыми качествами в научной, экономической, управленческой и духовной сферах)

4. Материальная ценность ИР ( проявляется в экономическом или стоимостном измерении)

Формальные (атрибутивные) признаки ИР:

- Документированность

- Распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целей их использования, а также правового статуса пользователя.

- Состояние правовой защиты

Таким образом, ИР- это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированный по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенных по уровню доступа.

ИР являются главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений.

В составе ИР можно выделить информационные продукты и информационные услуги.

Информационный продукт – информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления (информация, носители информации, информационные средства).

Информационная услуга – область человеческой деятельности, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям.

Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.