logo search
ответы к гэк

Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ

Регион – часть территории Российской Федерации, характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально-культурным потенциалом и представляющая собой отдельный субъект Российской Федерации или его часть, либо несколько субъектов Российской Федерации.

Важнейшим прямым регулятором территориально-экономиче­ских процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хо­зяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при под­держке государства. Они обеспечивают эффективное решение за­дач общенационального, межтерриториального или важного ре­гионального значения в области экономического, научно-техни­ческого, социально-культурного и (или) экологического разви­тия региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.

Особое значение в условиях перехода к рынку и формирова­ния новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отноше­ний имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Если региональные программы отли­чаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., то особенностью федеральных программ является государст­венная значимость программных проблем.

Региональное целевое программирование является инстру­ментом непосредственного государственного воздействия на ры­ночную экономику той или иной территории, обеспечивая соче­тание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и террито­риального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваивае­мых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую оче­редь — выравнивания региональных уровней социально-эконо­мического развития.

Новая сущность целевых программ состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправлен­ная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы под­готовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.

Организация регионального программирования регламентиро­вана законом. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» при­нят Правительством в 1995 г. и дополнен в 1996 г.

Федеральные целевые программы разрабатываются по ини­циативе высших и ..территориальных органов исполнительной власти и утверждаются в центре. На Правительственную комис­сию по государственной поддержке развития регионов были воз­ложены обязанности: подготовка для Правительства предложе-, ний по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу; рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов и представление в Прави­тельство заключений по ним; подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического.разви­тия Российской Федерации и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств (частично или полностью) фе­дерального бюджета. Из средств региональных и местных бюд­жетов полностью и частично финансируются программы соот­ветствующего значения и уровня (отчасти — из внебюджетных источников).

Программно-целевой метод управления экономикой позво­ляет успешно обеспечить нереализованный у нас до сих пор спо­соб социально-справедливого вознаграждения за конечные ре­ зультаты труда по всей цепочке участников программного проек­та (например, от специалистов Минэкономразвития России, на­учных и проектных институтов до строителей и эксплуатацион­ ников объектов) в зависимости от полученного общего, эффекта и трудового вклада разработчиков и реализаторов программы (со­ответственно расчетной схеме долевого участия). ,

При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы (проблем). Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщатель­ное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целе­сообразности ее решения.

Этапы:

1) определение проблемы, которая разбивается на несколько более мелких проблем (целей), которые в свою очередь включают в себя ряд целей(проблем). Строится “древо целей”, в котором раскрывается иерархия целей, характеризуется их взаимосвязь, показывается технология достижения генеральной цели, дается цепочка от главной цели к тем ресурсам, которые необходимы для ее достижения.

2) поиск путей решения проблем, их порядок

3) на этой основе строится сетевой график, в котором определяются ресурсы, конкретные исполнители, сроки.

4) мониторинг и управление выполнением проблем

оценка выполнения программы в целом.

(из дру. Шпор):

Принципы разработки и реализации целевых программ:

Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе их выполнения

Направленность программы

Системность мероприятий программы

Адресность программы

Обеспечение механизмов выполнения программы

Проект программы включает:

Цели и задачи программы

Этапы и сроки выполнения

Структуру программы

Систему программных мероприятий

Обоснование финансовых и других затрат

Осуществление механизма выполнения программ

Сведения о государственном заказчике и исполнителе программ

Программные критерии:

Особо значимые для национальной экономики регионы

Межотраслевой характер проблемы

Новизна и прогрессивность технологий

Недостатки программ:

При недофинансировании нарушается последовательность выполнения программ

Отставание в создании механизма реализации

Слабая координация федеральных программ, которые могут выполняться на территории регионов

Отсутствие зафиксированных правил распределения денежных средств

Слабый контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы

Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития – орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию разработки и реализации федеральной целевой программы регионального развития (определяется Правительством Российской Федерации).

Предметом федеральных целевых программ регионального развития являются конкретные проблемы федерального и совместного ведения.

Федеральные целевые программы регионального развития являются основными инструментами государственной региональной социально-экономической политики для достижения целей государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.

Целевые программы подразделяются:

1. по периоду действия на:

- краткосрочные (на 1 год);

- долгосрочные (от 1 года до 5 лет).

2. по уровню значимости на:

- областные;

- межрегиональные;

- федеральные.

3. по функциональной ориентации на:

- социально-экономические ;

- производственно-технические;

- научно-исследовательские (инновационные);

- опытно-конструкторские;

- инвестиционные;

- экологические;

- культурного развития;

4. по отраслевой локализации на:

- межотраслевые;

- отраслевые;

- подотраслевые.

Контроль за реализацией федеральных целевых программ регионального развития и использованием выделенных бюджетных средств осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или по его поручению исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Организатором разработки федеральных целевых программ выступают федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

На федеральном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном – правительством республики либо администрацией области.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ.

Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.

Разработка четких, целевых критериев для каждой программы является необходимым условием эффективного управления и контроля за ее реализацией. Это сложная методологическая задача, поскольку каждая программа имеет свои конкретные цели и соответствующие целевые показатели. Именно разработка этих показателей должна быть для государственных заказчиков основным направлением работы при формировании всей совокупности своих расходов. Невозможность финансирования того или иного направления своей деятельности посредством реализации федеральных целевых программ и, как следствие, необходимость организации сметного финансирования должна быть доказана главным распорядителем бюджетных средств. Также должны быть максимально использованы такие преимущества федеральных целевых программ и целевых расходов, как возможность гласно, прозрачно, на длительную перспективу привлекать для выполнения поставленных на федеральном уровне целей средства помимо федерального бюджета.