logo search
Диск для курсовой работы на тему Законодательные гарантии соблюдения принципа информированного согласия на медицинское вмешательст / Дополнительная литература / 2

Антикоррупционная деятельность в медицинских учреждениях в условиях модернизации здравоохранения

Коррупция, по мнению Президент Российской Федерации Д. Медведева, - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.

Словом "коррупция" в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие "коррупция" стало привычным и для медицины.

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Прежде всего, необходимо определить, как происходят коррупционные действия, т.е выяснить механизм коррупции. Механизм коррупции - это: а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п. - например, госпитализация заведующим отделением пациента вне очереди за вознаграждение; б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения - за проведение операции или медицинских манипуляций, которые входят в должностные обязанности; в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них - со стороны медицинских представителей. Последнее характерно для организованной преступности.

В связи с получением не основанного на законе вознаграждения служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т.п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

Вот почему иногда употребляется выражение "борьба с коррупцией и преступностью". Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема, хотя это и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.

Круг коррупционных преступлений не совпадает с должностной преступностью, ибо, например, он не включает халатность. Не вполне совпадает он и с преступностью по службе.

Коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной и иной службы. Это, прежде всего, взяточничество и посредничество во взяточничестве (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285, 285.1, 285.2 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях (ст. 201-204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272 УК РФ) и т.п.

Круг этих деяний устанавливается при изучении уголовных дел, материалов о взяточничестве, коммерческом подкупе, незаконном участии в предпринимательской деятельности, а анализ последних осуществляется начиная со статистических данных. Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел, связанных с медицинской деятельностью. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

По данным главы Верховного суда России Вячеслава Лебедева около 25% обвинительных приговоров за преступления коррупционной направленности было в 2010 году вынесено в отношении сотрудников здравоохранительных учреждений, сообщил во вторник на семинаре-совещании для председателей судов субъектов РФ. Глава ВС РФ уточнил, что всего за взятки в прошлом году осудили 1,9 тысячи человек, из них 63% получили условный срок, 25% - реальный, а около 12% подсудимых оштрафованы. Председатель ВС РФ отметил, что абсолютное большинство дел - 63% - касаются взяток в размере от 500 до 10 тысяч рублей. И только в 2,7% уголовных дел фигурировало незаконное "вознаграждение" в размере свыше миллиона рублей.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Принижение социальной роли государства и права - один из существенных моментов, влияющих на коррупционную преступность и ее характеристики.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Президентом РФ Д.А. Медведевым в мае 2011 года подписан закон, разграничивающий виды взятки в зависимости от ее размера, а также вводящий кратные штрафы в качестве альтернативной ответственности вместо уголовного преследования. Взятки будут разделены на четыре вида. Сумма обычной взятки определена в размере до 25 тысяч рублей, значительной - от 25 до 150 тысяч, крупной - от 150 тысяч до 1 миллиона и особо крупной - свыше 1 миллиона рублей.

Настоящим же нововведением стал штраф за получение взятки. За обычную взятку коррупционер может быть наказан штрафом в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы и лишением права занимать определенные должности. Или же провести до трех лет в местах не столь отдаленных. Самый крупный размер взятки может быть оценен судом штрафом в 100-кратном размере от суммы взятки, а если суд изберет тюремную меру наказания, то коррупционеру придется отсидеть от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в 70-кратном размере. При этом введен верхний потолок штрафов в 500 миллионов рублей.

За дачу взятки наказания тоже ужесточаются. Максимальным наказанием станет либо тюремное заключение от 7 до 12 лет, либо штраф в 90-кратном размере от суммы взятки.

Реализация вышеуказанных законов заключается в следующем:

1. Граждане (налогоплательщики) имеют право на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к ним, на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества, помимо предусмотренных законом и вне установленного законом порядка.

2. Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в ее разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая сторона. Поэтому раскрытие соответствующих преступлений представляет существенные трудности. Главное в их предупреждении и обнаружении - контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе.

3. Широкая распространенность коррупции и многообразие ее проявлений являются основанием для использования системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности.

4. Уголовный кодекс, являясь актом прямого действия, непосредственно позволяет привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности.

Уголовная ответственность и наказание должны наступать по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Президент также утвердил основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Развитие правового государства и гражданского общества невозможны без таких базовых ценностей, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод.

Именно поэтому госполитика направлена в первую очередь на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Впрочем, помимо законов власти планируют ориентироваться и на "исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России". В основах четко прописаны принципы госполитики: законность, демократизм, гуманизм, нравственное воспитание, сотрудничество государства с обществом и, наконец, финансирование всех перечисленных принципов за счет бюджетов разного уровня.

В условиях модернизации здравоохранения для предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц и рядовых медицинских работников ЛПУ НП "Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан" разработала и начала программу образовательных семинаров по актуальным вопросам медицинского права, этики и деонтологии медицинских работников в медицинских организациях республики, которая рассчитана на должностных лиц ЛПУ, практических врачей и медицинских сестер. Обучение проводится в рамках реализации Федерального закона "О противодействии коррупции", Указа Президента Республики Татарстан "О стратегии антикоррупционной политики" и других антикоррупционных мероприятий. В качестве лекторов привлечены ведущие специалисты в области медицинского права медицинских и юридических вузов, министерства здравоохранения Республики Татарстан, Росздравнадзора и лечебно-профилактических учреждений.

Повышение правовой грамотности медицинских работников позволит снизить количество правонарушений в сфере здравоохранения, как защитить права и свободы, так и повысить ответственность граждан - получателей медицинской помощи и медицинских работников - исполнителей государственных услуг.

Л.Я. Саляхова,

к. м. н., доцент кафедры общественного здоровья,

экономики и управления здравоохранением,

Казанской государственной медицинской академии Росздрава,

заместитель председателя Правления

НП "Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан"

Р.Ф. Шавалиев,

главный врач ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ",

Председатель правления НП "Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан",

г. Казань