27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
Основные принципы:
подчинение процессов использования информационных технологий решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы госуд.управления, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;
определение направлений и объемов бюджетных расходов в области использования информационных технологий в государственном управлении на основе конкретных результатов и показателей эффективности деятельности федеральных органов госуд.власти;
консолидация бюджетных средств на создании госуд-ых инф-ых систем, имеющих важное социально-экономическое и политическое значение;
централизованное создание общих для федеральных органов государственной власти элементов информационно-технологической инфраструктуры;
обеспечение согласованноси и сбалансированности внедрения информационных технологий в деятельность федеральныхорганов государственной власти;
согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационных технологий на всех уровнях;
открытость и прозрачность использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти
исключение дублирования бюджетных расходов на создание государственных информационных ресурсов и систем;
унификация элементов информационно-технологической инфраструктуры, использование типовых решений при создании государственных информационных систем федеральных органов государственной власти.
Механизмы по обеспечению единства реализации государственной информационной политики в области использования информационных технологий включают в себя совокупность действий по:
формированию уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий;
разработке мероприятий в форме программ, проектов и планов финансового и материального обеспечения;
осуществлению мониторинга использования информационных технологий;
разработке целевых показателей эффективности реализации государственной политики в области.
В состав уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий входят:
федеральные органы государственной власти в соответствии с возложенными на них функциями обеспечивают определение стратегических целей и приоритетов использования информационных технологий в своей деятельности, подготовку проектов и обоснование объемов бюджетного финансирования, эффективное управление их реализацией, а также назначение должностных лиц, ответственных за организацию этой деятельности;
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере информационных технологий, которые обеспечивают:
разработку нормативных правовых актов и стандартов, регулирующих применение информационных технологий в государственном управлении,
надзор за их исполнением,
координацию создания общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти, государственных информационных систем и ресурсов, имеющихся межведомственный характер,
контроль эффективности бюджетных расходов в этой сфере;
координационные (совещательные) органы по вопросам реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти обеспечивают:
рассмотрение и согласование приоритетов, государственных программ и проектов в этой сфере,
проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и стандартов,
предложений об объединении закупок в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти.
Порядок составления, обоснования, финансирования и выполнения государственных программ и проектов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также механизмы управления их реализацией определяются на основе единого методического руководства по использованию информационных технологий в деятельности указанных органов.
В целях повышения эффективности управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль эффективности выполнения государственных программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в информационных технологиях, формируются предложения по корректировке государственной политики в сфере информационных технологий.
28.Понятие электронного правительства Электронное правительство – новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Характерные признаки «Электронного правительства»:
Новая форма организации деятельности органов государственной власти. Новизна формы деятельности государственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в частности, с созданием автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования массива информации по различным областям человеческой деятельности. Такие массивы (информационные ресурсы) являются исходной информацией для предоставления публичных услуг. Названная система станет новым инструментом взаимодействия органов государственной власти между собой и с гражданами или организациями.
Качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало возможным благодаря существованию ряда предпосылок.
Во-первых, это широкое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, образовании и науке, в повседневной жизни. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности.
Во-вторых, это достижение определенного уровня информатизации органов государственной власти. Практически завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. Не определены приоритеты перевода государственных услуг и электронный вид. Недостаточными темпами разминается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам в сети Интернет и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме.
В-четвертых, действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах. Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.
В-пятых, инфраструктура информационного взаимодействия государственных органов еще несовершенна и находится в процессе реформирования. Практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти.
Сложившаяся ситуация пока не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно- коммуникационных технологий в деятельности всех государственных органов, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Формирование «Электронного правительства» требует проведения скоординированных организационно- технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
29.Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию электронного правительства Цели:
повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (далее — официальной информации) и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
повышение качества административно-управленческих процессов;
совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности «Электронного правительства» при его функционировании.
Задачи:
развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к официальной информации, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;
предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;
создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.
Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования «Электронного правительства» на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:
развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- 1) Понятие и предмет информатики.
- 2) Эволюция информатики.
- 3) Место информатики в системе знаний.
- 4) Информатика как наука и учебная дисциплина.
- 5) Сущность и значение информации.
- 6) Электронная информация и ее виды.
- 7) Понятие и характеристика информационной сферы.
- 8) Понятие и значение информационных ресурсов.
- 9) Понятие информационного процесса.
- 10) Информатизация как информационный процесс.
- 11) Понятие информационной системы.
- 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
- 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
- 14.Понятие информационных технологий
- 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
- 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
- 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
- 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
- 19. Понятие и признаки информационного общества.
- 20.Проблемы развития информационного общества.
- 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
- 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
- 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
- 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
- 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
- 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
- 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
- 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
- 35.Структура гас «Управление»
- 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
- 37.Условия обеспечения региональной информатизации
- 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
- 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
- 3)Разработку стандартов региональной информатизации
- 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
- 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
- 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
- 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
- 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
- 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
- 41.Структура управления гас «Выборы»
- 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
- 43Современное состояние развития гас «Выборы»
- 44.Понятие и система информационной безопасности
- 45.Угрозы информационной безопасности
- 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
- 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
- 46.Источники угроз информационной безопасности
- 47.Система обеспечения информационной безопасности.
- 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
- 50) Понятие и предмет правовой информатики
- 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
- 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
- 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
- 54) Понятие и сущность правовой информации
- 55) Свойства правовой информации
- 56) Виды правовой информации
- 57) Понятие правовой информатизации
- 58) Государственная политика в области правовой информатизации
- 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
- 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
- 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
- 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
- 63.Общая характеристика справочных правовых систем
- 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
- 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
- 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
- 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
- 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
- 71.Структура гас «Правосудие»
- 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
- 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
- 74) Информационные системы мировых судей.
- 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
- 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
- 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
- 78) Организационная основа информатизации овд.
- 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
- 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
- 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.