43Современное состояние развития гас «Выборы»
2.1. ГАС "Выборы" является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории Российской Федерации с 1995 года. ГАС "Выборы" применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы",иными федеральными законами, нормативными правовыми актами ЦИК России.
2.2. Использование, эксплуатацию и развитие ГАС "Выборы" осуществляют ФЦИ приЦИК России, информационные центры (далее - ИЦ) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ), а также другие организации, в том числе сервисные центры (далее - СЦ), признанные победителями конкурса, аукциона.
2.2.1. Численность работников ИЦ ИКСРФ, организующих и осуществляющих работы по эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе в территориальных избирательных комиссиях, составляет более 3000 человек.
2.3. За время своего существования ГАС "Выборы" подвергалась модернизации в период 2002-2004 годов. Модернизированная и введенная в постоянную эксплуатацию в 2004 году ГАС "Выборы" имеет в своей иерархической структуре комплекс средств автоматизации (далее - КСА) ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК). В соответствии с Основными мероприятиями по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в 2005-2008 годах, утвержденнымипостановлением ЦИК России от 17 декабря 2004 года N 133/929-4: разработано специальное программное обеспечение (далее - СПО) с учетом изменений федерального и регионального законодательств (Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборахи референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации",Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"и др.). Специальное программное обеспечение системы, включающее 23 функциональных комплекса (программных изделий), полностью соответствует законодательству Российской Федерации о выборах и референдумах и обеспечивает автоматизацию основных избирательных процессов; расширены функциональные возможности подсистем; усовершенствован процесс эксплуатации и сопровождения ГАС "Выборы".
2.4. На КСА ЦИК России в рамках выполнения опытно-конструкторской работы "Оптимизация и повышение эффективности использования серверов, активного сетевого оборудования локальной вычислительной сети КСА ЦИК России": проведена оптимизация использования сетевых ресурсов - серверов, активного сетевого оборудования, структурированной кабельной сети связи; повышены скорость и надежность доступа пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы"; обеспечена возможность централизованного управления компонентами локальной вычислительной сети КСА ЦИК России; повышена отказоустойчивость ГАС "Выборы" введением в состав КСА ЦИК России резервного кластера базы данных ГАС "Выборы"; повышена надежность системы бесперебойного (гарантированного) электроснабжения КСА ЦИК России.
2.5. Для автоматизации процессов подсчета голосов и составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, начиная с 2003 года, на выборах всех уровней применяются комплексы обработки избирательных бюллетеней, а с октября 2006 года - комплексы для электронного голосования.
2.6. Обмен информацией между КСА ЦИК России и всеми КСА избирательных комиссий осуществляется подсистемой связи и передачи данных ГАС "Выборы" (далее - ПСПД), являющейся мультисервисной телекоммуникационной средой и обеспечивающей надежность и оперативность передачи данных, а также обмен разного рода информацией: голосовой, факсимильной, видео. Верхний уровень ПСПД построен на базе постоянно выделенных каналов связи. С 74 ИКСРФ связь осуществляется по выделенным высокоскоростным (512 Кбит/с) цифровым каналам. В девяти ИКСРФ установлены земные станции спутниковой связи. Пропускная способность спутниковых каналов - 64 Кбит/с. В 23 региональных фрагментах ПСПД развернуты цифровые каналы связи. Нижний уровень ПСПД на цифровых каналах связи обеспечивает передачу данных, сообщений электронной почты, факсимильных сообщений и телефонную связь. Пропускная способность каналов - 64 Кбит/с на каждом направлении. В остальных субъектах Российской Федерации связь междуТИК и ИКСРФ осуществляется по телефонным сетям общего пользования.
2.7. Компьютерный парк ГАС "Выборы" насчитывает порядка 450 серверов и 7500 автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ). На всех АРМ установлена операционная система (далее - ОС) MicrosoftWindows 2000, на серверах КСА ЦИК России - ОС MicrosoftWindows 2003 и MicrosoftWindows 2000. На всех компьютерах, используемых в качестве серверов баз данных, установлена система управления базами данных (далее - СУБД) Oracle 9i/10g.
2.8. В 2005 году в составе КСА ЦИК России был выделен программно-технический комплекс "Регистр избирателей" (федеральная база персональных данных избирателей, участников референдума).
2.9. В 2007 году КСА ИКСРФ и КСА ТИК были оснащены средствами резервного копирования баз данных и инвентаризации программно-технических средств КСА.
