logo search
ответы к гэк

Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.

Функции управления. Понятие, содержание, подходы к составу функций.

Функции управления – конкретный вид управленческ.деятельности, кот-ый осуществляется специальными приемами и способами, а также существующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления определяют устойчивый состав специфических видов управлен.деятельности, характеризуют однородностью целей, действий или объектов их приложений.

Функции характеризуют общие задачи и направление управлен.работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации.

Каждая функция представляет собой процесс, т.к. также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль считал, что существует 5 исходных функций: планирование, организация, руководство, координация и контроль.

На сегодняшний день системный подход выделяет 3 группы функций менеджмента:

Общие:

1.1. Целеполагание - процесс разработки целей.

1.2. Планирование - предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование должно осуществляться непрерывно из-за непредсказуемости и изменчивости внешней среды. Поэтому планы необходимо пересматривать и согласовывать с реальностью.

1.3. Организация – предполагает определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, включая и работу по управлению. Процесс создания структуры организации, которая дает возможность эффективно работать для достижения целей.

1.4. Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.

2. Технологические

2.1. Управленческие решения – выбор того, как и что планировать, организовывать и контролировать.

2.2. Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Организация в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

3. Социально-психологические:

3.1. Делегирование – средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственности за их выполнение.

3.2. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

В системе управления все функции объединены в единый целостный процесс, а также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая является жизненно важной для организации.

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

На основе содержания, процесса и структуры функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Основное управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функцию планирование, поскольку с помощью планирования устанавливаются параметры (величины, характеризующие процесс) функционирования системы (подсистемы).

Не противопоставляя различные взгляды на планирование (с общеэкономической и управленческой позиций), будем рассматривать его с точки зрения управления на предприятии.

При рассмотрении внутрипроизводственного планирования имеется в виду, что предприятие - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы. Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору завода, а начальнику цеха. Начальник цеха из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.

В каждой из подсистем независимо от ее уровня реализуется функция планирования. И вообще, каждая система является подсистемой лишь по отношению к вышестоящей подсистеме. А поскольку подсистемы управления предприятием - часть единой системы, то цели их функционирования должны быть согласованы, а содержание планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе управления предприятием.