logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

97. Государство и религия. Светское и теократическое государство

В мире немало государств, в которых существуют государствен­ные религии и церкви. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан незави­симо от их отношения к религии, а с ним логически связан прин­цип отделения церкви от государства, поскольку проведение в жизнь первого принципа весьма затруднительно без осуществления второго.

В наше время крупнейшие мировые религии: христианство, ис­лам и буддизм, — значительно укрепили свои позиции в мировом сообществе. Религии сегодня выступают в качестве своеобразного нравственного регулятора и основания социальной справедливости. Можно констатировать, что христианские ценности концептуально утвердились в государствах Европы и Америки, исламские стерео­типы определяют деятельность мусульманских государств, а буд­дизм нашел отображение в жизни государств Азии.

Религиозное влияние на развитие современных государств про­является в сплочении народов. Не связанные государственными границами религии способны сближать самые различные соци­альные слои, народы и страны. Как в прошлом религия играла су­щественную роль в формировании наций и их государственных об­разований, так в настоящее время религия содействует единению мирового сообщества и выступает важнейшим элементом его консо­лидации. Несмотря на межрелигиозные противоречия, доминирую­щей является общая духовная основа всех религий — признание человеческой жизни как священного дара Всевышнего. Это предпо­лагает осуждение политики, допускающей возможность массового уничтожения людей и всего живого на земле.

Религия сказывается как во внутренней, так и во внешней поли­тике современных государств, на выработке экономических, соци­альных и военных доктрин, осуществлении конкретных политичес­ких акций. Показательно изменение роли в осуществлении государ­ственной политики духовенства, которое или непосредственно вклю­чается в деятельность государственных структур, или косвенным образом участвует в политических акциях государства. Усиливается значение партий, чьи программы основаны на религиозных началах. Самую многочисленную группу здесь составляют христианско-демократические, христианско-социальные, исламские и другие аналогич­ные партии, которые ориентируются на католицизм, протестантизм и ислам.

Международные объединения религиозного характера оказыва­ют заметное влияние на все стороны жизни государств. В этой свя­зи характерна деятельность Всемирного Совета церквей, включаю­щего свыше 300 протестантских и православных церквей. В му­сульманском мире видную роль играет Организация Исламской конференции, стремящаяся консолидировать деятельность входя­щих в нее государств (объединяет в своих рядах около 50 мусуль­манских государств). Буддизм представлен в мировом сообществе Всемирным буддистским альянсом и Азиатской буддистской конфе­ренцией за мир, деятельность которых направлена на обеспечение мира и сотрудничества между народами. Известна также межгосу­дарственная деятельность католицизма, имеющего единый центр в государстве Ватикан. Отношения церкви и государства прорабаты­ваются в таких центрах религиозных теорий как Папская академия в Риме, мусульманские университеты в Каире и Тунисе, Междуна­родный исламский университет в Малайзии, духовные академии Русской Православной церкви и других центрах. На основе рели­гиозных постулатов формируются концепции, теории и доктрины взаимодействия церкви с государством и ее участия в социально-политической жизни общества.

98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные эколо­гические структуры власти. Располагая возможностью централизо­ванного принятия экологических решений, государство монополизи­ровало право на участие в решении международных экологических задач. В сфере экологии государство использует различные экологи­ческие налоги и продажу лицензий под экологическим условием.

Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движе­ний. Правительства вынуждены корректировать свое отношение к экологическим проблемам. Характерно, что ценностные ориентиры экологического движения не сводятся только к охране природы и ресурсосбережению. Фактически речь идет об отношении человека к природе и себе подобным, к технологии и экономике, принципам общественной организации и политической жизни. Экологическое движение оказывается способным в сложных условиях современно­го бытия заставить государственные структуры действовать в инте­ресах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологичес­кую политику приоритетной в политике государств. При этом необ­ходимо переосмыслить развитие как создание человеку достойной среды обитания, максимально приблизить технологию к требовани­ям природы, изменить систему образования и воспитания человека. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осу­ществляется многими государствами. Затрагивая различные направ­ления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной.

Источниками обострения глобальных проблем экологии выступа­ют: хищническое отношение человека к природе, материальное про­изводство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. Следу­ет учесть, что существует масса иррациональных элементов, трудно поддающихся политическому контролю и основательно влияющих на окружающую среду. В соответствии с программой ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕЙ) определена стратегия природоохранного сотруд­ничества, вырабатывающая долговременные и универсальные прин­ципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологичес­кой этики. При этом экологические заповеди движения зеленых вос­принимаются как формы бытия современного государства. К ним относится — экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики на основе деловой активности, плюрализм мне­ний и понятий, коллективность действий, глобальная ответствен­ность, развитие индивидуального видения будущего.

Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: услов­но благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из эко­логического кризиса: разработка долгосрочной экологической про­граммы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики.

99. Этика и эстетика государства. Институты современного государства и его деятельность долж­ны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государ­ственной власти. На это нацелена политическая этика, которая за­дается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечива­ют человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри. Отметим в этой связи появление специфи­ческой этики государственной службы, а также попытки дать мо­ральную оценку институтам власти как центральным (парламенту, президенту, правительству), так и местным.

Институты современного государства требуют бережного с со­бой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то осо­бой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу. В моральном отношении лучшим считается то государство, в котором дурным на­клонностям поставлены необходимые ограничения и обеспечены максимальные возможности для права и саморазвития людей на пути к справедливости и добру. Институты государства облегчают людям нравственное поведение и в определенной мере способны выправить моральные отклонения в поведении людей. Однако эти институты не могут заменить нравственности индивида. Более того, добродетели, которыми обладают политические деятели и граждане являются предпосылкой этики институтов государства. Добродетели — это ставшее привычкой нравственное поведение. Классические представления об основных добродетелях связаны с четырьмя (кар­динальные добродетели): мудрость, справедливость, мужество и уме­ренность. Кардинальные добродетели с учетом резкого обострения конфликтов по расовым, религиозным и социальным мотивам, рос­том наркомании дополнены такой добродетелью как толерантность (терпимость). В современном государстве гражданин должен обла­дать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать сво­их целей используя существующие институты государства.

Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государ­ствами. Именно для этих государств характерны претензии к на­сильственной гармонизации всех областей жизни, стремление со­здать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности. Фактически в тотали­тарном государстве все окутано покровом эстетики власти.

Современное государство, обеспечивая плюралистическую де­мократию, не вмешивается в культурную жизнь общества. Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются суще­ственными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств). Особенно следует выделить миф как универсальный способ челове­ческого мирочувствования с широкими возможностями его исполь­зования для некритичного восприятия мира. В начале XX столетия возник особый феномен — "социальная мифология", в виде реестра социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения определенных целей. В условиях существования современного государства заметна политизация мифа с целью его использования для сплочения людей, раскрытия их политической энергии.

77