2.10.В ГАС "Выборы" входят следующие подсистемы : подсистема автоматизации избирательных процессов, предназначенная для поддержки деятельности избирательных комиссий всех уровней при подготовке и проведении избирательных кампаний, референдума; подсистема Регистра избирателей, участников референдума, предназначенная для автоматизации регистрации (учета) избирателей, участников референдума; информационно-справочная подсистема, предназначенная для пользовательского доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы" на основе Web-технологии; подсистема Интернет-портал ЦИК России, предназначенная для оперативного представления информации о ходе выборов, референдума, предварительных и окончательных итогах голосования, а также освещения деятельности ЦИК России и ИКСРФ в сети Интернет; подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий, предназначенная для осуществления контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, а также для автоматизации процесса подготовки и представления сведений о поступлении и расходовании средств и сводных финансовых отчетов политических партий, их зарегистрированных структурных подразделений и иных общественных объединений; подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты программно-технических средств КСА ГАС "Выборы" от несанкционированного доступа, обеспечения безопасного межсетевого взаимодействия, антивирусной защиты, защиты от внешних вторжений; ПСПД, предназначенная для передачи всех требуемых типов трафика между абонентами ГАС "Выборы"; подсистема управления и контроля функционирования, предназначенная для управления сбором и обработкой информации о состоянии и функционировании компонентов ГАС "Выборы"; подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания, предназначенная для поддержки процессов технического и сервисного обслуживания ГАС "Выборы"; подсистема отображения информации коллективного пользования, предназначенная для представления на средствах визуализации большого формата информации о ходе выборов, референдума и подведения итогов голосования, а также при проведении сеансов видеоконференцсвязи и др.; подсистема обучения кадров, предназначенная для подготовки и переподготовки специалистов и пользователей ГАС "Выборы", проведения их сертификации; подсистема управления финансами, предназначенная для автоматизации бухгалтерского учета и планово-финансовой деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; подсистема документооборота, предназначенная для автоматизации делопроизводства и документооборота избирательных комиссий Российской Федерации; подсистема хозяйственной деятельности, предназначенная для поддержки управления материально-техническим обеспечением, автотранспортного обслуживания, учета и контроля социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.
2.11. В состав ГАС "Выборы" входят: КСА ЦИК России - 1 шт.; КСА ИКСРФ - 83 шт.; КСА ТИК - 2733 шт.; комплект технических средств (далее - КТС) ПСПД транзитного узла коммутации - 7 шт.; КТС ПСПД регионального узла коммутации - 23 шт.; КТС ПСПД узла связи г.Москвы М9 - 1 шт.; КТС ПСПД узла связи г.Москвы М10 - 1 шт.; программно-технический комплекс "Мобильный портал"; комплексы обработки избирательных бюллетеней - 1100 шт.; комплексы для электронного голосования - 5 шт.; комплект программно-технических средств стенда Главного конструктора ГАС "Выборы" - 1 шт.; КСА стендов сервисных центров ГАС "Выборы" - 12 шт.
2.12. Единая структура баз данных на КСА всех уровней, унифицированная программная платформа (Windows - Oracle), единый программный код функциональных задач, исполняемый на этой платформе, позволяют оперативно адаптировать СПО на всех 2820 КСА системы к изменениям законодательства о выборах, существенно упрощая эксплуатацию системы и обучение персонала. С использованием платформы Windows - Oracle успешно проведены все избирательные кампании, начиная с декабря 2003 года.
2.13. В подсистеме обеспечения безопасности информации ГАС "Выборы" реализованы следующие основные функции: защита информации от несанкционированного доступа; криптографическая защита информации при ее передаче по каналам связи; безопасность взаимодействия КСА разных уровней путем использования межсетевого экранирования; защита от несанкционированных вторжений с использованием системы обнаружения и предотвращения атак; антивирусная защита.
2.14. Создана и эксплуатируется система дистанционного обучения системных администраторов и пользователей отдельных подсистем. В полном объеме возможности дистанционного обучения доступны для всех ИКСРФ и 738 ТИК, имеющих цифровые каналы связи. Для остальных ТИК дистанционное обучение проводится путем рассылки системным администраторам учебных материалов на различных носителях с последующей сдачей итоговых экзаменов на КСА ИКСРФ или методом анкетирования с использованием электронной почты.
2.15. Средства вычислительной техники обеспечивают требования подсистем ГАС "Выборы", а также требования со стороны программного и информационного обеспечения. Серверы, рабочие станции, активное сетевое оборудование, оборудование ПСПД и периферийное оборудование имеют современную архитектуру и высокие технические показатели.
- 1) Понятие и предмет информатики.
- 2) Эволюция информатики.
- 3) Место информатики в системе знаний.
- 4) Информатика как наука и учебная дисциплина.
- 5) Сущность и значение информации.
- 6) Электронная информация и ее виды.
- 7) Понятие и характеристика информационной сферы.
- 8) Понятие и значение информационных ресурсов.
- 9) Понятие информационного процесса.
- 10) Информатизация как информационный процесс.
- 11) Понятие информационной системы.
- 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
- 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
- 14.Понятие информационных технологий
- 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
- 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
- 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
- 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
- 19. Понятие и признаки информационного общества.
- 20.Проблемы развития информационного общества.
- 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
- 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
- 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
- 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
- 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
- 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
- 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
- 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
- 35.Структура гас «Управление»
- 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
- 37.Условия обеспечения региональной информатизации
- 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
- 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
- 3)Разработку стандартов региональной информатизации
- 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
- 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
- 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
- 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
- 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
- 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
- 41.Структура управления гас «Выборы»
- 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
- 43Современное состояние развития гас «Выборы»
- 44.Понятие и система информационной безопасности
- 45.Угрозы информационной безопасности
- 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
- 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
- 46.Источники угроз информационной безопасности
- 47.Система обеспечения информационной безопасности.
- 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
- 50) Понятие и предмет правовой информатики
- 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
- 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
- 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
- 54) Понятие и сущность правовой информации
- 55) Свойства правовой информации
- 56) Виды правовой информации
- 57) Понятие правовой информатизации
- 58) Государственная политика в области правовой информатизации
- 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
- 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
- 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
- 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
- 63.Общая характеристика справочных правовых систем
- 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
- 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
- 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
- 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
- 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
- 71.Структура гас «Правосудие»
- 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
- 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
- 74) Информационные системы мировых судей.
- 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
- 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
- 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
- 78) Организационная основа информатизации овд.
- 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
- 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
- 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.